Финансовая сфера

Банковское обозрение

10.11.2020 FinCorpFinRegulationFinRetailFinSecurityFinTechАналитика
КОНФЕРЕНЦИЯ АБР «ПЛАТЕЖНАЯ ИНДУСТРИЯ: ПРАКТИКА И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ»: ИТОГИ ДИСКУССИЙ

На двухдневной онлайн-конференции обсуждались вызовы и перспективы развития платежной индустрии после пандемии



На пленарных и дискуссионных сессиях онлайн-конференции представители Банка России и центральных банков других стран, российских и международных платежных систем, банков и компаний — ведущих участников платежного рынка обсуждали вызовы и перспективы развития платежной индустрии. Были затронуты такие темы, как перспективы развития НПС после пандемии, стратегия развития НПС Банка России в 2020–2025 годах, регуляторные изменения и новые тенденции в платежной индустрии России, безопасность платежного бизнеса.

Заявку на покупку видеозаписи конференции можно отправить по ссылке

29 октября 2020 года

30 октября 2020 года

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ 1. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ. ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА И МЕСТО ЦИФРОВОГО РУБЛЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТАХ

Фото: Олег Зубко/АБР
Ключевые вопросы:
  • Правовые условия цифрового развития финансового сектора экономики
  • Драйверы развития платежного рынка в эпоху цифровой трансформации
  • «Мир» в период пандемии: как изменились финансовые сервисы и платежное поведение россиян
  • Концепция цифровизации банковского сектора и развития платежного рынка Республики Беларусь
  • Цифровой рубль — основные вопросы
  • Роль цифрового рубля в денежном обращении
  • Цифровой рубль: конфиденциальность, трансграничное использование
  • Регулирование криптовалют
Модератор:

Георгий Лунтовский, президент АБР.

