Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Финтех эпохи санкций
23.09.2022 FinTechАналитика

Финтех эпохи санкций

Массовый исход из России иностранных поставщиков ПО и оборудования — серьезный вызов не только для участников финансового рынка, но и для регулирующих органов. «Б.О» разбирался: ждать ли деградации финтех-решений и снижения качества банковских услуг


Долгие годы считалось, что международные финансовые группы — носители передовых технологий и услуг, на которые молодой российский банкинг ориентируется в своем развитии. По факту же «продвинутые дети» успели вырасти и даже перегнать «предков» в развитии: таково консолидированное мнение оставшихся в России участников сектора. Вопрос в том, не сыграет ли изоляция с ними злую шутку, отбросив далеко назад.

Бенчмарк-2022 — равнение на русских

Сама мысль о том, что иностранные банки сейчас могут чем-то превосходить российские, кажется участникам рынка «крамольной». Более того, тот факт, что не все западные инструменты и практики укоренились на российской почве, некоторые эксперты расценивают как преимущество.

«В российский бизнес, действительно, привнесли когда-то определенные финансовые технологии, например секьюритизацию. Это финансовая инновация 80-х годов, которая до России докатились в нулевые. Мы знаем, что излишнее увлечение ею привело к обрушению мировых финансовых рынков 2008 года, и, возможно, хорошо, что она не прижилась, — считает Георгий Писков, сооснователь банка и системы денежных переводов «Юнистрим». — Что же касается IT в области клиентского обслуживания, то банки и финтех — как в России, так и во многих развивающихся странах — на мили опережают то, что могут предложить своим клиентам крупнейшие западные банковские группы».

Председатель правления АРБ Олег Скворцов также уверен: «Инновационными услуги, решения и подходы международных банков были лет 20 назад. Именно поэтому количество экспатов, которые работали в РФ в качестве топ-менеджеров, к настоящему времени почти сошло на нет».

Кирилл Параска, основатель банка «Хайс», считает, что «в последние пять лет скорее международные банки могут и должны у нас что-то позаимствовать, чем мы у них».

Роберт Сабирянов, сооснователь и технический директор банка для бизнеса «Бланк», уверен: «Если говорить о высокотехнологичных банках России, то российский современный банкинг — бенчмарк для мирового рынка».

Финтех для экономики потребления

Загадка мощного финтех-рывка в РФ объясняется спросом на продукты и сервис, которые распространяются на все сферы жизни, говорят эксперты. «Российская аудитория с энтузиазмом используют IT-разработки и новые стартап-модели (в сферах логистики, ресторанного бизнеса, торговли и других), в отличие от консервативной американской, где люди в большинстве своем до сих пор пользуются пластиковыми картами и традиционной системой офлайн-покупок», — отметил Борис Богоутдинов, управляющий партнер консалтинговой компании «2Б Диалог».

Вынужденная релокация: новые площадки для внедрения

Мария Шевченко, заместитель генерального директора группы QIWI, отметила, что высокий уровень развития финтеха в РФ обусловлен двумя факторами: серьезной конкуренцией на рынке и сильными IТ-специалистами.

Но независимый эксперт финансового рынка Михаил Ермаков заметил, что с конца февраля 2022 года «значительная часть российских финтех-клиентов утекла вместе с технологиями и экспатами». По его мнению, для обосновавшихся на чужбине граждан РФ будет важно «получать привычный сервис на новых местах работы и жизни».

Выходит, что релокация значительной части обеспеченного населения РФ и целых команд российских IT-специалистов будет способствовать росту качества обслуживания и развитию финтех-компаний за рубежом.

В этой связи возникает ряд закономерных вопросов, основной из которых: а стоит ли российским организациям из различных секторов вкладываться во все более дорогостоящие инновационные решения сейчас, когда конкуренция снижается, а многие эксперты прогнозируют в стране долгосрочную рецессию, в том числе перспективу, что возврат экономики к уровню 2021 года может растянуться на десятилетие, что не исключает глава СберБанка Герман Греф.

