Финансовая сфера

Банковское обозрение


03.11.2020 FinRetailFinStyleАналитика
Кофе в банке

Как совместить приятное с полезным и открыть кофейню в отделении


В последнее время в российской банковской индустрии наметился пока еще неярко выраженный, но вполне заметный тренд: внутренние кофейни. Это совершенно новая концепция, объединяющая полезное с приятным — финансовые операции с получением удовольствия. Первыми ее опробовали западные банки. Так, еще в 2003 году Riggs Bank открыл в своем отделении в Вашингтоне кофейню Starbucks. Банк утверждал, что уже через год количество открытых депозитов там выросло на 40%, а выданных кредитов — более чем на 70%. Сегодня некоторые новые офисы корпорации Capital One больше похожи на кофейни, чем на традиционные отделения: там есть и настоящий бариста, и свежесваренный кофе, и снеки.

Российские банки делают пока еще первые шаги в этом направлении. О своем намерении превратить банковское отделение в место приятного препровождения объявил «Сбер»: создание комфортных для посетителей офисов является частью недавно начатых банком преобразований. По этому же пути пошли МТС Банк и Банк «Открытие». Что движет этими компаниями? В первую очередь — недостаток трафика. В силу цифровизации и развития онлайн-сервисов популярность офлайн-отделений падает. Все большее количество денежных операций совершается дистанционно. Часто клиент приходит в банк всего один раз — для открытия счета, а дальше распоряжается своими средствами с помощью интернет-банка или мобильного приложения. Как заманить его в офис?

Ответом на эти вопросы может быть не только повышение качества банковского сервиса, но и формирование совершенного нового предложения, ориентированного не только на финансовые потребности, но и на эмоции клиентов. Кофейни — это новый для банков способ стать более открытыми и дружелюбными, сделать так, что людям было приятно заходить в отделение, чтобы они делали это не только по необходимости, но и для собственного удовольствия. Обращаясь к кофейным форматам, банки осваивают новую для себя «экономику впечатлений». Предполагается, что, потянувшись на приятный аромат, посетители будут специально заходить в банк, чтобы выпить чашечку кофе, а между делом они могут вспомнить, что давно хотели перейти на другой тариф или открыть ячейку.

Как правильно организовать кофе-зону в отделении? Какой формат выбрать, чтобы достичь максимального эффекта с минимальными затратами? Рассмотрим несколько вариантов, их плюсы и минусы, риски и преимущества.

Вариант 1. Офлайн-кофейня классического типа (с живым баристой). Ее можно открыть двумя способами — через альянс с какой-нибудь известной кофейней или сетью, или самостоятельно.

Запускаем кофейню самостоятельно

Если вы готовы рискнуть и попробовать все сделать самостоятельно, нужно учитывать следующие вещи. Во-первых, инвестиции. Их масштаб зависит от ваших амбиций и возможностей. Необходимо оформить кофейную зону, построить барную стойку, нанять хорошего баристу, закупить все необходимые ингредиенты и т.д. Во-вторых, ненужно подать уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности, а также получить разрешение от Роспотребнадзора. С точки зрения закона даже небольшая кофейная точка относится к общепиту, так как напитки готовятся на месте приобретения. К кофейням также предъявляются определенные санитарные требования, и их очень много, например полы из влагостойких материалов и пр. В-третьих, необходимо оформить медицинские книжки для всех сотрудников, сделать уголок потребителя и еще массу вещей.

 

 

Этих пунктов достаточно, чтобы понять, что подобный сценарий достаточно сложен для структуры, не имеющей никакого отношения к общепиту. Он достаточно затратный как по деньгам, так и по времени: подготовка, оформление документов и получение разрешений — процесс не быстрый. Как и любой непрофильный бизнес, он оттягивает силы и средства от основного.

Гипотетическим плюсом данного сценария является возможность дополнительного заработка для банка. Этот плюс может быть реализован в случае удачного расположения банковского отделения с высоким трафиком. Такой вариант также позволяет придать своему имиджу дополнительный шарм и уважение: а они не только деньги считать умеют!