Участники дискуссии:
  • Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку-председатель Совета АБР;
  • Алла Бакина, директор департамента НПС Банка России;
  • Владимир Комлев, генеральный директор НСПК; (презентация)
  • Татьяна Рускевич, начальник главного управления платежных систем и цифровых технологий Национального банк Республики Беларусь;
  • Константин Корищенко, заведующий кафедрой «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» РАНХиГС;
  • Олег Вьюгин, председатель Наблюдательного совета Московской биржи;
  • Виктор Достов, председатель, Ассоциация АЭД;
  • Алексей Гузнов, директор юридического департамента Банка России;
  • Алексей Войлуков, вице-президент АБР.
Основные тезисы «панели»:
  • Направление деятельности Комитета Госдумы по финансовым рынкам, Банка России, его технологических партнеров и заинтересованных коммерческих банков — создание на основе цифровых технологий национальной финансовой инфраструктуры, которая позволила бы малым и средним игрокам рынка строить сервисы и наравне с крупными банками бороться за доступность, качество и безопасность финансовых услуг. Также параллельно формируется соответствующая регуляторная среда и создаются правовые условия для выравнивания возможностей. Основные элементы складывающейся национальной финансовой инфраструктуры:
    • быстро развивающиеся СБП и платежная система «Мир». Сейчас в обращении находится более 89 млн карт «Мир», к концу года ожидается объем операций по карте свыше 25% объема всех платежей в стране. В весенне-летний период были подключены новые внутренние игроки, платежные системы стран традиционного посещения российскими туристами, а также национальные банки и НПС стран ЕАЭС. Платежный рынок России — один из быстро растущих. Россия заняла четвертое место в мире среди стран, чье население во время пандемии переходило к безналичным платежам. Россия входит в пятерку стран-лидеров по количеству безналичных платежей, показатель которых за первое полугодие достиг 69% и по итогам года превысит 70%. Несмотря на пандемию, объем безналичных переводов за полугодие вырос на 7%. За период с января по сентябрь по одним только картам «Мир» и соответствующим мобильным приложениям из 1,7 млрд транзакций более трети пришлось на бесконтактные. С созданием мобильного кошелька Mir Pay закончилось отставание от Mastercard и Visa. Есть уникальная платформа лояльности, а с 2021 года будет и система прямых социальных выплат в полном объеме, без задержек и минуя работодателя;
    • переход на международный стандарт передачи финансовой информации ИСО 2022;
    • пилотируемое внедрение открытых API для бесшовного взаимодействия между участниками рынка, клиентами и государством;
    • запланированный запуск проекта национальной аутсорсинговой компании для оказания услуг ИБ малым и средним банкам.
  • Назрела необходимость цифровой трансформации самого ЦБ РФ, в том числе в части технологий Big data для автоматизации отчетности поднадзорных финансовых организаций.
  • Меры поддержки платежного рынка, принятые ЦБ весной, частично продолжат действовать до конца 2020 года. Банк России также подготовил инструментарий для оперативной поддержки участников рынка в случае обострения эпидемиологической обстановки.
  • В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти рассматривается подготовленный Комитетом Госдумы по финансовым рынкам законопроект, касающийся определения реальных владельцев телефонных номеров и борьбы с мошенничеством.
  • Требует законодательного урегулирования вопрос о пределах доступа коммерческих банков к государственным и открытым источникам персональных данных, на основе которых может быть получен доступ к чувствительным сведениям о гражданах вопреки их воле.
  • Комитет Госдумы по финансовым рынкам рекомендует ЦБ:
    • продолжить в пилотном режиме изучать сработавшие в период пандемии инструменты удаленной идентификации клиентов, в том числе в связке с Единой системой биометрической идентификации и аутентификации;
    • вернуться к анализу предложений от банков расширить применение упрощенной ЭЦП, но с учетом рисков и имевших место инцидентов.
  • АБР разрабатывает проект стратегии малых и средних банков, вскоре документ будет вынесен на обсуждение. Законодателям и регулятору необходимо предотвратить рост масштаба технологических систем и повышения тарифов.
  • ЦБ рассматривает широкое распространение криптовалют как угрозу устойчивости финансовой системы и системы налогообложения, почву для криминального использования и источник проблем в судебной практике. Рекомендация FATF — либо запрет, либо жесткое регулирование и ограничение. Один из первых шагов в регулировании криптовалют в России — вступающий в силу с 2021 года Закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте. По новому Закону криптовалюта не является цифровым правом, поскольку не предполагает обязанного лица. Она не признается законным средством платежа и в гражданско-правовом смысле лишь в некоторых случаях может быть приравнена к имуществу. Должно быть предусмотрено информирование налоговых органов о факте владения криптовалютой или передачи ее по наследству. Предстоит разработать соответствующие поправки к Налоговому кодексу.
  • ЦБ вынес на суд общественности проект «Цифровой рубль». Участниками пленарной сессии сформулированы следующие положения:
    • следует рассмотреть, при каких условиях цифровой рубль мог бы выступить альтернативой криптовалютам и начать вытеснять их не административно, а более привлекательным для граждан и бизнесов инструментом;
    • цифровой рубль и прямые финансовые транзакции через ЦБ обеспечат полностью контролируемую эмиссию и техническую невозможность более рискованной частной эмиссии банками и операторами электронных денег;
    • цифровой рубль может быть использован в качестве «умного» платежного инструмента, исключающего нецелевое использование госбюджетных денег;
    • цифровой рубль может стать основой для автоматических расчетов между устройствами в системе интернета;
    • как и карта «Мир», цифровой рубль может быть использован в международных расчетах на уровне страновых союзов, в частности в ЕАЭС. Возможность такого использования следует исходно заложить в концепцию цифрового рубля;
    • по прогнозам МБРР, в ближайшие три года около 10 ЦБ запустят такой инструмент. Согласно первой модели, цифровой рубль является прямым обязательством ЦБ либо выпускается в размере суммы, депонированной в ЦБ. Вторая модель — депонирование денег финансовыми институтами, т.е. сохранение ситуации, когда деньги разных банков не равны ввиду разных рисков банкротства. В первом случае возникает проблема: как рефинансировать финансовые институты, которые будут допущены к счетам ЦБ и какие институты должны быть допущены. Сегодня к счетам ЦБ имеют доступ банки и госбюджет. В ряде стран допускается более широкий круг игроков и идет размывание банковского бизнеса. Следует учесть, что в случае единого финансового центра повышаются риски ущерба от кибератак. Сегодня уровень технологий позволяет вести прямые счета населения на балансе ЦБ. Это было бы логичным завершением развития СБП, которая работает через идентификатор клиента не нуждается в его банковском счете;
    • однако при развитии одноуровневой финансовой системы банки как самостоятельные узлы хранения денег и организации расчетов будут отмирать. Представителям банков необходимо готовить план действий на случай такого сценария. Один из вариантов — трансформация банков в IT-узлы доверенной системы распределенного реестра;
    • в части трансграничных платежей проект ЕЦБ и Банка Японии с использованием евро и йены четвертый год демонстрирует достойную альтернативу расчетов по корсчетам или системе SWIFT. Цифровые валюты ЦБ становятся точкой роста в Системе международных платежей и выходят на передний край международной конкуренции. Начало трансформации здесь проявляется в интересе стран к стандартам ИСО 2022, в попытках SWIFT стать лидером, в форсированном развитии RTGS большинства стран. Это определяет среду, в которой будет решаться вопрос об устройстве международных расчетов взамен модели корсчетов. Выбор и реализация технологической основы для новой системы расчетов слишком дороги для отдельной страны. Предпринимаются серьезные усилия ряда групп ЕС, G-7, G-20 и ОЭСР по формированию единых принципов решения технологических проблем. Здесь тот, кто первый создаст полноценную цифровую валюту, тот и будет задавать стандарты международных расчетов;
    • возникают вопросы: выпускать ли офлайновую цифровую валюту ЦБ в виде электронных кошельков и предоплаченных карт? Какими будут инструменты кредитно-денежной политики для обеспечения макростабильности финансовой системы? Будут ли финансовые услуги оказываться уполномоченными финансовыми институтами или они станут госуслугой? И т.д. Обилие непроясненных вопросов требует серьезного обсуждения с представителями всех заинтересованных сторон: регулятора, банков, конечных потребителей;
    • в отличие от СБП и карты «Мир», преимущества которых очевидны, убедительные аргументы в пользу массового использования цифрового рубля не сформулированы;
    • внедрение цифрового рубля может кардинально изменить распределение доступа к персональным данным между рыночными игроками и государством. Также возможно негативное отношение людей к тотальному государственному контролю. Еще во многих странах обсуждается риск для государства: в случае введения офлайн-валюты становятся возможными подделки, а обращение может выйти из-под контроля ЦБ;
    • чтобы не вводить граждан в заблуждение, необходимо внести корректировки в используемую в нормативных актах терминологию применительно к таким сущностям, как криптовалюта и цифровой рубль;
    • ЦБ следует в кратчайшие сроки опубликовать концепцию, проясняющую, какие платежные инструменты будут вытесняться цифровым рублем. Это позволит банкам не дублировать функции и не делать ненужных инвестиций;
    • дальнейшее развитие проекта «Цифровой рубль» будет зависеть от реакции общественности на обнародованный Банком России доклад.

