Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Как горячие пирожки: пандемия не ослабила интерес к франшизам
27.05.2021 FinRetailАналитика

Как горячие пирожки: пандемия не ослабила интерес к франшизам

Несмотря на кризис, рынок франчайзинга в России оживает. Благодаря использованию отлаженных моделей ведения бизнеса и дополнительным мерам поддержки приобретение франшизы остается комфортным вариантом развития малого бизнеса


В прошлом году оборот малых предприятий снизился примерно на 2,8 трлн рублей, подсчитали специалисты НРА. Как выяснил в ходе опросов РСПП, среди малых предприятий отрицательный эффект пандемии ощутили более 60%, когда среди крупных — только 35% компаний. А по данным аналитической службы FinExpertiza, к августу 2020 года прекратили работу более 1 млн российских МСП, т.е. почти каждый пятый бизнес в этом сегменте.

Несмотря на неутешительные тенденции, на рынке готового бизнеса активность не снижается. По статистике Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), в прошлом году количество объектов, открытых по франшизе, выросло на 8% — до 75 тыс. РАФ оценивает вклад франчайзинговых предприятий в экономику в 2,1 трлн рублей, или 2% российского ВВП. Для сравнения: на родине франчайзинга — в США — этот показатель составляет 3% ВВП.

Одним из самых крупных сегментов франчайзинга в России всегда являлись проекты, связанные с общественным питанием (около 30% франшиз, по данным РАФ). Однако в прошлом году количество заявок на франшизы ресторанов сократилось на 60%. Еще больше пострадали сегменты офлайн-развлечений, фитнеса и турбизнеса. Но спрос на них с осени 2020 года постепенно восстанавливается.

Снизился средний чек по приобретению франшизы. По данным «Опоры России», в 2020 году почти на 15% вырос спрос на франшизы стоимостью до 1 млн рублей. Особенно велик интерес к самым недорогим франшизам — от 200 до 300 тыс. рублей. К ним относятся инстаграм-магазины, вендинговые автоматы и пункты выдачи заказов интернет-магазинов.

Традиционно интерес к франчайзинговому бизнесу возрастает в кризис, когда предприниматели снижают свой аппетит к риску и полагаются на проверенные схемы ведения бизнеса. Предприятия, действующие по модели франчайзинга, демонстрируют повышенную финансовую устойчивость. В то время как самостоятельный бизнес «бьется» с проблемами в одиночку, большинство франшиз оказывают разностороннюю помощь своим партнерам, предлагая антикризисные меры и адаптируя маркетинговую стратегию бренда под ситуацию. Благодаря этому крупные франчайзинговые сети в 2020-м продемонстрировали неплохие показатели роста. Например, вырос спрос на франшизы курьерской доставки, магазинов у дома, медицинских лабораторий, аптек и дистанционного образования. Также по-прежнему «в топе» — франшизы парикмахерских, салонов красоты и сервисных центров.

Определеннукю роль играет и государственная поддержка, оказываемая не просто малому бизнесу, но направленная именно на франчайзинг. Например, столичные предприниматели, ведущие бизнес по франшизе, с 2019 года могут получать компенсацию от правительства Москвы. Эта субсидия покрывает расходы не только на оплату вознаграждений правообладателю (до 50% паушального взноса и до 100% роялти), но и на приобретение оборудования (до 35%), проценты по кредитам на покупку оборудования и развитие хозяйственной деятельности, оплату коммунальных услуг (до 70%). Совокупный объем компенсации на все виды расходов может составлять максимум до 1 млн рублей ежегодно. 

Кроме того, учрежденный правительством Москвы Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, предоставляющий МСП поручительства в объеме до 70% кредита, оценил в сумму свыше 0,5 млрд рублей объем кредитов, которые его заемщики уже привлекли на развитие бизнеса по модели франшиз. Среди них пиццерии, розничные магазины, пункты медицинских анализов, медицинские центры и ветклиники. Речь идет о кейсах, где Фонд поручился за предпринимателей, которые за счет кредита в банке-партнере приобрели франшизу. В такой схеме кредиторам понятен источник средств на оплату заемщиком расходов по кредиту. 

По данным Фонда, схема франчайзинга перспективна, позволяет предпринимателю во многих случаях быстрее запустить бизнес и избежать ошибок, хотя большинство кредиторов пока видят высокий риск в финансировании «нулевых» предпринимателей, даже если они делают первый шаг по франшизе. В свою очередь, представители ЦБ заявляли о рассмотрении возможности снижения нормативов резервирования для финансовых организаций при кредитовании участников рынка франчайзинга. Однако для этого требуются обобщенные статистические данные, подтверждающие повышенную финансовую устойчивость предприятий данного сектора по сравнению с другими заемщиками. 

Растущий интерес к франшизам позволяет предположить, что этот рынок в России будет развиваться более быстрыми темпами, чем сегмент МСП в целом. По прогнозам РАФ, в 2021 году рынок вырастет на 20–25%.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