Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • КБ «Монолит»: первый год на аутсорсинге
27.05.2013

КБ «Монолит»: первый год на аутсорсинге

Александр Данилин, и.о. председателя правления (слева) и Олег Коротков (справа), вице-президент, руководитель направления «Технологии» КБ «Монолит», в интервью «Б.О» рассказали об опыте реализации модели аутсорсинга основной банковской системы и о своих взглядах на тему аутсорсинга на банковском рынке


Новый поворот

— Что побудило руководство банка обратиться к теме IT-аутсорсинга?

А. Данилин: «Монолит» — один из старейших банков современной России. Но почти двадцать лет своего существования банк был нацелен на обслуживание узкого круга клиентов. Сегодня мы стратегически ориентированы на статус универсального финансового учреждения; обслуживаем предприятия малого и среднего бизнеса всех форм собственности, развиваем розничное направление.
До недавнего времени КБ «Монолит» был моноофисным. Но, исходя из долгосрочных планов развития деятельности, было начато планомерное расширение географии бизнеса. В настоящее время офисы открыты для физических и юридических лиц в новых отделениях Москвы и Московской области — в Орехово-Зуево, Люберцах, городе Мытищи, а также в Санкт-Петербурге, Астрахани, Рязани, Туле, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Саратове, Самаре, Сургуте. Все эти изменения в структуре банка, в бизнес-процессах, конечно же, потребовали технологической модернизации, создания такой инфраструктуры, которая способна обеспечить бизнесу стабильную IТ-поддержку не только сегодня, но и в долгосрочной перспективе. И самый главный пункт модернизации: нам предстоял процесс замены основной банковской системы — достаточно затратное и хлопотное мероприятие. Внимательно изучив и сравнив существующие предложения, мы выбрали систему ЦФТ-Банк. Любой стартующий крупномасштабный проект — это не только серьезные инвестиции, но и большие риски. В процессе переговоров с вендором — компанией ЦФТ, наш новый IT-партнер предложил нам использовать модель аутсорсинга системы ЦФТ-Банк. Проще говоря, нам было предложено разместить приобретенное банком программное обеспечение на серверных мощностях ЦФТ. Взвесив все «за» и «против», мы согласились.

Каждый должен заниматься своим делом

— Технологическая поддержка каких бизнес-процессов банка выведена сегодня на аутсорсинг?

О. Коротков: Договор о сотрудничестве с ЦФТ мы подписали в июле 2012 года. В августе головной офис в Москве и филиалы «Астраханский» и «Невский» перешли на комплексный аутсорсинг ЦФТ-Банк. Программный комплекс располагается на серверах ЦОДа ЦФТ, расположенных на территории компании. Доступ банка к ПО осуществляется по выделенным защищенным каналам связи. Функции настройки, поддержки, устранения ошибок, обновления версий и резервного копирования выполняет ЦФТ.
Стоит отметить, что еще на этапе выбора нового поставщика АБС мы обратили внимание на то, что предложения и компетенции ЦФТ выходят далеко за рамки базовых систем и охватывают другие сферы, такие как интернет- и мобильный банк, денежные переводы, процессинг международных карт.
Таким образом, помимо решения ряда специфических задач, например, автоматизации операций с драгоценными металлами, на которых традиционно специализируется наш банк, автоматизации внутрихозяйственной деятельности мы получили прямой доступ ко всей линейке банковских решений и сервисов ЦФТ. С их помощью мы создаем конкурентоспособные продукты для наших клиентов. То есть переход на банковскую систему ЦФТ обеспечил технологическую основу для динамичного развития нашего банка, который в настоящее время выходит на качественно новый уровень ведения бизнеса.
В рамках проекта по технологической модернизации мы решили целый комплекс специализированных задач: перешли на новую систему интернет-банка Faktura.ru, организовали прием платежей от населения за коммунальные и прочие услуги по системе «Город». Банк присоединился к системе «Золотая Корона – Денежные переводы» и начал оказывать услуги выдачи и отправки переводов «Золотая Корона» во всей своей сети. Благодаря тому, что IТ-инфраструктура банка находится на полном аутсорсинге ЦФТ, проект внедрения системы переводов «Золотая Корона» был осуществлен в рекордно быстрые сроки.

О. Коротков: Производительность IT-департамента заметно увеличилась, при этом его численность почти не изменилась

— С какими трудностями пришлось столкнуться?

А. Данилин: Учитывая, что ЦФТ на тот момент был на стадии стартапа по переводу финансовых организаций на аутсорсинг ЦФТ-Банк, процесс организации взаимодействия между банком и поставщиком аутсорсинговых услуг был весьма непрост. В частности, сложности с оформлением проекта во многом были вызваны отсутствием наработанной договорной базы. Сегодня с гордостью могу сказать, что мы были пионерами, первопроходцами (улыбается). Наши двусторонние отношения постепенно укреплялись, и по мере развития проекта мы стали доверять партнеру решение все новых и новых задач. Передача большего числа функций на аутсорсинг дала нам возможность переориентировать собственный IТ-отдел на реализацию стратегических планов.

Новый уровень доверия

— Получается, что в случае с аутсорсингом, поставщик АБС должен быть партнером банка в большей степени, нежели в случае поставки ПО в классическом варианте?