ДИСКУССИОННАЯ СЕССИЯ 1. ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ. ЭКОСИСТЕМЫ. НОВЫЕ СЕРВИСЫ И ФИНАНСОВЫЕ ПРОДУКТЫ

Фото: Олег Зубко/АБР
Тема дискуссии:

Финансовые экосистемы в России: опыт взаимодействия банков и партнерских сервисов, тренды в их построении и первые результаты. Развитие сервисов мобильных и быстрых платежей

Ключевые вопросы:
  • Зачем нужны цифровые валюты?
  • Чем вызван бум развития финансовых экосистем?
  • Суперприложения как форма воплощения экосистемы
  • Как развиваются сервисы быстрых и мобильных платежей?
  • Синергия банков и крупных ритейлеров: зачем?
Модератор:

Алексей Васильевич Маслов, заместитель генерального директора JCB International Eurasia LLC

Участники дискуссии:
  • Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку-председатель Совета АБР;
  • Дмитрий Колесников, директор по развитию инновационных сервисов НСПК; (презентация)
  • Инна Емельянова, директор департамента эквайринга Банка «Русский стандарт»; (презентация)
  • Анна Михина, вице-президент, руководитель Управления развития сервисов экосистемы Тинькофф Банка; (презентация)<
  • Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации»; (презентация)
  • Юй Ся, глава российского отделения UnionPay International; (презентация)
  • Виктор Достов, председатель Ассоциация АЭД.
Анна Михина

