Финансовая сфера

Банковское обозрение


16.02.2021 FinRetailFinSecurityFinTechАналитика
Embedded Finance как будущее платежных технологий

Embedded Finance — это возможность удобно и быстро расставаться с деньгами в любой момент и в любом месте. Больше нет нужды ни в POS-терминалах, ни в физическом пластике — все перешло в цифровой вид. Мы в шаге от способа оплаты из сериала «Видоизмененный углерод», где главный герой просто плевал на датчик


При планировании внедрения перспективных инноваций для финансовых организаций важно понимать, является ли это решение смелым экспериментом или необходимой частью сервиса, которую спустя два-три года будут предлагать конкуренты. И в том, и в другом случае ошибка может привести к потерям, и еще неизвестно, в каком варианте они будут больше.

На этот вопрос помогает ответить опыт других стран. Развитие платежных технологий проходит похожим образом, но с разной скоростью. Но для понимания даже среднесрочной перспективы необходимо видеть ключевые технологические тренды, которые поддерживаются платежными системами, регуляторами и центральными банками.

POS-терминал больше не нужен?

Традиционно вокруг POS-терминала построена сложная экономика, в которой участвуют производители устройств и вендоры ПО, специалисты по обслуживанию в банках, платежные системы и лаборатории, занимающиеся проверкой и сертификацией. При этом сам терминал необходимо спроектировать и произвести в Китае, сертифицировать в лабораториях, ввести в страну, растаможить и продать. И все это стоит денег, что в итоге отражается в эквайринговой тарифной линейке для торговых предприятий со стороны банков и платежных систем. Сложность поддержки и высокая стоимость для конечных мерчантов и открыли дорогу эволюции. 

Процесс вымывания POS-терминалов с пути технологического прогресса происходил волнами, и сейчас мы наблюдаем решающую стадию. Сначала китайские и корейские производители разрушили монополию Ingenico и Verifone на производство POS-устройств и эксклюзивную поставку ПО. А затем за несколько лет небольшие mPOS машинки показали, что стоимость устройства для приема карт может быть в 10 раз меньше. Правда, споткнулись о необходимость использования PIN. В связи с директивами платежных систем c 2019 года все больше регионов сталкивается с требованием эмиссии всех карт с поддержкой NFC-чипа, а также поддержки бесконтактного эквайринга. 

Наконец, с 2018 года платежные системы активно продвигают концепцию цифрового терминала (SoftPOS) как способа принимать карточные платежи без участия POS-терминала вообще. Такая же возможность появилась в Китае и соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона начиная с 2011 года в связи с повсеместным распространением QR-платежей. Закономерно, что в итоге доля платежей, принимаемых при помощи пользовательских мобильных устройств, постоянно растет. 

Что должно случиться дальше? После того, как PCI SSC выпустит новый стандарт CPoC (Contactless Payments on commercial off-the-shelf), регламентирующий использование PIN-кода на экране мобильного телефона, все больше торговых предприятий устремится в сторону программных решений, представляющих собой симбиоз классического бесконтактного эквайринга и QR-платежей. Причем в обоих случаях для приема платежа будет достаточно смартфона продавца. Давление центральных банков и война ставок продолжатся — вопрос доходности эквайринга и снижения издержек будет актуален как никогда. Но на этом процесс не завершится. 

Эквайринг перестал быть сервисом, который банки предоставляют исключительно мерчантам. Доступ к приему и обработке платежей все больше становится похож на доступ к воде и электричеству. В этом сервисе больше нет «волшебства», а значит, его сможет контролировать и предоставлять государство. Государству, в свою очередь, удобнее, когда установлены единые правила игры: весь POS-эквайринг сходится в одном национальном сетевом коммутаторе (свитче), а все участники рынка следуют национальным стандартам по дизайну, безопасности и функциональности ПО. Хороший пример — национальная платежная сеть в Саудовской Аравии (MADA), которая устанавливает детальные правила для всей национальной полумиллионной POS-сети. Есть основания предполагать, что на всех рынках, где центральные банки проводят активную политику по управлению платежами внутри страны, это останется сильным трендом.