А. Данилин: При отсутствии этого условия аутсорсинговые проекты почти не имеют шансов на реализацию. Сегодня я глубоко убежден, что ключевыми факторами успеха аутсорсинговых проектов являются высокая степень доверия между участниками сделки, а также четкая, однозначно интерпретируемая нормативно-договорная база, определяющая права и обязанности сторон, желательно с неким объемом типовых договоров и соглашений.
Неправильно относиться к подрядчику, как к водителю такси: главное — чтобы довез быстро и вежливо, а разговаривать и знакомиться необязательно. Мы хотим, чтобы наши проблемы были «на слуху» у подрядчика и чтобы мы хорошо понимали его проблемы. И это пока у нас с ЦФТ получается. Мы понимаем, что наш партнер ориентирован на долговременные, стратегические отношения с нами, благодаря чему ЦФТ заинтересован в обеспечении постоянного высокого качества услуг, в высокой скорости реакции на наши проблемы.

Вверх по ступенькам в облака

— Каковы первые результаты для банка от перехода на аутсорсинг АБС?

О. Коротков: Во-первых, удалось решить кадровые проблемы. Производительность IT-департамента заметно увеличилась, при этом его численность почти не изменилась. И это притом, что из моноофисного банка «Монолит» преобразовался в многофилиальную финансовую организацию. Во-вторых, модель «АБС в облаке» позволяет нам получать именно столько ресурсов, сколько необходимо «здесь и сейчас». Благодаря этому, можно платить только за те вычислительные мощности, которые действительно пошли в дело. В любом банке есть пики и спады активности: например, подготовка годового бухгалтерского отчета, которая требует сразу много вычислительных ресурсов. Есть «высокие» и «низкие» сезоны, праздничная пора и так далее. Особенно это актуально для розничных банков. Благодаря облачным вычислениям можно получать необходимые ресурсы в нужный момент. При этом они не будут простаивать в остальное время. Стоит также отметить, что банк не понес капитальных затрат на приобретение серверных мощностей для развертывания новой АБС, строительство ЦОДа.

— По каким критериям вы посоветуете коллегам по рынку выбирать партнера по реализации аутсорсингового IT-проекта?

О. Коротков: На мой взгляд, ключевыми факторами для выбора партнера являются опыт провайдера и его высокая экспертиза как в бизнес-сегменте, так и в IТ. Партнер, обладающий знаниями и опытом, способен понять проблемы заказчика и в полной мере нести ответственность за предложенные решения. Если вы обращаетесь в компанию, которая специализируется только на IТ-решениях и не понимает вашего бизнеса, вы лишаетесь поддержки в оценке предпринимаемых шагов, их релевантности бизнесу. Имеет смысл искать партнера, располагающего полноценной линейкой сервисов, обладающего экспертизой и опытом, экономически стабильного, с высокой рыночной репутацией. Компания-аутсорсер должна прекрасно владеть тематикой и иметь возможности удовлетворить все потребности клиента, в том числе обеспечить взрывной рост его бизнеса.
Важно, чтобы у провайдера аутсорсинговых услуг была адекватная технологическая база — основной и резервный ЦОД, средства защиты информации и т.д. Соблюдение требований регулирующих органов в области информационной безопасности также имеет высокую важность.

А. Данилин: Поставщики облачных услуг располагают более широкими возможностями для реализации всех необходимых мер безопасности

— Кстати, вопросы информационной безопасности для многих банков являются важнейшим сдерживающим фактором перехода на аутсорсинг АБС. Как вам удалось преодолеть этот барьер?

А. Данилин: Даже в условиях действующего российского законодательства, хранение данных на публичной облачной площадке возможно. Вендоры, серьезно занимающиеся вопросами предоставления внешних площадок для размещения ПО заказчиков, очень хорошо знают, как соблюдать законодательство и как обеспечить наивысший уровень безопасности. Поставщики облачных услуг располагают более широкими возможностями для реализации всех необходим мер безопасности, нежели кто-либо другой. У ЦФТ ЦОДы построены по лучшим образцам, выработанным мировой IT-индустрией. Банку для создания и поддержки аналогичной площадки пришлось бы затратить колоссальные средства. Наш партнер гарантирует нам комплексную безопасности данных — в том числе соблюдение требований закона о защите персональных данных, резервное копирование и т.д.

—За «облаками» большое будущее?

А. Данилин: Я считаю использование облачных вычислений в IТ-инфраструктуре банков очень перспективным направлением. Банковский сегмент, особенно розничные банки, является одним из наиболее ресурсоемких: огромное количество транзакций, большие массивы данных в хранилищах. Облачные услуги по своей сути интересны, так как помогают банкам сконцентрироваться на основном бизнесе, уделяя меньше внимания и времени проблемам IT-инфраструктуры.

О. Коротков: Любой банковский IT-специалист сегодня скажет, что уровень программных решений для финансового сектора за последние пять лет существенно изменился. Для их поддержки требуются высококвалифицированные специалисты. В их подготовку и развитие необходимо систематически вкладывать средства. В этом плане переход на аутсорсинг является более правильным решением, так как на стороне провайдера такие специалисты всегда есть.

В дальнейшем IТ-службы в нынешнем их представлении с администраторами, инженерами, разработчиками, тестировщиками трансформируются в новую управляющую структуру сервис-менеджеров и в службу заказчика, работающую с аутсорсинговыми компаниями. Уже сегодня размещение АБС на публичной облачной площадке — реальность. И опыт банка «Монолит» — тому пример. В остальном выбор перехода финансовой организации в облака — это вопрос веры в технологию, веры в сервис-провайдера, в частности, в безопасность.

 






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