Анна Михина

Альтернатива порождает конкуренцию, а конкуренция — лучшие продукты

Основные тезисы «панели»:
  • Современные безналичные платежные инструменты нарушают монополию государства на эмиссию стоимости. Оборот безналичных денег технически находятся в руках банков. 
  • Цифровые валюты позволят иметь «цветные деньги», государство сможет разделять деньги по категориям. Наличие умных цифровых валют даст возможность контролировать информацию, связанную с операциями, и соблюдать некую конфиденциальность.  
  • Цифровалюты нужны для международного расчета: расчеты через доллар уже не отвечают целям, и цифровые валюты центральных банков могут стать отличной альтернативой. В этом смысле интересно создание коллективной валюты в рамках содружества государств. 
  • Для расчетов между юридическими лицами, казначействами и другими институтами может быть введен новый механизм цифровых валют ЦБ, который будет эффективнее существующих. 
  • В Системе быстрых платежей сервис c2b быстро растет и обрастает новыми направлениями трат, например брокерскими услугами. 
  • В сервисе b2c популярны мгновенные возвраты от юридического лица  физическому (за 15 секунд). 
  • Оплата через QR-коды для пользователя безопаснее и комфортнее. 
  • Происходит новый этап эволюции экосистемы СБП: разработка новых платежных приложений, синергия кредитных организаций и ретейлеров. Пример: приложение для оплаты покупок RAZZ — продукт Wildberries и Банка «Русский стандарт»: 
    • СБП расширяет возможности ретейлера в рамках сотрудничества с множеством банков: получать лучшее от каждого банка. Это популяризирует быстрые платежи и увеличивает лояльность ретейлера. 
  • Суперприложения — форма воплощения экосистемы. Составляющие: популярное приложение с большой клиентской базой, платежная система, маркетплейс товаров и услуг, контент. 
  • Суперприложения выиграли в период пандемии, так как потребность потребителей в развлекательном контенте возросла. В России суперприложения создаются и развиваются именно банками, а не стартапами. 
  • Сейчас происходит бум экосистем. Это связано с обострением конкуренции на рынках, поиском дополнительных доходов, их диверсификацией с использованием лояльности клиентов, созданием барьеров для входа на рынок конкурентов. 
  • Экосистемы повышают лояльность клиентов, предоставляют дополнительные и бесплатные сервисы, оптимизируют предложения. Лидеры по созданию экосистем в мире: США, Китай, Россия. 
  • Наиболее востребованные направления экосистем: сервисы для бизнеса, жилье, управление личным благосостоянием, госуслуги, транспорт, здоровье. 
  • Экосистемы создают кредитные организации из первой десятки, а мелкие игроки рынка будут «сложноподчиненными» по отношению к ним. И развитие конкуренции на рынке — большой вызов. 
  • В период пандемии Россия вошла в топ-5 стран по темпам отказа от наличных денег в пользу безналичных платежей. UnionPay — сервис мобильных платежей, активно работающий в 61 регионе. UPI QR принимают более 70 млн терминалов на 40 рынках, UPI NFC принимают более 40 млн терминалов на 51 рынке. На конец 2019 года в России было выпущено более 3 млн карт UnionPay.  
  • На всех терминалах UnionPay принимается Huawei Pay. В России на данный момент всего три банка предлагают карты UnionPay с поддержкой Huawei Pay (Газпромбанк, Россельхоз и Восточный Банк). У Huawei уже 20 млн пользователей в России, поэтому у Huawei Pay есть большой потенциал.
  • Huawei Pay дает преимущества всем участникам процесса: банкам — снижение стоимости привлечения клиентов и расширение продуктовой линейки, Huawei — выращивание своей экосистемы и укрепление позиции в финансовой индустрии, UnionPay — создание уникального платежного продукта, которого нет у других МПС, повышение узнаваемости бренда.

ДИСКУССИОННАЯ СЕССИЯ 2. ЕДИНАЯ СИСТЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ И АУТЕНТИФИКАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Фото: Олег Зубко/АБР
Тема дискуссии:

Есть ли будущее у дистанционного банковского обслуживания и использования биометрических данных и с какими сложностями банки и клиенты сталкиваются уже сейчас.

