Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Как вписать эмоции сотрудников в бизнес-стратегию компании
01.12.2020 Best-practiceFinCorp
Как вписать эмоции сотрудников в бизнес-стратегию компании

Поскольку 2020 год стал практически концентрацией стрессовых триггеров, специальные программы по работе с эмоциональным состоянием сотрудников получили новый виток развития. Например, корпоративный университет «Балтийского лизинга» с момента перевода всего штата компании на режим удаленной работы в апреле очень оперативно начал формировать курс «Стресс-менеджмент»


Очевидная потребность

Во многих крупных компаниях забота о психологическом климате в коллективе уже давно стала частью корпоративной культуры. Для сотрудников проводят тренинги, их учат выстраивать бесконфликтные отношения, запускают в работу горячие линии психологической поддержки. Руководство в таких решениях видит два существенных плюса: во-первых, сотрудники, которым помогают правильно справиться со стрессом, более продуктивны, во-вторых, они способны быстрее регулировать сложные ситуации в коммуникациях с клиентами

Несмотря на то что компания «Балтийский лизинг» в апреле технически была полностью готова к переходу на удаленную работу, а заключение сделок не затормозилось и угрозы для нашей финансовой стабильности не было, сотрудники все равно испытали сильный стресс. Потому что психика человека таким образом реагирует на нетипичные ситуации, на неизвестность, а она, конечно, присутствовала в глобальном масштабе: в отношении распространения вируса, в отношении стабильности экономики, здоровья родных и близких. 

К тому же сам процесс перехода на удаленную работу — это стресс, к такому формату нужно привыкать, а дома много отвлекающих факторов. Если у сотрудников есть дети школьного возраста — это еще одна сложность, потому что организовать нужно не только свой рабочий процесс, но и их тоже, что подчас довольно непросто, уж поверьте мне: в изоляции мне пришлось пребывать с двумя внуками, помогать им изучать программы первого и четвертого классов. Далее мы сталкиваемся с еще одним стрессовым фактором: снова выходим в офис после отмены ограничений, и людям нужно привыкать к прежнему графику, а у них помимо этого много страхов, связанных с пандемией. Но нам очень важно сохранять благоприятный психологический климат в компании, чтобы менеджеры могли эффективно общаться с клиентами, многие из которых в тот период тоже могли находиться в состоянии стресса. И чтобы их приободрить и помочь разобраться в текущих делах, нужно находиться в нормальном состоянии: грубо говоря, чтобы успокоить кого-то, для начала нужно успокоиться самому.

Мы, в корпоративном университете, почувствовав потребность сотрудников в поддержке, приступили к разработке курса «Стресс-менеджмент», над содержанием которого кропотливо трудились наши преподаватели-психологи. Курс состоит из пяти частей, которые мы запускали на нашей образовательной платформе по мере готовности. 

С чем курс научит работать

Первая часть под названием «Природа стресса» объясняет, что собой представляет стресс, как он возникает, какие химические реакции происходят при этом в нашем мозге. И самое важное — в этой части есть проверенные научным сообществом тесты, которые помогают определить уровень стресса, сориентировать, понять, справится ли человек с ним сам или ему стоит обратиться к специалисту.

Вторая часть называется «Стресс и рациональное мышление», она помогает понять, какие наши иррациональные установки формируют негативные эмоции. В прикладной части курса есть несколько тестов, позволяющих выявить такие установки, а также ряд упражнений, которые помогают с ними бороться. 

 

 

Третья часть — «Работа с эмоциями»  — учит, как с помощью рационального мышления переводить негативные эмоции в здоровые. Эти же цели, только на более глубинном уровне, преследуют четвертая и пятая части —  «Методы саморегуляции» и «Ресурсы стрессоустойчивости».

Почему такие курсы должны быть частью рабочего процесса

Это важно, потому что каждая компания заинтересована в эффективных сотрудниках, а человек, который постоянно испытывает стресс и при этом никак свою проблему не решает, рано или поздно «выгорит», а это не нужно никому. Сегодня культура взаимоотношений работодателя и сотрудника кардинально меняется в лучшую сторону, мы становимся внимательнее друг к другу. С советских времен нам навязывалась модель поведения сильного, выносливого человека, который справляется с трудностями вопреки всему, а свои настоящие эмоции скрывает. В итоге тот, кто такому образу не соответствовал, чувствовал себя неполноценным членом команды, а тот, кто соответствовал, все равно со временем не выдерживал такого ритма, потому что ресурс небесконечен. Это в корне неправильная модель, потому что мы, во-первых, все разные, а во-вторых, только последовательная работа со своими мыслями и эмоциями позволит сохранить здоровый баланс. 

Кроме того, каждый работодатель может формировать подобные курсы по стресс-менеджменту в соответствии со спецификой своей отрасли. Например, в нашей программе много прикладных задач и упражнений, в основе которых лежат типовые случаи из практики, из диалогов с клиентами и партнерами. То есть мы не только объясняем коллегам, какие мысли и поступки ведут к формированию конкретных эмоций и как следствие нормального или деструктивного стресса, мы иллюстрируем этот академический материал примерами из их повседневной работы и сразу же учим, как действовать, чтобы ситуация оставалась комфортной для всех участников общения.

По сути, этот курс не менее важен, чем те обучающие программы нашего корпоративного университета, которые имеют прямое отношение к лизинговой деятельности. Мы развиваем сотрудников комплексно.

Могут ли сотрудники в таком обучении допускать ошибки?

Для меня как для преподавателя самая большая проблема в работе с подобными программами заключается в том, что есть люди, которые относятся к этой теме довольно поверхностно. Однако мне кажется, что ошибка эта полностью отражает отношение большинства людей к своему психологическому здоровью. Мы всегда отодвигаем этот вопрос на второй план, а если и решаемся прийти к специалисту, ждем, что он расскажет нам о каком-то волшебном способе, который поможет в один миг устранить все проблемы, формировавшиеся в нашем сознании годами! Так не бывает, здесь важна последовательная работа над собой, которая не всегда дается легко. 

Но очень радует, что осознанный подход популяризируется в нашем обществе все больше. Мы, в «Балтийском лизинге», тоже стремимся вносить свой вклад в эту работу, обучая наших коллег идентифицировать свои эмоции и управлять ими для достижения внутреннего баланса.