Латание дыр как неизбежность

До февральских событий в РФ присутствовали технологические IT-гиганты, продукты которых критически важны для поддержания инфраструктуры российского финансового сектора, промышленности, энергетики, транспортной логистики и т.д.

В первые же дни марта с рынка ушли многие игроки, в частности SAP и Oracle, на решениях которых во многом базировались безопасность и бесперебойность работы коммерческих банков. К этому стоит приплюсовать потерю софта IBM, Microsoft и множества других традиционных участников рынка помельче. Организации лишились возможности докупать лицензии, необходимые для обновления ПО. Спустя полгода эксперты по-прежнему спорят: насколько болезненным и дорогостоящим окажется процесс замены.

Андрей Тимошенко, директор по стратегическому развитию бизнеса ГК Innostage, не считает, что уход крупнейших зарубежных IТ-компаний из России приведет к непреодолимым сложностям с применением всех иностранных решений. По его словам, происходящее не скажется на работе серверов или большей части сетевого оборудования. «Вместе с тем ограничение или отсутствие обновлений иностранного ПО осложнит работу банков. Придется самостоятельно закрывать выявляемые критические уязвимости, — сказал эксперт. — Плюс — в том, что за годы использования многие компании приобрели компетенции, позволяющие им обходиться без техподдержки и сопровождения со стороны иностранных вендоров».

Заменить незаменимых: обходные пути или новые решения

«Если по софту в финансовом секторе есть варианты замены, то с высокопроизводительным оборудованием — большие проблемы. Пока из этой ситуации выходят за счет закупки менее производительного “железа” или приобретения оборудования того же качества, используя сложные схемы через фирмы-посредники, — заявила Анна Шведова, руководитель департамента бизнес-решений IT-компании SimbirSoft. — Сейчас нужно приложить максимум усилий, чтобы удержаться на достигнутом уровне управления бизнесом и процессами независимо от импортных решений». По ее словам, какое-то время можно продержаться на «замороженных» санкционных продуктах, если «удастся закрыть все потенциальные бреши с помощью VPN или иных инструментов, но нужно искать и альтернативы, поскольку перенос всего объема банковских данных может занять не один год».

В целом, по «серьезным» enterprise-системам вопрос перехода достаточно болезненный, констатировала Анна Шведова. Как альтернативу Oracle на рынке рассматривают PostgreSQL, но в банковской сфере, где работают с большими данными, ПО не всегда может закрыть потребности. Поэтому сейчас российские организации «ищут способы получать поддержку Oracle с помощью компаний-посредников». В обоих случаях, по ее мнению, «остаются вопросы к безопасности и бесперебойности работы ПО».

Переход с SAP, хоть это и не специализированное решение для банковской отрасли, тоже чреват сложностями: ошибки грозят не только финансовыми потерями, но и отставанием от конкурентов, считает Анна Шведова.

Мобилизация «своих» взамен ушедших

Александра Савельева, координатор проектов компании «АВ Софт», полагает, что: «уход SAP и Oracle “грозит” развитием отечественных аналогов, которые не могли подняться из-за монополии рынка, хотя пользователи еще до ухода зарубежных компаний отмечали, что некоторые из них быстрее и эффективнее».

Как заметил генеральный директор «БАРС Груп» Тимур Ахмеров, крупные банки находятся в лучшем положении, чем остальные представители бизнеса, поскольку их собственные IТ-департаменты давно разрабатывают качественные продукты под их потребности. Это относится не только к мобильным приложениям для клиентов, но и к аналитике, CRM, кредитному скорингу и, главное, к АБС, которые сегодня спасают их данные от любых форс-мажоров, уверен эксперт.

«Для коммерческих компаний других секторов преимущество SAP и Oracle состоит в том, что они предлагали пользователю ERP-систему, закрывающую все потребности организации. Сейчас в России нет крупных аналогов, способных покрыть весь технологический и бизнес-ландшафт, но есть отдельные технологии, из которых можно собирать систему, как конструктор», — рассказал Тимур Ахмеров.

Из подразделений — в вендоры

По словам эксперта «Барс Груп», в текущей ситуации владельцы наиболее успешных IТ-решений вполне могут стать вендорами для других участников рынка.