Ключевые вопросы:
  • Законодательные ограничения, с которыми столкнулись банки в период пандемии
  • Проблемы удаленной идентификации и способы их решения
  • Удаленная идентификация: опыт других стран<
  • Требования регулятора к биометрическим данным клиентов
  • Цифровой профиль
Модератор:

Виталий Копысов, директор по инновациям СКБ-банка.

Участники дискуссии:
  • Павел Чеботарев, заместитель руководителя департамента по работе с органами государственной власти и общественными организациями Совкомбанка;
  • Мария Шевченко, председатель совета директоров КИВИ Банка; (презентация)
  • Игорь Евдокимов, директор проектов Центра цифровых продуктов Банка ЗЕНИТ;
  • Сергей Беспалов, управляющий директор Центра GR Сбербанка;
  • Станислав Усышкин, исполнительный директор дивизиона «Государственные продукты и сервисы» Сбербанка.
Беспалов Сергей

Беспалов Сергей

Мы целиком и полностью поддерживаем еще один способ установления личности посредством систем видеосвязи. Принципиально это очень правильный вариант, особенно в сегодняшних условиях: в период удаленной работы и минимизации социальных контактов. Как говорится, дорога ложка к обеду

Основные тезисы «панели»:
  • Перед банками в период пандемии встал вопрос о дистанционном обслуживании, поэтому тема систем идентификации и аутентификации очень актуальна. Все банки столкнулись с ограничениями Закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банки боятся штрафных санкций со стороны регуляторы за нарушение этого Закона. 
  • У всех способов идентификации есть законодательные ограничения: 
    • идентификация — в Законе не закреплено понятие «личное присутствие». Технически оно может быть обеспечено сеансом видеосвязи с клиентом;
    • удаленная идентификация с использованием Единой биометрической системы. Ограниченный список операций, для которых может использоваться удаленная идентификация;
    • упрощенная идентификация — узкий круг операций. Дистанционные способы недоступны некоторым клиентам, например иностранным гражданам. Необходимо создать механизмы дистанционной упрощенной идентификации для иностранных граждан, например, через информационные системы учета ГУВМ МВД России или системы иностранных государств.
  • FATF завершила разработку Руководства по «цифровой личности». Сейчас во многих странах действуют национальные системы дистанционной аутентификации: решение по идентификации BankID на блокчейне в Азербайджане, система NDI в Сингапуре, система OFVS в Южной Африке и Digital ID в Тайланде. Есть страны, где уже два года разрешена видеоидентификация: Португалия, Германия и Испания. 
  • С высокой вероятностью к концу года Законопроект № 613239-7 будет одобрен. В связи с этим в 2022 году у банков появится обязанность предоставлять биометрические данные клиентов из приложений. 
  • Требования  по безопасности биометрических данных должны быть дифференцированы и учитывать все риски и угрозы. Регулятор должен ввести свои требования к защите, хранению и сохранности данных видеоидентификации для организаций. 
  • Внедрение цифрового профиля будет мотивировать людей к онлайн-взаимодействию с банками и работодателями. В период пандемии благодаря цифровому профилю выросли лимиты кредитов для дистанционной выдачи. В скором времени цифровой профиль будет использоваться при найме сотрудников и в страховых процессах. 

КРУГЛЫЙ СТОЛ «OPEN API»

Фото: Олег Зубко/АБР
Ключевые темы встречи:
  • Перспективные кейсы и области применения Open API
  • Регулирование юридических аспектов при работе с Open API
  • Зачем банкам и финтеху нужны услуги специализированных API-платформ
  • Нюансы взаимодействия с госорганами и другими поставщиками через Open API
  • Открытые интерфейсы (API). Безопасность
Модератор:

Даниил Поминов, обозреватель «Банковского обозрения», fintech-эксперт

Участники круглого стола:
  • Никита Ломов, руководитель аналитического отдела АФТ; (презентация)
  • Екатерина Желунова, начальник отдела информационной безопасности и киберустойчивости финансовых технологий Банка России;
  • Александр Нам, управляющий директор по технологическим сервисам Национального расчетного депозитария;
  • Алма Обаева, председатель правления НП «Национальный платежный совет»;
  • Екатерина Фроловичева, заместитель руководителя департамента IT-архитектуры, начальник управления апробации новых технологий ВТБ.
Тезисы спикеров