Открываем кофейню через альянс

Этот вариант уже опробовали несколько российских банков: МТС Банк угощает посетителей кофе от «Камеры обскура», Банк «Открытие» — от «Старбакса». Чем выбранный вариант предпочтительнее первого? Прежде всего тем, что у самого банка не болит голова о том, как запустить новый бизнес. Известность бренда партнера также может сработать на руку — но только в том случае, если качество его продуктов не вызывает сомнения. Если альянс строится на условиях аренды, для арендодателя — банка — это пусть небольшой, но дополнительный ежемесячный доход.

Однако наряду с плюсами такой формат имеет и очевидные минусы. Во-первых, партнера надо еще найти и уговорить. Альянс ради альянса не может быть аргументом в бизнесе: любой точке общепита нужен доход, а чтобы получать доход, нужен трафик. Сумеет ли банк его обеспечить? Большой вопрос, особенно если отделение не самое большое и не расположено в месте массового скопления людей. Допустим, банк нашел партнера, но речь идет о территории банка, и здесь за уровень сервиса отвечает хозяин, а значит, ему придется также контролировать и своего напарника — от чистоты кофе-зоны до приветливости баристы. Наконец, если вы не хотите «размывать» свой бренд, то этот вариант точно не для вас, так как в случае альянса схема white label — продажа готового продукта/сервиса под своим брендом — не работает.

***

И в первом, и во втором сценарии есть общие барьеры и риски. Для начала — недостаток места. Чтобы посетителям было удобно, в отделении должно быть достаточно просторно, иначе получится банк при кофейне, а не кофейня при банке. Второе препятствие — это уже упомянутые нормы надзорных органов. Про них лучше почитать заранее, и не факт, что это не охладит ваш пыл. Наконец, риск, который проявился этой весной и не исключен в будущем: локдауны. Во время жестких карантинных мер все офлайн-точки в общепите были закрыты. Можно только пожелать этой индустрии больше не пережить подобных потрясений, но пока этот риск остается достаточно высоким.

 

Вариант 2. Установка автоматизированных бесконтактных кофеен

В представлении обывателя бесконтактные кофейни — это традиционные вендинговые аппараты, которые можно встретить и в магазине, и в поликлинике, и в банке. Да, у этого варианта есть свои плюсы: места аппарат занимает мало, деньги за аренду понемногу капают, головной боли — никакой. Но кофе там откровенно невкусный, да и сам формат приелся, поэтому таким приобретением уже давно никого не удивишь.

Альтернативой устаревшим вендинговым аппаратам являются бесконтактные кофейни нового типа. Такие кофейни не только готовят напитки без участия человека, но и обладают весьма полезным «интеллектом». Это так называемые цифровые — digital-кофейни, которые все делают самостоятельно: сами варят кофе, сами принимают оплату и выдают заказ, и в силу своей бесконтактности они могут работать при любых локдаунах и карантинах. Таким кофейням никакие разрешения и уголки потребителя не нужны: вся необходимая информация размещается прямо на мониторе.

Установить такую цифровую кофейню в банке можно двумя путями: либо сдать место в аренду под ее установку другому владельцу, либо самому стать владельцем — приобрести кофейню, заключив франчайзинговый договор с разработчиком. В первом случае банк экономит бюджет, но лишается возможности установить кофейню под собственной торговой маркой. Во втором — экономит время и исключает риск размывания бренда. С точки зрения финансов: для средних и крупных банков «масштаб бедствия» не ударит сильно по карману. Инвестиции в установку составят от 500 тыс. рублей, а в дальнейшем придется только пополнять запасы продуктов и аксессуаров.

На рынке представлено с десяток подобных решений, но среди самых популярных можно выделить только четыре: i-Coffee, CoffeeMaster, Lifehacker coffee и HoRoRo. Все они — кофейни самообслуживания, которые полностью автоматизированы и работают без баристы. Отличаются они друг от друга качеством кофе, качеством кофемашин, количеством функций, уровнем интеллекта и сроками окупаемости.