Глобальный тренд на доминирование платформ над отдельными сервисами применительно к платежам будет означать вытеснение мелких провайдеров платежей более крупными. В зависимости от страны это будут местные крупные системообразующие коммерческие банки, центральный банк и глобальные корпорации, такие как Google, Apple, Amazon, Tencent и Ant Group. Они будут предоставлять свои приложения как сервисы, включающие в себя NFC-платежи, различные QR-коды, биометрию и все то, что придумают к этому моменту. 

Конечно, POS-терминалы и классический эквайринг не исчезнет завтра. Платежная индустрия консервативна, и новые методы оплаты при всем их удобстве и разнообразии будут внедряться десятилетиями. Множество стран еще только запускает бесконтактные проекты, QR-коды активно используются только в Азии, где и наблюдается активный рост продаж POS-машин. Но направление движения не подлежит сомнению, и продажа Ineginco компании Worldline за несколько миллиардов — яркий тому пример.

Карты больше не нужны?

Все классические платежные технологии традиционно выстроены именно вокруг платежной карты. Во многих странах классический карточный опыт — прокатывание и вставление карты в POS терминал — пользуются наибольшим доверием. Но в 2021 году бесконтактную карту можно просто приложить к терминалу, цифры на ней теперь нужны разве что для e-commerce, а магнитную полосу продолжают делать из уважения к истории. Остаются безопасный обмен данными с терминалами, PIN-авторизация и NFC-антенна.

Навороченный смартфон есть в кармане практически у каждого, а вот банковский счет — далеко не у всех. Мобильные QR-платежи позволили достичь инклюзивности — это ключевое слово определило развитие платежных технологий в таких странах, как Индия, Шри-Ланка или Китай. Быстрее всех это поняли в Китае, который сильно отставал в развитии финтех-сектора от западных стран, но и не имел на балансе legacy-технологий прошлого. Ant Group (Alipay) и Tencent (WeChat.Pay) полностью захватили платежный рынок, сделав традиционную платежную систему UnionPay лишь дополнением.  

Но опыт Китая — не для всех. Во многих государствах платежная карта, основанная на инфраструктуре VISA и Mastercard, укоренилась настолько, что победа QR-кошельков до сих пор неочевидна, несмотря на многочисленные пилотные проекты и проникновение азиатских гигантов. В той же Швейцарии нет проблем с открытием банковского счета для населения сельской глубинки в понимании Индии и Китая. Но все же платить телефоном удобно, и ответом VISA и Mastercard является токенизация — сервисы MDES и VTS, позволяющие выпустить существующую карту в виде токена внутри вашего смартфона. Это быстро, дешево и удобно для покупателя. Реальная карта становится ненужной — можно платить браслетом, кольцом или часами. Испанский банк BBVA уже начал выпуск исключительно цифровых карточных продуктов в духе концепции digital first.

 

 

Также нет никакого смысла показывать фотографию карты на экране телефона. Нет карты, нет чипа на карте и соответственно нет необходимости вводить PIN-код — производители смартфонов Samsung и Apple смогут аутентифицировать вас по отпечатку пальца или форме головы.

Карта исчезла, ужавшись до квадратика QR-кода или цифрового токена внутри брелоков и часов. И это имеет очень серьезные последствия. Например, e-commerce традиционно строился вокруг ввода реквизитов карты в форму оплаты. Но если больше нет карты, то что вводить и куда? Ничего вводить не нужно, кроме одноразового пароля (one time password, OTP), в лучших традициях SCA (strong customer authentication). Ваши платежные данные уже и так хранятся в системах Apple.Pay, Google.Pay или Sber.Pay, и практически все сделано для того, чтобы покупка происходила в одно касание.

Производители карт внедряют целую серию инноваций — карту со встроенным отпечатком пальца, вертикальную карту, карту без номера и экологическую карту из перерабатываемых материалов. Идея в том, чтобы повысить удовольствие покупателя от использования карты, чтобы было приятно держать ее в руках. Стильно, дорого и технологично, но по-прежнему отдает «ретро», и нет ничего экологичнее QR-кода или токена. Это небольшие нишевые решения, которые кардинально не сумеют изменить картину и переломить тренд на истребление «пластика».