Никита Ломов

  • Стандарты носят рекомендательный характер и включают в себя два блока: 1) описание процедур получения информации о счете клиента потребителями API и процедур инициирования перевода денежных средств; 2) стандарты ИБ открытого банкинга на основе протокола Open ID Connect
  • На площадке АФТ готовится пилотирование процедур передачи через API информации о счетах юрлиц при онлайн-кредитовании. В тестировании примет участие первая волна заинтересованных банков
  • В качестве ближайших ориентиров обозначены две задачи: 1) обеспечить на уровне процедур согласие клиента, основанное на понимании, какие персональные данные, для чего и на какой срок он соглашается передавать; 2) сформировать доверенную среду в открытом банкинге
  • Выделяются две характеристики доверенной среды: 1) прозрачные регуляторные условия для всех участников рынка, определяющие ответственность каждого. Для этого необходимы единая для всех юридическая модель, единые правила обмена данными, система мониторинга доступности API и механизм контроля выполнения SLA; 2) высокий уровень ИБ
  • В качестве системообразующих фигур определены поставщики API (банки), потребители API (стартапы, финтех-компании, банки и пр.) и сертификационный центр, обрабатывающий заявки потребителей и передающий их поставщикам

Екатерина Флоровичева

  • Стандарты позволяют уйти от практики, когда интеграция сервиса с каждым каналом была уникальным решением, не масштабируемым на другие каналы и сервисы. Следование стандартам упрощает интеграционные взаимодействия, позволяет с меньшими затратами расширять клиентскую базу
  • Стандарты не отвечают на вопрос, как и с кем взаимодействовать, чтобы увеличить маржинальность или расширить линейку продуктов. Однако они создают благоприятные предпосылки для решения этих задач
  • Экономического эффекта от внедрения стандартов банк может достичь при условии развитой инфраструктуры. Из-за отсутствия базовых составляющих, таких как шлюз и средства аутентификации, банки не могут предоставить сторонним потребителям доступ к сервисам, отвечающий требованиям ИБ. Вложение в эти инструменты требует гораздо больших затрат, чем переписывание под стандарты имеющихся сервисов или изменение сложившихся интеграций
  • Многие банки рассматривают данные счетов юрлиц как свою собственность, что создает барьер для вхождения в среду Open banking. Этого можно избежать, если продумывать возможности использования стандартов для работы с клиентами, которые обслуживаются сразу в нескольких банках
  • Доступ к API будет предоставляться финтех-компаниям и ретейлерам, входящим в ГК ВТБ. Есть ретейлеры, заинтересованные в построении платежных инструментов на инфраструктуре банка, и стартапы, проходящие акселерационную программу в ВТБ. За пределами этого круга банк будет выбирать партнеров, сотрудничество с которыми экономически выгодно
  • Банк вкладывается в создание единого стандарта и общей инфраструктуры его использования. Но как коммерческая организация он строит свой бизнес самостоятельно и сам определяет, с кем и как взаимодействовать через API

Алма Обаева

  • Важно, чтобы третья сторона, включающаяся промежуточным звеном между банком и клиентом, была сертифицированным провайдером, а также, чтобы работа сертификационного центра регулировалась отдельным законом или подзаконными актами.
  • После решения проблемы информированного согласия клиента и практической реализации проекта в целом Россия сможет поставлять созданные в этой области технологии на мировой рынок.

Александр Нам

  • Мы достаточно вложились в исследование возможностей Open API и решили, что нельзя засиживаться в R&D и пора выводить на рынок продукт. Не дожидаясь выпуска стандартов, изучили API каждого банка и сделали интеграцию со всеми системообразующими банками. Для коммерческой организации важно скорейшее получение прибыли, уменьшение time to market.

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ 2. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПЛАТЕЖНОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ. НОВЫЕ СЕРВИСЫ. РЕГУЛЯТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Фото: Олег Зубко/АБР
Тема дискуссии:

Upgrade на рынке платежной индустрии России.

