Банковское обозрение

Финансовая сфера


  • Как зонтичные бренды банков создали рынок частных инвестиций в России
08.10.2020 Аналитика
Как зонтичные бренды банков создали рынок частных инвестиций в России

За последние три-четыре года в России сформировался и продолжает активно развиваться рынок неквалифицированных инвесторов


Во многом это стало возможным благодаря тому, что крупные банки запустили под своими зонтичными брендами приложения для инвестиций. Именно они создали необходимую инфраструктуру для удобного и простого инвестирования, а также подняли на качественно новый уровень финансовую грамотность населения, заменив для россиян невыгодные депозитные вклады возможностью зарабатывать на фондовом рынке. Можно выделить как минимум три предпосылки сегодняшнего бума рынка частных инвестиций в России: 

  1. Снижение ключевой ставки ЦБ и последующее снижение ставок по депозитам. Это заставило вкладчиков искать альтернативы. Они начали разбираться в преимуществах ИИС, сравнивать доходность акций и облигаций, мониторить валютные торги — это был неполный перечень задач в период пандемии. Россияне стали понимать, что деньги могут и должны работать на них и приносить прибыль.
  2. Доступность и простота приложений для работы на бирже. Это позволило неквалифицированным инвесторам быстро и легко «вступать в игру». Крупные банки создали маркетплейсы для инвестиций и сделали процесс покупки акций максимально простым и понятным. 
  3. Возможности для бесплатного самообразования и отслеживания изменений на глобальных рынках. Это дополнительно придало новичкам торговли на финансвых рынках уверенности в своих силах.

В сентябре 2020 года Мосбиржа зафиксировала рекордное число открытых брокерских счетов физлиц — свыше 610 тыс. Мы видим по внутренней статистике, что спрос на финансовую информацию увеличивается.

У портала Investing.com 60 млн пользователей по всему миру и 5 млн — у российской версии. Рост российской аудитории на 88% случился именно в пик коронакризиса. В этот же период в США аудитория портала выросла на 64,12%, в Германии — на 75,72%, в Испании — на 80,08%. Другие инвестиционные порталы, включая Yahoo Finance, Bloomberg и MarketWatch, также резко нарастили посещаемости. 

Новые неквалифицированные инвесторы, которые только начинают осваивать фондовый рынок, приходят к известным банкам, а не к старожилам-брокерам. Профессиональные брокеры продолжают работать с корпоративным бизнесом и крупными бюджетами, но не с «неквалами». Так, по данным Мосбиржи, на август 2020 года лидерами по числу зарегистрированных клиентов были Тинькофф Банк, Сбербанк, ВТБ, ФГ БКС, ФК «Открытие», ФИНАМ, Альфа-Банк, «Фридом Финанс», АТОН и «Альфа-Капитал». Количество клиентов Тинькофф Банка, лидера списка, выросло с января по май на 82%, ВТБ — на 61%, Альфа-Банка — на 40%. 

Рынок частных инвестиций рождается в первую очередь потому, что именно банки смогли создать удобную и понятную инфраструктуру для частных инвесторов — мобильные приложения, ведь что может удобнее, чем, получив зарплату, сразу за пару кликов перевести часть ее на покупку акций.

Также банки дали «неквалам» возможность инвестировать небольшие суммы и снизили чек за услуги брокера. 

Кроме того, важно, что банки специально создавали рынок частных инвестиций, вкладывая силы не только в разработку приложений, но и в финансовое образование неквалифицированных инвесторов и рост популярности частных инвестиций. Рассмотрим каждый пункт подробнее. 

 

 

Удобные мобильные приложения 

Тинькофф Банк запустил приложение «Тинькофф Инвестиции» в 2017-м, в том же году международный журнал о банках и финансах Global Finance назвал сервис лучшим инвестиционным сервисом в категории Best Investment Management в регионе Центральной и Восточной Европы. 

«ВТБ Мои Инвестиции», которое заменяет профессиональный торговый терминал и позволяет работать с 33 биржами по всему миру, два года подряд получает премию Российской ассоциации электротехнических компаний (РАЭК) как лучшее инвестиционное приложение Рунета. По внутренней статистике банка, ежедневно мобильную платформу используют более 160 тыс. клиентов, а количество активных пользователей за последние восемь месяцев удвоилось.

Создание образовательного контента  

Согласно опросу, который мы проводили среди пользователей Investing.com Россия, более 80% неквалифицированных инвесторов не имеют высшего финансового образования. Для того чтобы люди занимались инвестициями (преодолели страх, осознавали смысл своих действий и результат), им нужно объяснить, как это работает. Именно с такой целью банки создавали образовательный контент на YouTube и своих сайтах и даже целые редакции, вели блоги, привлекали журналистов и финансовых экспертов. Одним из самых ярких примеров является Тинькофф-журнал и финансовый портал компании Финам». 

Доступные и прозрачные комиссии за операцию

Отсутствие минимального порога входа (неважно, какую сумму вы инвестируете, это может быть даже 1000 рублей), а также прозрачные и понятные комиссии за операции стали преимуществом банков по сравнению с классическими брокерами. 

Дополнительные сервисы 

Например, как заявили в сентябре представители ВТБ, в их инвестиционную мобильную платформу встроен первый официально аккредитованный в России робоэдвайзер. Он решает следующие задачи: определение риск-профиля клиента, подбор подходящего портфеля, отслеживание изменений по активам и выдача рекомендаций, когда нужна ребалансировка. Подобные рекомендации по портфелям вшиты почти во все инвестиционные приложения банков. Также все сервисы дают бесплатный доступ к материалам от аналитиков банка, что помогает пользователям оптимизировать свои инвестиционные стратегии и повысить доход. 

Таким образом, банки нашли новый интересный инструмент для привлечения пользователей и работы с ними внутри собственной экосистемы. Бесспорно, это в том числе и возможность выйти на новый рынок и получить альтернативный источник прибыли. Значительную роль в популяризации фондового рынка сыграли криптовалюты, и банки, почувствовав нарастающий после криптобума интерес россиян к инвестированию и невозможность инвестировать простыми, удобными методами, начали разрабатывать мобильную инфраструктуру и нашли совершенно новую нишу. Возможно, без банков и их брендов такого активного роста рынка частных инвестиций просто не случилось бы. 






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