Банковское обозрение

Финансовая сфера


  • Как криптостартапу получить разрешение на работу в Швейцарии
05.10.2020 Best-practice
Как криптостартапу получить разрешение на работу в Швейцарии

Чтобы криптосервис мог работать в соответствии с требованиями регулятора, компании необязательно сразу получать “тяжелую” лицензию банка. Какие же исключения в законодательстве помогут ускорить запуск продукта и что нужно учесть при создании криптохранилища?


По мере взросления криптовалютного мира авторизация становится отраслевым стандартом, знаком качества, подтверждающим, что пользователи могут доверять сервису. В ближайшие четыре года Европейский союз представит новые правила, которые позволят внедрять блокчейн-технологии и криптоактивы в традиционный финансовый сектор. Но пока необходимость получать разрешение регулятора на финансовую деятельность остается главным препятствием при выходе на рынок и ассоциируется у стартапов с большими тратами времени и средств. Хотя это не всегда так. 

Каждая бизнес-модель требует специфического вида лицензирования и юрисдикции. В этой статье я расскажу о том, какие возможности криптопроектам дает швейцарская система регулирования и как ими грамотно воспользоваться, чтобы ускорить запуск продукта.  

Закладываем фундамент

Регулированием деятельности финтехов в Швейцарии занимается FINMA (Swiss Financial Market Supervisory Authority). В стране предусмотрено пять типов авторизации финансовой деятельности: licensing, recognition, authorisation, approval и registration. Но в основном используются два ― recognition и authorisation. 

От вида авторизации зависит многое: 

  • разрешенные виды деятельности;
  • варианты онбординга клиентов;
  • юрисдикции, в которых вы можете привлекать пользователей;
  • документы, принимаемые для идентификации пользователей;
  • способы хранения клиентской информации
  • многое в части процедур AML;
  • лимиты по транзакциям;
  • требования к капиталу;
  • регулярность и методология проводимых аудитов 
  • многое другое….

Условия, которые вы выберете при подаче заявки на соответствующий тип авторизации, определят ваши бизнес-возможности и степень ответственности на годы вперед. В начале пути кажется, что разобраться в этом практически невозможно и хочется отдать все на откуп юристам. Но на практике только погружение в тему и тесное взаимодействие со специалистами поможет создать эффективную юридическую модель и стратегию для ее развития, которая не потребует колоссальных инвестиций на старте и обеспечит максимально быстрый вывод продукта на рынок.

Шаг 1. Песочница

Начать криптосервис можно в так называемой «песочнице» FINMA. На основе ее инфраструктуры молодая компания может полностью разработать продукт, принимать деньги клиентов, продавать финансовые услуги, выпускать банковские карты, то есть по факту осуществлять деятельность еще до получения авторизации. 

Попасть в «песочницу» могут финтехи, которые соответствуют следующим требованиям:

  • общая сумма активов, полученных под управления от клиентов, не превышает 1 млн швейцарских франков (1,1 млн долларов);
  • принятые средства не инвестируются и по ним не выплачиваются проценты (при этом вы можете  использовать собственные активы компании, зарабатывать на них и ― если это предусматривает ваша модель ― выплачивать процент клиентам);
  • вкладчики должны быть заранее проинформированы, что FINMA не осуществляет надзор за финтехом и сохранность средств, размещенных на счетах клиентов не гарантируется системой страхования вкладов (это правило распространяется на все виды авторизации за исключением банковской деятельности, где надзор со стороны FINMA и страхование вкладов обязательны).  

Если стартап выполняет эти требования, компания может временно обойтись без авторизации у регулятора. Об этом обязательно нужно подготовить юридически значимый меморандум, составить который помогут профессиональные юристы.

Однако когда компания перерастет ограничения «песочницы», вопрос получения авторизации у FINMA станет краеугольным камнем для дальнейшего развития финтеха и одним из решающих факторов для ускорения коммерческого запуска продукта.

Шаг 2. Саморегулируемые организации

У большинства стартапов нет миллионов швейцарских франков, которые необходимы для получения полноценной банковской лицензии от FINMA, включая выполнение требований к минимальному размеру капитала. В этом случае можно вступить в одну из 11 саморегулируемых организаций (СРО), работающих в Швейцарии, и получить статус финансового посредника.

 

 

Финансовый посредник получает одобрение регулятора на каждый отдельный вид деятельности, а не сразу на большое число, как в случае с банком. При этом услуги можно оказывать только по той схеме, которая прошла авторизацию: если меняется структура продукта, нужно снова получать одобрение СРО или FINMA. 

Участники СРО могут вести более десяти видов деятельности ― от управления активами и валютообменных операций до денежных переводов, страхования и услуг, связанных с новыми методами платежей, к которым относятся и операции с криптовалютой. При этом компания может предоставлять услуги клиентам, находящимся как в Швейцарии, так и зарубежем, как компаниям, так и индивидуальным клиентам. 

Стоимость вступления в СРО ― несколько тысяч франков, плюс ряд ежегодных платежей, оплата аудита и т. д. Например, в Aximetria при 60 тысячах пользователей - общие расходы на СРО составляют около 100 тысяч швейцарских франков в год. Это гораздо меньше, чем расходы на получение банковской лицензии.