Ключевые темы:
  • Пандемия и рынок интернет-эквайринга. Регулирование комиссий. Эквайринг как фактор трансформации регулирования платежной отрасли. Новая роль регуляторов и новые подходы к понятию «регулирование». Особенности конкуренции на платежном рынке
  • Сервис рассрочки от Visa: улучшение клиентского пути
  • Новый 383-П, законопроект об отмене комиссий при оплате ЖКХ
  • Новые тренды в эквайринге в России и мире. Оплата с помощью QR кодов
  • Перспективы международных расчетов с помощью цифровых валют, ЦФА и построение новых платежных систем
Модератор:

Алексей Маслов, заместитель генерального директора JCB International Eurasia LLC

Участники дискуссии:
  • Павел Чеботорев, заместитель руководителя департамента по работе с органами государственной власти и общественными организациями Совкомбанка;
  • Александр Жуков, директор по продвижению продуктов VISA; (презентация)
  • Кирилл Дмитриев, директор дивизиона «Платежи и переводы» Сбербанка;
  • Алексей Киричек, вице-президент ВТБ; (презентация)
  • Андрей Лисицын, директор Центра по финансовой политике и финансовым рынкам РСПП.

Услуги и тарифы по торговому эквайрингу за многие годы пришли в равновесное состояние, и необходимо дать рынку свободно развиваться

Основные тезисы:
  • С 2017 по 2020 год отмечается устойчивый рост безналичного торгового оборота. В период пандемии использование наличных сократилось на 41% для оплаты заказа при доставке, применение бесконтактных карт выросло на 41%, а мобильных платежей — на 31%.
  • Во время пандемии Банк России два раза воспользовался правом регулирования размера максимальной комиссии, взимаемой с торговой точки. Первый раз — с 1 июня по 30 сентября значение эквайринговой комиссии при оплате медицинских услуг не превышало 1%, второй раз — с 15 апреля по 30 сентября при онлайн-покупках продуктов питания, лекарств и еды.
  • СБП предоставляет низкие для бизнеса комиссии за прием безналичной оплаты: 0–0,7% суммы платежа в зависимости от вида деятельности. Тарифы СБП в 2–2,5 раза ниже средних эквайринговых тарифов. К сервису подключены 22 банка и более 44,5 тыс. торговых компаний.
  • Регулирование эквайринговых тарифов приведет к затратам участников расчетов — МСБ и физлиц. Банки компенсируют доход за счет изменения ценообразования на свои услуги для всех участников рынка — как держателей платежных карт, так и юрлиц.
  • СБП — стратегический проект Банка России, платформа прямого дебетования, которая позволяет иметь конкурентный и более дешевый сервис приема платежей.
  • Visa предоставляет API сервисы в двух составляющих: показ доступных планов рассрочки на терминале/платежной странице во время покупки и инфосервис для эмитента по конвертации покупки в рассрочку и формирования графика платежей. Платежная система сфокусирована на улучшение клиентского пути: до покупки клиент задает правила рассрочки по будущим покупкам, во время покупки выбирает опцию рассрочки, после покупки конвертирует совершенную операцию в рассрочку. Также Visa разработала сервис рассрочки для покупок в наземном эквайринге и электронной коммерции.
  • Объем рынка ЖКХ по итогам прошлого года составил более 2,5 трлн рублей. Рынок находится в стабильном положении, больше 10% всех платежей сейчас осуществляется в дистанционном формате. Но инициатива отмены комиссии при оплате ЖКХ может подвергнуть всю индустрию разрушению. По оценкам экспертов, запрет приведет к падению собираемости платежей. В данный период участники рынка пытаются прийти к компромиссу для стабилизации ситуации.
  • Тренды и технологии рынка эквайринга: появление новых гибридных устройств (кассы «3 в 1»), Закон № 54-ФЗ способствует отказу от наличных, доля бесконтактных транзакций постоянно увеличивается, интернет-торговля растет стремительно, все платежи движутся в сторону мобильных технологий, появление QR-кода — это новая технология оплаты.
  • Эквайеры больше не влияют на себестоимость продукта. Основные драйверы роста расходов — уровень межбанковской комиссии и ослабление рубля. Оптимизация расходов на оборудование и процессинг не оказывает существенного влияния на ценообразование. Также банки-эквайеры вынуждены идти на повышение тарифов или замещать убытки доходами от других продуктов. Тарифная конкуренция может привести рынок в тупик. Следующий этап развития эквайринга — предоставление новых сервисов и услуг. СБП сможет стать альтернативой дорогому эквайрингу.
  • Негативными факторами в развитии цифровизации международных расчетов являются валютные и санкционные риски. Помимо этого для формирования данной области необходимо создание единой платежной структуры, то есть централизация системы международных расчетов. В связи с этим главная задача заключается в создании национальной цифровой единицы, которая обеспечила бы организацию взаиморасчетов и доступ к ликвидности в различных валютах с возможностью максимальной цифровизации. 