Качество напитков. Здесь все зависит от качества зерна и молока. Единственная из всех кофейня, которая использует премиальное зерно 100%-ной арабики и применяет для приготовления специальные технологии обжарки зернового кофе — это i-Coffee (остальные закупают уже фасованный кофе у неизвестных поставщиков). Качество ее напитков заметно выигрывает также благодаря использованию исключительно свежего молока (остальные добавляют только сухое). i-Coffee обеспечивает и контролирует поставку кофейных зерен для всех кофеен, CoffeeMaster, Lifehacker coffee и HoRoRo оставляют решение этого вопроса на своих франчайзи.

Способ оплаты. Все четыре кофейни поддерживают возможность принятия электронных платежей. При этом CoffeeMaster, Lifehacker coffee, HoRoRo также принимают наличные деньги. i-Coffee отказалась от этого впользу более современных методов оплаты. Здесь напиток можно оплатить любыми цифровыми способами: банковской картой, Apple Pay и Google Pay, а также бонусами, которые покупатель накапливает в процессе покупок. Также i-Coffee позволяет заказать кофе через мобильный телефон и забрать его на точке, отсканировав QR-код чека.

Контроль деятельности. CoffeeMaster, Lifehacker coffee, HoRoRo обеспечивают онлайн контроль основных бизнес-показателей и продаж на базовом уровне. Полную статистику и «умные данные» предоставляет i-Coffee, где имеются функции онлайн-мониторинга расходных материалов, температурного режима, а также видеоаналитики происходящего вокруг кофейни — практически полноценное «машинное зрение». С его помощью можно отслеживать трафик посетителей и считать конверсию. Круглосуточный мониторинг позволяет контролировать наличие запасов и восполнять их в случае необходимости — об этом предупредит система. Также у i-Coffee имеется уникальная технология автовозврата денег за некачественно налитый кофе, что особенно важно в режиме самообслуживания.

Маркетинг и система лояльности. HoRoRo и i-Coffee предоставляют дополнительные бесплатные инструменты для работы с клиентами. HoRoRo дает шаблонные маркетинговые материалы для продвижения бизнеса, i-Coffee автоматически настраивает онлайн-рекламу, собирает отзывы и оповещает о них владельца. Также эта кофейня поддерживает систему лояльности с электронными картами, бонусами и купонами и систему автоматической лидогенерации покупателей из интернета. Платформа сканирует в радиусе 1 км всех любителей кофе и предлагает им подарок при посещении кофейной точки.

Стоимость и окупаемость. i-Coffee и HoRoRo не требуют от своих франчайзи паушальных взносов, в отличие от CoffeeMaster (от 11 0000 рублей) и Lifehacker coffee (от 355 000 рублей). CoffeeMaster также собирает дополнительный платеж — 2% на маркетинговое продвижение (осуществляется самой компанией). Что касается окупаемости, то быстрее выйти на прибыль получится с i-Coffee и CoffeeMaster, у которых окупаемость начинается после четырех месяцев работы. У Lifehacker coffee и HoHoRo данный срок больше — 7–10 месяцев.

Дополнительные преимущества. i-Coffee и CoffeeMaster позволяют добавлять к кофейне новые модули для расширения бизнеса. У i-Coffee это продуктовый микромаркет, постамат и мини-кафе с горячими обедами и завтраками, у CoffeeMaster это отдельный вендинговый модуль с возможностью подбора ассортимента. При этом i-Coffee объединяет все модули в единую систему покупки и оплаты, тогда как CoffeeMaster не связывает модули между собой. Помимо этого i-Coffee может обеспечить интеграцию работы кофейни и банковского обслуживания — например, сделать так, чтобы каждый посетитель автоматически получал приветственный купон на покупку бесплатного напитка при открытии счета или скидку, величина которой может зависеть от масштаба финансовых операций.