Александра Савельева видит, что «банковские специалисты готовы помогать отечественным компаниям разрабатывать функционал их продуктов, основываясь на своем опыте работы с зарубежными аналогами, что достаточно ценно».

«Банки создают много собственных решений, которые позволяют эффективно организовывать процессы. За счет этого формируется сильный клиентский сервис. Стратегически клиенты не ощутят ухудшения уровня услуг, — уверен Роберт Сабирянов. — Гораздо более важная угроза — отток специалистов и потеря центров компетенций. Проще говоря — утечка мозгов, которая скажется в долгосрочной перспективе, возможно, в течение трех — пяти или даже семи лет». Это любопытный прогноз, особенно с учетом сделанных ранее заявлений правительства, что 85% IT-специалистов вернулись в Россию.

«Для IT-специалистов сейчас российские компании, в том числе банки, выглядят как наиболее стабильный вариант трудоустройства. Работодатели будут использовать все доступные инструменты, в том числе предлагаемые государством, чтобы удерживать у себя талантливых специалистов и повышать их лояльность», — считает Мария Шевченко.

Полный отказ от западников: прогнозы рынка

Но и это не все трудности, с которыми сектор сталкивается сегодня. Роберт Сабирянов признает, что произошел рост цен на некоторые IT-услуги. Андрей Тимошенко видит риски в отсутствии возможности продления лицензий: по истечении срока использования зарубежное ПО может попросту перестать работать. А временные сложности, которые возникнут из-за отзыва сертификатов безопасности, придется решать путем обращения «к другому, в частности российскому, удостоверяющему центру».

Но означает ли это, что в недалекой перспективе российские структуры вообще откажутся от западных технологий и оборудования или же им и дальше придется искать «кривые», дорогостоящие схемы обхода санкций. В этой связи настораживает, что проблемы могут быть не только у частных коммерческих организаций, поскольку иностранные решения, а главное — оборудование, не были полностью выведены и из обращения в госструктурах.

«Скорее всего, ЦБ РФ и большинству крупных игроков национального финансово-банковского сектора удастся решить эту задачу за счет параллельного импорта и усилий по локализации самых важных для сохранения безопасности платежной и прочей инфраструктуры технологий и технических средств самого критического уровня», — ответил на вопрос Михаил Ермаков.

«Тут нужно четко разделять коммерческий и государственный секторы. В госсегменте с 2014 года начали переходить на свободное ПО и отказываться от зарубежных компонентов, в 2022 году процесс резко ускорился. Качественные российские аналоги уже созданы и активно внедряются. Предполагаю, что иностранные IT-компании B2G уйдут окончательно, — сделал прогноз Тимур Ахмеров. — А полный отказ от них коммерческого сектора маловероятен. Но и здесь стратегия на замещение реализуется довольно быстрыми темпами. Повлиял прецедент, показавший, что иностранные игроки могут в любой момент создать клиентам проблемы в операционной деятельности».

Александра Савельева обратила внимание на то, что поставщики решений «прекратили работу без какой-либо компенсации».

Время и деньги на перестройку

Олег Скворцов видит «лаг на ближайшие год-два, когда точно ничего не случится, — это время на то, чтобы перестроить процессы». С технологической точки зрения могут быть проблемы: комплектующие для банкоматов, сервера; может создать неудобство отказ от Microsoft или переход на облачные решения, российские аналоги, считает он. Председатель правления АРБ рассчитывает на компетенции российских специалистов, раньше работавших в представительствах. В том числе придется на кого-то переложить «сервисы по железу», добавил он.

Тимур Ахмеров также видит сложность перехода на отечественное ПО в переучивании IТ-персонала. «Но стоимость собранной системы будет, скорее всего, ниже, чем у продуктов западных IT-гигантов, так как клиент установит ровно то, что ему нужно, и не будет переплачивать за избыточный функционал. К тому же у SAP и Oracle сложная модель поддержки, значит, сервисное обслуживание российских разработок будет экономичнее».

