Банковское обозрение

Финансовая сфера


22.01.2019 АналитикаРазговоры финансистов
Финансирование МСБ — навязчивая идея

Павел Самиев, генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», обсудил с генеральным директором факторинговой компании «ЮниФактор», к.э.н., доцентом Финансового университета при Правительстве РФ Ильей Покаместовым вопросы фондирования малого бизнеса, ослабления требований к малым предпринимателям и создание маркетплейса на базе ЦБ


Илья Покаместов
Генеральный директор компании «ФАКТОРинг ПРО»
Павел Самиев
Генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам

Илья Покаместов, «ЮниФактор» Павел Самиев: Илья, начнем с вопроса о кредитовании малого бизнеса. По итогам третьего квартала 2018 года мы увидели прирост объема кредитования малого бизнеса в банковском секторе. По официальной статистике за прошлый год рост числа малых предпринимателей и выручки малого бизнеса был заметен уже тогда. Насколько эта статистика, на твой взгляд, соответствует реальному положению дел в вопросе фондирования малого бизнеса?

Илья Покаместов: Я бы не сказал, что малому бизнесу стало сильно легче. С одной стороны, никаких решений, которыми можно было бы объяснить этот рост, ни правительство, ни иные регуляторы не принимали. С другой стороны, это можно объяснить тем, что банки все больше задумываются о диверсификации. Представителей крупного бизнеса становится меньше, в том числе из-за ряда поглощений, а большие компании, оставшиеся на рынке, уже сотрудничают с крупными банками, которые могут их фондировать.

Вчера я был на одной из конференций на сессии по финансированию. Крупные компании говорили не о новых средствах, а о рефинансировании на арбитражных ставках и защите от санкций. Исследования рейтинговых агентств подтверждают тезис, что, если таким компаниям нужно привлечение средств в определенный момент, то они уже заранее знают, куда пойти и какая ставка для них будет. Там долгосрочные программы сотрудничества. Скорее всего, это и подтолкнуло банки чуть развернуться к малому бизнесу.

Павел Самиев: В прошлый раз такой разворот к малому бизнесу, в том числе активное развитие кредитных фабрик, закончился ростом просрочки. Сейчас вновь идет ослабление требований в риск-менеджменте. Повторяется ли тот же сценарий?

Илья Покаместов: Финансирование МСБ — достаточно навязчивая идея. Все хотят помочь, но не факт, что на финансировании малого бизнеса можно заработать, потому что потенциал необходимости в финансовых ресурсах у малых бизнесменов огромный, но вопрос, что будет, когда ты сведешь позицию и увидишь, что у тебя там половина в убытке из-за высокого уровня невозвратных кредитов.

Я бы не сказал, что малому бизнесу стало сильно легче

Павел Самиев: Вот как раз вопрос: если пока не брать в расчет рост объемов, кто-то зарабатывает в сегменте малого бизнеса — банки, лизинг, факторинг?

Илья Покаместов: По моим ощущениям, не сильно это получается. Новое поколение банкиров и финансистов, которые пропагандируют блокчейн, цифровизацию, комиссионный бизнес, фактически не готово к решению этого вопроса. Они иногда сталкиваются с технологическими трудностями, иногда не готовы ментально, в чем-то регулятор, абсолютно оправданно, загоняет их в парадигму Закона № 115-ФЗ.

Павел Самиев: Если говорить об объемах, то лизинговый рынок в сегменте малого бизнеса растет колоссальными темпами. Плюс 40% за первое полугодие 2018 года — это рост объема сделок с малым бизнесом. А у факторинга динамика по малому бизнесу не такая, несмотря на какое-то движение в этом направлении. Почему лизинг так мощно наращивает объемы, а факторинг нет?

Илья Покаместов: Хороший вопрос. Я буквально вчера смотрел передачу о каршеринге. В столице, по данным правительства Москвы, на каршеринге совершается более 62 000 поездок в день. Рынок огромный, а вчера или позавчера его вообще не было. На этом рынке много подводных камней, связанных с мошенничеством с аккаунтами, с состоянием автомобиля. Уже появились юристы и консультанты, которые помогают клиентам «правильно» пользоваться каршерингом и спорить с этими компаниями. Большинство каршеринговых машин взято в лизинг, и этот сегмент все-таки оперирует активом, который можно изъять. Понятно, что и предприниматель может исчезнуть, и актив может разрушиться, но мы все-таки скорее относимся к той части финансового сектора, которая работает на беззалоговой базе. Успешные с точки зрения loss account именно те компании, которые четко определяют список дебиторов, и он находится под жестким мониторингом. За пределы этого списка, состоящего обычно из 15–20 крупнейших сетей, компании не выходят никогда, ни при каких условиях. Соответственно они работают только с открытой формой факторинга. Да, здесь риск стремится к нулю, но бывают и банкротства, и неплатежи. Это надо вовремя отслеживать и оценивать. По сути, факторинг в России — это отрасль рефинансирования коммерческого кредита. Везде, где есть отсрочка, могут быть в той или иной форме услуги payables finance. Чем мы и пытаемся заниматься. Но, конечно, пионерам тяжело.

Павел Самиев: Центральный банк инициировал создание для физических лиц платформы под маркетплейс, где будет происходить идентификация клиентов и будет возможность получения всего спектра финансовых услуг для розницы, которые можно оформить онлайн. Многие банкиры и финансисты рассуждают о том, что такой же маркетплейс (а может быть, шире — экосистема) мог бы появиться для малого бизнеса. Насколько реалистично создание именно для малого предпринимателя такого инструмента, в котором можно было бы получить разные финансовые услуги, в том числе факторинговые?

Илья Покаместов: Мы почему-то привыкли считать себя отсталыми и недоразвитыми в сравнении с зарубежными рынками. Но такого уровня поддержки и сопровождения физлиц, который есть у нас, такой стоимости этой поддержки нет на Западе, и никто там даже мечтать о подобном не может. То, что Банк России решил заняться созданием маркетплейса, — это замечательно. На мой взгляд, Банк России сам возглавил этот процесс, потому что понимает свою инфраструктурную роль на финансовом рынке. Основная проблема, которая в таких системах может возникнуть, — это проблема корректной идентификации. Иначе все это может привести к фроду, дефолту и большим проблемам. Тут можно только снять шляпу. Если говорить о малом и среднем бизнесе, то я считаю, что надо такую идею поддержать.




Читайте также