Если вы решите вступить в СРО, будьте также готовы  к довольно большим расходам на юридическое сопровождение: они могут составить от 150 до 400 тысяч швейцарских франков. За эти деньги юристы правильно опишут модель вашего продукта, составят десятки обязательных приложений и формуляров, доказывая СРО, что вашему криптосервису подходит именно такая форма регулирования. 

Срок регистрации в СРО не превышает трех месяцев с момента подачи заявления. Если нужно ускорить процесс до пары недель, можно воспользоваться опцией fast trek за 1500 франков.

Пользуемся исключениями

Еще одним подспорьем для снижения регуляторной нагрузки могут быть исключения, указанные в законодательстве и применяемые в зависимости от конкретной модели финтех-продукта.

Исключение №1. Компания не рассматривается как банковская, если она соответствует требованиям, которые применяются к участникам регуляторной «песочницы» (в соответствии с новой редакцией Ordinance on Banks and Savings Banks (Bank Ordinance) SR 952.02, статья 6, параграф 2, литера (a))

Исключение №2: Лицензия на хранение вкладов не требуется в части средств, которые возникают в платежных системах и операторах-небанках и признаются «недепозитами», если соблюдены следующие условия:

  1. запрещены P2P-операции, то есть переводы с карты на карту;
  2. максимальная сумма баланса на одного клиента не превышает 3000 швейцарских франков (3299 долларов);
  3. на средства не начисляются проценты.

Исключение применяется в соответствии со статьей 5 параграф 3 литера (е) Ordinance on Banks and Savings Banks (Banking Ordinance) SR 952.02 и с учетом уточнения №18 FINMA-Circular 2008/3

Исключение №3. Не являются депозитами также счета для платежей (англ. ― Settlement accounts), которые открываются для некоторых небанковских компаний-участниц СРО (дилеров, управляющих активами и других финансовых посредников), если:

  1. компании удерживают депозит для исполнения клиентской транзакции;
  2. на счет не начисляются проценты;
  3. продолжительность транзакции ограничена по времени.

Исключение применяется в соответствии со статьей 3 параграф 3 литера (с) Ordinance on Banks and Savings Banks (Banking Ordinance) SR 952.02.

 

Воспользоваться преимуществами регуляторной «песочницы», членства в саморегулируемых организациях и законодательных исключений могут самые разные финтехи. Но есть и несколько моментов, которые касаются только криптосервисов.

Продумываем архитектуру

Поскольку криптопроекты занимают особое место на границе мира традиционных финансов и мира цифровых активов, к таким компаниям во многих странах есть дополнительные требования. И Швейцария не исключение. 

При регистрации нашего криптосервиса Aximetria в саморегулируемой организации VFQ мы досконально изучили нормативные акты, которыми руководствуются Swiss Federal Council и FINMA. Если суммировать все важные моменты из «Legal framework for distributed ledger technology and blockchain in Switzerland» и «FINMA-Fact Sheet / Virtual Currencies», криптосервисы могут принимать фиатные денежные средства без получения банковской лицензии, когда совпадают следующие условия:

  1. расчеты по покупке/продаже криптовалюты и временно возникающие обязательства по их исполнению подпадают под одно из исключений, приведенных выше;
  2. факт владения криптовалютой каждым клиентом отражен в блокчейне напрямую и отдельно от средств компании;
  3. каждый депозит в криптовалюте может быть соотнесен с конкретным клиентом в любой момент времени.

Все это криптостартапам стоит учесть еще на этапе разработки продукта. Более того, правильное конструирование архитектуры хранилища криптовалюты ― это еще один аргумент, который поможет избежать необходимости получать банковскую лицензию, оставаясь в легальном поле. 

Согласно общему подходу швейцарского регулятора, депозит определяется как услуга, при которой клиент передает денежные средства и/или цифровые активы организации и далее может распоряжаться ими только взаимодействуя с ее представителями. Если же функциональность сервиса позволяет убрать посредников из цепочки принятия решений для распоряжения средствами клиента, такой вариант не считается депозитом.

На практике это означает, что хранилище должно быть сконструировано так, чтобы пользователь в любой момент владел приватным ключом, а криптосервис получал этот ключ только «в аренду». Проще говоря, нужно исключить провайдера электронных кошельков из процесса распоряжения средствами клиента. И это реально работает: именно такой подход мы использовали в Aximetria. Однако такое решение можно использовать только для криптовалюты ввиду ее технологических особенностей. Для фиатных депозитов/счетов ― которых в Aximetria пока нет ― оно не подойдет.

Гибкий подход швейцарского регулятора к лицензированию финтехов еще раз доказывает, что путь стартапов вовсе не в копировании того, что уже было сделано ранее. Для каждой бизнес-модели нужно искать свой оптимальный способ авторизации, который позволит вывести продукт на рынок быстрее и с меньшими затратами. В этом, безусловно, помогут юридические компании, но результат во многом будет зависеть и от того, насколько фаундер разобрался в вопросе.