Гергий Писков ответил на вопрос о масштабах финансирования нововведений примерно в том же ключе: «Банкам придется вложить немалые деньги в переход на open-source программное обеспечение. Но в целом, это положительное явление. На мой взгляд, Linux и open-source базы данных предоставляют больше возможностей, и они эффективнее с точки зрения цены в долгосрочной перспективе из-за более открытой конкурентной среды. Лицензионная нагрузка на банки снизится».

Отметим, что переход происходит на фоне серьезных финансовых потерь игроков: по данным ЦБ РФ, убытки банковского сектора за период с января по июнь составили 1,5 трлн рублей. Это произошло впервые с 2015 года.

Путь вверх или вниз?

Сейчас делается множество прогнозов о примитивизации различных видов российского бизнеса: как в силу «усыхания» рыночной конкуренции, так и из-за снижения платежеспособного спроса. Опрос участников финансового сектора показывает, что они пока не видят подобных предпосылок.

Финтех-отрасль точно не будет деградировать, а скорее получит новый виток развития, уверен Кирилл Параска.

По словам Марии Шевченко, конкуренция — фактор, который не допустит примитивизации банковских услуг. «Адаптивность российского финтеха корнями уходит во времена зарождения рынка. До принятия Закона № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” сектор не имел искусственных барьеров и во многих аспектах был самостоятельным. Присутствовали элементы саморегулирования: важную роль играли различные профильные ассоциации. А последующее регулирование выступило дополнительным драйвером в эволюции платежей в частности и индустрии в целом, — пояснила она. — Это стало возможным благодаря инфраструктурным и поддерживающим мерам со стороны Банка России. Самостоятельность отрасли и плодотворное сотрудничество с регулятором позволили избежать упадка и оперативно предложить актуальные продукты. НСПК и банки уже представили решения, которые дали возможность сохранить привычный уровень сервиса с учетом текущих ограничений».

Потери и приобретения кризиса-2022

Банкир Роберт Сабирянов заверил, что в отечественных кредитных организациях занялись проработкой замещения программных и инфраструктурных решений еще до того, как зарубежные поставщики начали заявлять о прекращении продажи продуктов, их поддержки и вообще об уходе из России. В частности, ДБО Бланк — полностью собственная разработка с использованием качественных open source решений, не зависящая от внешних факторов.

«Однако мы теряем самый ценный ресурс — время, так как изменение внешних факторов заставляет смещать фокус с продуктовых задач на управление рисками, включая перестроение цепочек поставки оборудования, обучение персонала пользованию новыми продуктами, — пояснил сооснователь «Бланка». — Уверен на 100%, что банкам пришлось отказаться от определенных решений, каких — зависит от каждой конкретной организации».

Роберт Сабирянов предложил «посмотреть на данный кризис с позитивной стороны: произошел автоматический аудит используемого ПО и оборудования — можно отказаться от неэффективных решений; именитые вендоры, лейбл которых часто увеличивал стоимость решения, могут быть замещены менее известными, но эффективными по соотношению цена / качество / поддержка решениями; внедряются open source решения; появляются ниши, которые могут быть заняты».

Тимур Ахмеров надеется, что использование зарубежного ПО в коммерческом секторе сохранится, что позволит избежать изоляции технологий и как следствие замедления прогресса.

Перестройка, но не гласность

Еще один вопрос связан с тем, что и регулятор, и правительство сейчас не только закрывают важную для прогнозирования статистику, но и блокируют доступ к определенным государственным сервисам.  

Например, и банкиры, и органы электронного правительства вложили много усилий и средств, чтобы внедрить бесшовную электронную ипотеку, включая электронные закладные. Но в начале июля текущего года Госдума утвердила закон, согласно которому данные Росреестра о владельцах недвижимости, а также обременениях, арестах, площади, назначении (и даже кадастровый номер) должны быть засекречены, что существенно осложнит любые сделки. Среди причин такого решения назывались и геополитические.

«Государство нацелено на повышение прозрачности всех действий и операций, поэтому, по нашему мнению, тренд на цифровизацию сохранится», — полагает Анна Шведова.

Тимур Ахмеров также уверен, что переход к электронным сервисам и тотальная цифровая трансформация — необратимые тренды, с каждым годом государственные и коммерческие услуги оказываются все оперативнее, а их ассортимент расширяется.







Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