Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Госуслуги нужны и большим, и маленьким
29.09.2022 FinRegulationFinTechАналитика

Госуслуги нужны и большим, и маленьким

Круглый стол «Банки и госуслуги» в рамках XIX Международного банковского форума АБР «Банки России — XXI век» показал, что экосистема госуслуг заработала в полную силу


Госуслуги стали ответственными посредниками между банками и их клиентами в процедуре аутентификации и в передаче верифицированных сведений. Биометрия и «Цифровой профиль» прочно вошли в жизнь граждан нашей страны.

«Однако количество государственных ведомств, с которыми приходится взаимодействовать банкам, громадно. Отрадно то, что не только в силу законодательных требований финансисты односторонне предоставляют им информацию. Все чаще и чаще государственные сервисы, в свою очередь, поставляют банкирам те или иные данные, которые позволяют последним оптимизировать свои бизнес-процессы. С точки зрения клиентов банков, это выглядит как ускорение и упрощение клиентского пути, убирает из него излишний документооборот», — отметил в своем вступительном слове Алексей Войлуков, вице-президент Ассоциации банков России (АБР), выступивший модератором круглого стола «Банки и госуслуги».

Алексей Войлуков (АБР). Фото: АБР

К чему стремиться и что поправить?

«Мы наблюдаем, как активно и быстро реализуется дистанционное взаимодействие клиентов и банков по разным направлениям: открытие счета или электронного кошелька, получение кредита и оформление ипотеки, платежи за ЖКУ, сведения о заказных письмах и штрафах, — перечислил достижения модератор, — однако есть к чему стремиться, и есть что требуется поправить».

Обсудить эти и другие вопросы вице-президент АБР пригласил Кирилла Пронина, директора департамента финансовых технологий Банка России; Артема Калашникова, директора проекта банка ГПБ; Николая Займенцева, заместителя начальника управления стратегического развития и цифровой трансформации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр); Алексея Никитина, директора по проекту «Одно окно» и платежным технологиям Российского экспортного центра; Елену Шейкину, председателя правления НКО «Мобильная карта», а также Ивана Семагина, директора по взаимодействию с государственными органами компании «Яндекс, финансовые сервисы».

Первым слово было предоставлено Кириллу Пронину, который сказал «У нас в стране уже практически все финансовые сервисы предоставляются онлайн. Залогом их успешной работы является не только умение обрабатывать те большие данные, которые накапливаются и обрабатываются участниками финансового рынка, но и возможность использовать те данные, которые содержатся в ГИС федеральных органов исполнительной власти (ФОИВов). Соответственно успешное подключение к госуслугам сегодня стало залогом повышения конкурентного преимущества каждого участника».

Кирилл Пронин (Банк России). Фото: АБР

По словам представителя регулятора, важно, что данные, которые можно получать через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) или Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), уже используются многими для идентификации, согласно Закону № ФЗ-115, для скоринга клиентов, поскольку не всегда у банка достаточно своих данных для этого, для предзаполнения ряда документов при заключении договоров с клиентами благодаря подтягиванию данных из, например, сервиса «Цифровой профиль» или Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Хорошо работает электронный сервис по взаимодействию с Росреестром, приближая эру полностью цифровой ипотеки.

«Доступность государственной инфраструктуры и соответствующих сервисов приобретает критически важный характер для финансового рынка. Это означает, что интеграция инфраструктур банка и госуслуг должна обеспечить работу “24 на 7”. Для этого необходим ряд непростых мероприятий по обеспечению непрерывности доступа к сервису. Здесь есть еще над чем нам всем поработать. Плюс к этому необходимо развивать новые сервисы, например “Госключ“, разработанный Минцифры, который позволяет использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись (УНЭП). Большие перспективы у ГИС ЕБС, но есть претензии к некоторым банкам в области сбора биометрии. Поэтому задача Банка России в этой связи заключается в создании регуляторных условий для качественного использования всех сервисов в рамках предоставления финансовых услуг», — добавил Кирилл Пронин.

«Мое жилье», «Одно окно» и другие госсервисы

Далее немало времени работы круглого стола было посвящено разбору конкретных бизнес-кейсов интеграции портала госуслуг и банков. В частности, Николай Займенцев (Росреестр) презентовал важный этап в развитии суперсервиса «Мое жилье», в котором ведомство совместно в Минцифры ставит перед собой задачу дать рынку набор инструментов, позволяющих цифровизировать процессы всех участников рынка недвижимости. А буквально за несколько недель до Форума АРБ распоряжением Росреестра № Р/0256 от 15.09.2022 были утверждены Основы электронного взаимодействия Росреестра с кредитными организациями и застройщиками. В документе четко прописаны условия обеспечения безопасности взаимодействий, предусмотрена оптимизация издержек и затрат, а также описаны критерии удовлетворенности качеством оказания государственных услуг Росреестром. Главное, в документе указаны механизмы сокращения сроков осуществления государственной регистрации прав, а также предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, в срок не более одного часа. Кроме того, запуск суперсервиса «Цифровой помощник», привнесет в работу Росреестра искусственный интеллект и позволит провести реинжиниринг и оптимизацию технологических процессов.

На экране Николай Займенцев (Росреестр). Фото: АБР

Алексей Никитин посвятил свой доклад ходу проведения реформы Российского экспортного центра, в частности отлаживанию механизмов взаимодействия с банками. Он подробно рассказал о создании экосистемы «Одно окно» экспортера. Задача проекта состояла в построении бесшовной цифровой среды для потенциальных экспортеров и предпринимателей за счет реализации полного процесса по выставлению счетов и формированию распоряжений плательщиков на оплату в электронной форме, их последующей моментальной оплате с приходом от банков получателям платежей юридически значимых подтверждений. Проект выполнялся во исполнение требований ФЗ-353 от 14.07.2022 и Приказа Минфина по согласованию с Банком России «Об утверждении порядка взаимодействия банков, иных кредитных организаций с ИС “Одно окно” в сфере внешнеторговой деятельности».

 

Алексей Никитин («Одно окно»). Фото: АБР

Елена Шейкина («Мобильная карта»), опираясь на многолетний опыт работы в области обеспечения платежей в индустрии развлечений, рассказала о некоторых ограничениях сервиса «Цифровой профиль», не позволяющих использовать его в качестве единственного источника проверки сведений о клиентах. Она привела примеры недоступности сервисов ГИС с доступом через СМЭВ в 2022 году и других проблем, несущих серьезную угрозу платежным системам. В итоге она предложила создать Единый сервис электронного обмена по принципу «Одного окна» с возможностью не только получать данные с согласия гражданина, но и верифицировать сведения, полученные банком от клиента.

Иван Семагин («Яндекс, финансовые сервисы») напомнил собравшимся о том, что просто набора сервисов, пусть даже лучших, недостаточно: необходимо добиться их синергии. Он предложил изучить опыт «Яндекса». Иначе велик риск проиграть конкурентную борьбу иностранным технологическим гигантам.

Иван Семагин («Яндекс, финансовые сервисы»). Фото: АБР

«Государственную политику в области равнодоступности электронных финансовых сервисов наверняка должен взять на себя Банк России совместно с Минцифры. Никому больше это не по силам. Особенно если речь идет от тех небольших финансовых учреждениях, для которых тотальная цифровизация неподъемна по бюджетным, кадровым и иным причинам», — заступился в финале дискуссии за МСБ Артем Калашников (ГПБ).

Артем Калашников (ГПБ). Фото: АБР






Новости Новости Релизы