Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Где цифровым банкам жить хорошо
29.09.2021 FinRegulationFinTechАналитика

Где цифровым банкам жить хорошо

В мире только 5% прибыльных цифровых банков: из них почти 85% находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, два — в Великобритании и один в России. В исследовании BCG рассматриваются причины взрывного роста цифровых банков в азиатских странах, анализируются бизнес-модели и приводится дорожная карта по развитию digital банкинга


Золотые ключики к успеху цифрового банкинга

Даже в самых развитых с точки зрения цифрового банкинга странах прибыльны не все участники рынка: в Азиатско-Тихоокеанском регионе таких только 20%. Всего в Азии и Океании насчитывается 50 цифровых банков, большинство — участники консорциумов и обязаны своим появлением технологическим гигантам и нефинансовыми структурам: Sony Group Corporation (домашняя и профессиональная электроника), Rakuten Inc. (платформа для электронной коммерции), Kakao Corp. (крупнейший южнокорейский мессенджер), Paytm (индийская цифровая экосистема финансовых и лайфстайл-услуг). Успешные цифровые банки используют технологии, к которым потребители привыкли благодаря Alibaba, Tencent, Grab и FlipKart. Более 70% digital-банков в Азии и Океании созданы в 2016 году или позже.

Битва за потребителей только началась: ни один из лидеров цифрового банкинга не захватил более 2% доли рынка депозитов и кредитов в рамках своих целевых сегментов (как правило, розничных клиентов и малого бизнеса).

Все прибыльные цифровые банки мира создали сильные предложения по кредитованию, и на ранних этапах полагаются в первую очередь на процентный доход. Беспроигрышный путь — начать с простых, но необходимых продуктов: платежи, розничные кредиты или сберегательные счета. Платежи обеспечивают регулярное использование цифрового банка клиентами, кредитование приносит прибыль, а депозиты повышают ликвидность за счет недорогого источника финансирования.

Клондайки для digital banking

По данным исследования, в США нет ни одного прибыльного цифрового банка, а в Европе их всего три. Именно страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а вовсе не Америка с Европой являются точками роста для цифрового банкинга в будущем.

По мнению аналитиков BCG, банковский сектор Юго-Восточной Азии значительно вырастет в ближайшие годы: Вьетнам, Филиппины и Индонезия могут показать двузначный рост с 2019 по 2024 год.

Наибольший потенциал имеют шесть рынков. Первый из них — рынок Малайзии с подкованным в цифровых технологиях населением, где на государственном уровне создаются условия для цифровизации финансовых услуг. Несмотря на то что проникновение банковских услуг составляет 92%, остаются возможности для роста. Поэтому Центральный банк страны Bank Negara Malaysia к началу 2022 года намерен выдать до пяти банковских лицензий. Но из-за высокой конкуренции рынок Малайзии — не самый простой для иностранных цифровых банков.  

К преимуществам рынка Индонезии относится возрастная структура населения: каждый второй житель страны моложе 30 лет. Кроме того, по прогнозу в течение пяти лет рост среднего класса в стране составит 130%, что увеличит востребованность банковских продуктов. Но получить банковские лицензии в самой густонаселенной стране Юго-Восточной Азии непросто, поэтому слияния и поглощения — правильный путь проникновения на рынок. 

Филиппины, занимая вторую строчку по численности населения в регионе и обладая быстрорастущей экономикой и низким проникновением банковских услуг, становятся интересным рынком. Тем более что правительство уже выдало три из пяти планируемых лицензий для создания цифрового банкинга.

Высокий рост ВВП делает Вьетнам также привлекательным местом для развития цифрового банкинга. В стране доминирует денежная экономика, но банковский сектор быстро расширяется и сейчас обслуживает 40% населения. В ближайшее время Центральный банк SBV не собирается выдавать отдельные лицензии на цифровой банкинг, но стремится выпустить нормативные документы, чтобы дать банкам регуляторные механизмы по запуску онлайн-продуктов.

Таиланд обладает зрелой экономикой по сравнению с другими странами Азии. Но ограничения на иностранное владение бизнесом и отсутствие какого-либо официального процесса лицензирования цифрового банкинга делают перспективы доступа в страну неопределенными.

Рынок Индии с его миллиардным населением легок на подъем и достаточно велик, для того чтобы цифровые банки ориентировались на внутренний спрос. В совокупности с большим количеством местных IT-специалистов у иностранных и местных игроков есть хорошие возможности для масштабирования бизнеса в Индии.

Дорожная карта 

Чтобы цифровому банку выйти на новый рынок, по мнению BCG, регулирующим органам государства нужно продемонстрировать шесть качеств: 

  • инновационность — способность предоставлять расширенные финансовые услуги, улучшающие обслуживание клиентов и развитие отрасли в целом. При этом разрушения традиционных банковских моделей произойти не должно; 
  • ответственность — новые участники рынка должны иметь замкнутые источники финансирования, реальное, а не формальное ключевое руководство и соответствующий персонал. Акционеры также должны быть заинтересованы в развитии направления; 
  • релевантность — регулирующие органы будут изучать стратегию нового игрока. Она должна быть направлена на оказание положительного экономического и социального эффекта, способствовать повышению доступности банковских продуктов для населения и бизнеса; 
  • устойчивость — необходимо показать, что банковская модель безопасна и устойчива к волатильности. Доказательством этого служат четкий план корпоративного управления, а также наличие систем и средств контроля безопасности;
  • готовность — новые игроки могут показать, что они на шаг впереди конкурентов, предложив план выхода на рынок, который могут выполнить сразу после получения лицензии;
  • вовлеченность — следует сотрудничать с регулирующими органами, чтобы понять их цели в отношении развития рынка, а также требования, возможные регуляторные проблемы. Новый игрок должен также продемонстрировать готовность решать возможные проблемы.

Для создания цифрового банка потребуется от 22 до 30 месяцев. Дорожную карту можно разделить на три этапа: приложение, сборка и запуск. 

Первый этап — организация выхода на рынок готового приложения. Один или два месяца потребуется для заключения соглашений о партнерстве, от трех до четырех месяцев — на разработку и документирование бизнес-планов и один месяц на прохождение внешнего аудита (если этого требуют регулирующие органы).

Этап сборки необходимо начать с разработки минимально жизнеспособного продукта (MVP), что включает в себя окончательную доработку самого продукта и сопутствующих аналитических средств и технологий. 

Третий этап, этап выхода на рынок, запуск, подразумевает создание стратегии каналов сбыта, маркетинговые инициативы и позиционирование бренда. 

Нет единого пути к успеху при выходе цифрового банка на новые рынки. Компании должны оставаться гибкими и готовыми адаптироваться к новым условиям по мере появления свежих идей или расширения возможностей. Каждый новый игрок неизбежно столкнется со своими проблемами, заключают аналитики BCG.






Новости Новости Релизы