Таким образом, наиболее интересным вариантом с выгодным соотношением затрат и возможностей можно считать digital-кофейню i-Coffee. Среди ее преимуществ:

  • свежее молоко и качественные кофейные зерна (вкусный кофе),
  • мониторинг остатков расходных материалов и температурного режима,
  • видеоаналитика,
  • маркетинговый модуль,
  • система лояльности клиентов,
  • возможность интеграции системы лояльности с банковскими операциями,
  • возможность сделать заказ дистанционно — через мобильное приложение,
  • гарантийное обслуживание, ежедневное обслуживание (промывка бака, пополнение запасов).

Ее единственным недостатком по сравнению с конкурентами остается отсутствие монетоприемника. Но в условиях пандемии это скорее плюс, так как дополнительно обеспечивает безопасность потребителей. Кофейня имеет привлекательный дизайн, все аксессуары сделаны из экологически чистых материалов.

Подбирая наиболее подходящий для вас вариант, обращайте внимание на отношение компании к бизнесу. Стоит работать с надежными партнерами, которые будут сопровождать вас на всех этапах работы и оперативно помогать решать проблемы. Также важно, чтобы ваш партнер развивал и модернизировал свой продукт, улучшая ПО и оборудование, тем самым делая свой и ваш бизнес эффективнее.

Форматы Варианты форматов Плюсы индивидуальные Плюсы общие Минусы и риски Риски общие

Кофейня с баристой

 

Альянс с внешней кофейней или сетью

 

Дополнительный доход от сдачи места в аренду

 

Не надо осваивать непрофильный бизнес

 

Минимальные стартовые инвестиции

 

Привлекательность бренда кофейни как дополнительный аргумент для посетителей

 

Вкусный кофе

 

 

 

Долгий старт (поиск партнера, обсуждение условий, заключение договора и т.д.)

 

Вероятность локдаунов и запрета на офлайн торговлю

 

Если трафик небольшой — партнер может уйти

 

Размывание бренда

 

Недостаток места для установки кофейни

 

Необходимость оформления документов и разрешений

 

Необходимость соблюдения санэпидемических норм

 

Вероятность локдаунов и запрета на офлайн-торговлю

 

 

 

Собственная кофейня

 

Возможность получать дополнительные дивиденды от продажи напитков

 

Высокие расходы на реализацию

 

Трудности в поиске и обучении персонала

 

Непрофильный для банка бизнес отъедает силы и время

 

Вендинговый аппарат

 

 

Не требует никаких разрешений на установку

 

Не занимает много места

 

Не требует контроля со стороны банка

 

 

Невкусный кофе

 

Приевшийся всем, неинтересный формат

 

 

 

 

Бесконтактная digital кофейня

 

 

 

Сдача места в аренду

 

Отсутствие стартовых инвестиций

 

Дополнительный доход от сдачи места в аренду

 

Не нужно самостоятельно пополнять запасы и контролировать работу кофейни

 

Отсутствие традиционных для кофейного бизнеса рисков (человеческий фактор, сложная бухгалтерия и т.д.)

 

Простота обслуживания

 

«Интеллектуальные» функции

 

Вкусный кофе (зависит от марки кофейни)

 

 

 

Невозможность сделать white label и выпустить кофейню под собственным брендом

 

Риск не найти франчайзи-партнера, желающего разместить кофейню в отделении

 

 

 

 

 

 

 

Заключение франчайзи договора, открытие собственной бесконтактной кофейни

 

Возможность выпуска кофейни под собственным брендом

 

Быстрый старт

 

Быстрая самоокупаемость

 

Вкусный кофе

 

Полная бесконтактность (снимает риск закрытия в случае локдаунов)

 

Нужны стартовые инвестиции

 

Неправильный выбор партнера

 

Также нужны медкнижки для тех, кто будет обслуживать кофейню (промывка, заполнение ингредиентами)

 

Партнерский материал