Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Исповедимый путь
10.06.2011 Мнение

Исповедимый путь

В условиях глобальной конкуренции Россия не может рассчитывать на успех, не имея международного или, по крайней мере, регионального финансового центра. Пока движение в этом направлении происходит не так быстро, как хотелось бы, однако стране уже есть чем похвастаться 


Программы создания МФЦ успешно реализуются в Китае, Корее, Индии, развивается бразильский финансовый рынок. Количество стран, имеющих такие программы, за последние семь лет увеличилось с 10 до 20.

Идея создания МФЦ в России давно обсуждается органами власти, участниками рынка, и все сходятся во мнении, что она реализуема. Казалось бы, идея уже трансформировалась в концепцию, а концепция в конкретные действия. Однако в ходе реализации концепция и план действий претерпевают изменения, что замедляет выполнение планов по созданию МФЦ. К концу 2010 года из всех министерств и ведомств, участвующих в программе, ни одно полностью не выполнило свои обязательства.

Двигаться быстрее, увы, не получается. Обычные бюрократические процедуры согласования растягиваются во времени и не соответствуют темпу, необходимому для создания МФЦ. Кроме того, есть ряд проблем, требующих принятия радикальных мер, которые вызывают настороженное отношение со стороны чиновников. Например, дефицит бюджета блокирует принятие стимулирующих налоговых мер. А изменение налогового регулирования — принципиальная задача, к необходимости решения которой мы все равно подойдем.

В разных странах подходы к созданию льготного налогового режима различаются. Есть такие механизмы, как полное освобождение от налогов всех доходов, получаемых при проведении операций с ценными бумагами. Применение нулевых ставок по таким доходам распространено в Бразилии, Венгрии, Индонезии, Тайване и других странах. К сожалению, такое решение для нас сегодня невозможно. Есть опыт Словении, Индии, Таиланда, где ставки налогообложения по различным операциям сопоставимы с российскими, зато гораздо больше льгот.

Среди других необходимых условий для создания МФЦ можно выделить также высокое доверие институтам защиты прав собственности, включая судебную систему; эффективную систему регулирования и надзора; полноту и стабильность законодательства, устанавливающего правила игры на финансовом рынке; защиту прав инвесторов.

Дефицит бюджета блокирует принятие стимулирующих налоговых мер

Пока российские площадки уступают международным в плане законодательного обеспечения прав и интересов собственников. На реформирование законов, обеспечивающих действенную правовую защиту собственности, естественно, требуется время. Можно и нужно обращаться к международному опыту, включая учреждение финансового трибунала по спорам участников МФЦ. Кстати, уже звучали предложения учредить подобный институт при Высшем арбитражном суде РФ. Примеры успешного функционирования таких организаций уже есть. Так, Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия представляет посредством арбитража независимое и окончательное разрешение споров, связанных с любыми финансовыми сделками между сторонами. А в 2011 году в Гааге должен появиться финансовый трибунал.

Что касается системы регулирования и надзора, в определенной степени регулятивные полномочия могут получить СРО — например, в части определения стандартов по некоторым операциям, обязательной экспертизы законодательных инициатив и нормативных актов, что позволяет публично влиять на мнение регулятора и предотвращать возможные конфликтные ситуации.

По-прежнему актуальна задача совершенствования законодательства о рынке ценных бумаг. Так, при выпуске и применении новых финансовых инструментов возникает необходимость их законодательного закрепления. Это ведет к резкому замедлению развития финансового сектора.

Часть законов, которые планировалось принять в соответствии со стратегией создания МФЦ, начинают работать. У некоторых была непростая судьба. Долгое время Госдума работала над поправками в закон «О рынке ценных бумаг», направленными на уточнение перечня существенных фактов деятельности АО, подлежащих публичному раскрытию. Также несколько лет ушло на работу над законом об инсайде. Как он будет реализоваться на практике, пока оценить сложно. Процесс составления необходимого списка инсайдеров, который должен формироваться в соответствии с законом, оборачивается сейчас для бизнеса бумажной волокитой. Закон о клиринге, который был принят Госдумой в начале января 2011 года, вступит в силу через год, поэтому выводы делать рано. Только правоприменительная практика может дать объективную оценку принятым законам. В процессе работы над текстом закона о клиринге из него были исключены нормы, касающиеся налогообложения клиринговых услуг. Таким образом, до конца 2011 года, то есть до момента вступления в силу закона о клиринге, необходимо либо принять отдельный закон, либо внести поправки в Налоговый кодекс, которые бы сняли неопределенность в этом вопросе.

Особого внимания заслуживает ликвидационный неттинг, принятый в рамках закона о клиринге. Сейчас отсутствие однозначной возможности использования механизма ликвидационного неттинга — серьезный фактор, сдерживающий развитие срочного рынка. Использование в отношении финансовых сделок общих норм законодательства о банкротстве, регулирующих режим исполнения обязательств должника и порядок отказа от исполнения сделок должника, не позволяет обеспечить максимально возможное снижение системных и кредитных рисков при совершении сделок с производ­ными финансовыми инструментами. Механизм ликвидационного неттинга применяется почти во всех развитых странах. Для иностранных финансовых институтов это определенного рода гарантии и возможность снизить риски своей деятельности в России.

Более трех лет ведется работа над законопроектами о создании центрального депозитария, о биржах и организованных торгах. Частично затягивание процесса объясняется наличием различных точек зрения как среди его участников, так и среди органов власти. Надеюсь, эта работа до конца 2011 года будет закончена. Кроме того, важно завершить работу над законопроектами о секьюритизации, о техэмиссиях, о создании системы пруденциального надзора за участниками рынка ценных бумаг.

России все-таки уже есть, чем похвастаться. У нас сформировалась зрелая инфраструктура в виде бирж, инвестбанков, брокерских домов, на равных конкурирующих с международными финансовыми институтами. Например, объем биржевых операций на ММВБ значительно превышает любую биржевую площадку в Восточной Европе. Активно развиваются новые сектора финансового рынка. В частности, биржевой срочный рынок, рынок фондовых инструментов компаний средней и малой капитализации. Инициатива здесь идет снизу — со стороны бирж, эмитентов, институциональных инвесторов. Все крупные международные инвесторы знают и присутствуют на российском рынке, пусть и в не слишком значительных объемах. Уверен, что модернизация законодательной базы создаст необходимые предпосылки для кратного расширения финансовых рынков России.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