Что будет дальше? Сейчас, чтобы заплатить с помощью Apple.Pay, необходимо просто предъявить свое лицо камере смартфона. Но это необязательно должен быть именно ваш смартфон. Национальные базы биометрических данных, роуминг между регионами и биометрическая аутентификация на стороне мерчанта — логично, удобно и дешево для всех участников процесса. Это позволит использовать для аутентификации общую сеть распознающих камер или считывателей отпечатков пальцев. Вопрос с технологичной офлайн-оплатой остается открытым. 

Банки больше не нужны, или Embedded Finance

Коммодитизация обработки платежей, вмешательство центральных банков в платежные сервисы, идентичные продуктовые линейки и как следствие острая конкуренция, бурный рост числа финтех-компаний и, конечно же, open banking под флагами PSD2-подобных директив. Казалось бы, хуже быть не может, но появляются технологические компании. Samsung, Google, Huawei, Amazon, Apple, Uber, Tencent и другие, не такие крупные, организации стали активно входить на рынок финансовых услуг, не желая допускать другие компании к своим пользователям, тем более платить существенный процент за обслуживание.

Сегодня непонятно, чем сервис банков будет лучше, чем сервис, который предоставит крупная сеть супермаркетов, получившая банковскую лицензию. Почему их мобильное приложение будет хуже? Если выяснится, что единственное отличие — исторически сложившиеся серьезные барьеры входа на рынок, то нас ждут значительные перемены. Никто не любит промежуточные звенья, которые берут денег больше, чем добавляют ценности в ценностную цепочку.

Не похоже, что «супермаркеты» вытеснят банки полностью. Они займут свою значительную часть рынка, но их преимущество будет и ограничением — лояльная аудитория. Кроме того, люди склонны выбирать более простые решения — двадцать разных токенов и кошельков в мобильном устройстве явно не выглядят просто.

Можно также наблюдать происходящее слияние платежного мира и повседневной инфраструктуры. Уже сложно встретить вендинг, куда POS-терминал если не встроен, то хотя бы не прилеплен снаружи. В системах городского транспорта чуть ли не каждый день стартует новый проект, позволяющий использовать токенизированные карты (мобильный телефон) для оплаты, прикладывая к обычным смонтированным терминалам. Городской транспорт вроде велосипедов или электросамокатов выпускается с возможностью бесконтактной оплаты картой, хотя бы через QR-код.

В мире пост-PSD2 существует небольшое количество банков, занимающихся только сервисными функциями по управлению счетами пользователей, в то время как все остальные операции выполняют либо государство, либо финтех-организации, которые сталкиваются на маркетплейсах и конкурируют по стандартизированным условиям. Люди же будут выбирать между экосистемами продуктов или интерфейсами мобильных банков. Возможно, крупные компании сделают банковское обслуживание просто частью более широкой подписки: скидка 10% на такси — и вот вам еще и льготные условия для управления финансами. Упор будет сделан на функциональность и удобство для конечного пользователя. Инициативы вроде управления личными финансами из Excel станут нормой.

Бескарточная перспектива

Для многих консервативных игроков платежного рынка главным оперативным трендом следующих трех — пяти лет будет концепция digital first, которая в том числе подразумевает отказ от физических терминалов и пластиковых карт. Можно смело предполагать существенное обострение конкуренции и выход новых игроков на рынок электронных кошельков. Основной проблемой при этом станет не стоимость перехода, а максимально долгое неприятие многими участниками платежного рынка этой концепции.

Более смелые и инновационные игроки будут экспериментировать с биометрическими технологиями аутентификации пользователей. При этом продвинутость российского рынка в карточных бесконтактных платежах будет скорее тормозить процесс перехода на биометрию, так как новому типу платежей придется вытеснять привычный опыт покупателей, которые только успели привыкнуть к прикладыванию карт.

Следующим шагом будет выбор и повсеместное внедрение какого-то одного биометрического метода в масштабах страны. Можно также предположить, что основными методами станут аутентификация при помощи отпечатка пальцев на обычном POS-терминале, как, например, в Ираке, и оплата по изображению лица, которая активно продвигается в Китае.