ДИСКУССИОННАЯ СЕССИЯ 3. НДО. ПОИСК НОВЫХ РЕШЕНИЙ, ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

Фото: Олег Зубко/АБР
Тема дискуссии:

Модернизированные подходы к развитию рынка НДО

Ключевые темы:
  • Реинжиниринг НДО. Поиск новых решений, инновационные подходы, диджитализация отрасли. Регуляторные изменения
  • Цифровая экономика и наличность. Перспективы новых сервисов
  • НДО и современные платежные сервисы. Сценарии для России
  • Развитие АТМ как основного инструмента обеспечения наличными населения. Опыт сокращения банкоматных сетей в 2020 году. Опыт других стран
  • Влияние пандемии на канал банковского самообслуживания. Мировые тенденции и прогнозы использования наличных
Модератор:

Валерий Чулков, председатель совета директоров компании «Инкахран»

Участники дискуссии:
  • Алескей Ершов, вице-президент, член правления объединения «Росинкас»;
  • Ольга Калинина, заместитель начальника управления методологии и организации наличного денежного обращения департамента наличного денежного обращения Банка России;
  • Дмитрий Климов, председатель правления компании «Инкахран»;
  • Владимир Ульихин, генеральный директор «ДИИП 2000»; (презентация)
  • Константин Хоткин, вице-президент по продажам в России и странах СНГ компании NCR.

Наличные — пациент, который скорее всего жив, а не мертв

Основные тезисы «панели»:
  • Актуальные тренды рынка НДО: передача банками услуг на аутсорсинг, укрупнение кассовых центров основными игроками НДО, создание современных фабрик по обработке денег. Кроме того, развитие системы оптимизации и автоматизации ручного труда и использование роботов в технологических цепочках, построение новых сервисов НДО на рынке ретейла с применением инновационного оборудования, обеспечение медицинской безопасности с помощью технологий. Роботизированные комплексы позволят получить стопроцентную автоматизацию и цифровизацию.
  • Пандемия способствовала пересмотру банками подхода к каналам предоставления услуг: создание более компактной и масштабируемой базы расходов, переход на использование цифровых каналов, переконфигурирование традиционных каналов предоставления услуг, пересмотр стратегического вклада канала самообслуживания, в том числе использование канала видеобанкинга на устройствах.
  • Использование цифровых каналов в Западной Европе выросло на 20%, снятие наличных ожидает снижение до 79,5 млрд в 2020 году, отделения банков будут сокращаться в количестве и размере. По результатам опроса Deutsche Bank, 60% опрошенных считают, что наличные всегда будут использоваться, так как они продолжают быть востребованными. По данным Банка России, количество наличных денег в обращении растет в 2020 году.
  • Развитие рынка НДО заключается в объединении усилий профессиональных сообществ для формирования экономической, правовой и организационной базы. Консолидация ресурсов и условий важна для работы над общей производительностью труда всех участников рынка. Одно из главных условий для объединения — соблюдение профессиональных норм и правил, которые работают на стабильность рынка НДО.
  • По данным компании «Инкахран», для оптимизации существующих расходов на обслуживание налично-денежных обращений необходимо выполнение нескольких задач. Во-первых, снижение себестоимости самообслуживания клиентов (оптимизация действующих структур, создание единого расчетного центра, оптимизация технологических процессов, внедрение современных технологий). Во-вторых, создание максимального комплекса обслуживания клиентов (применение АТМ, формирование операционных офисов без касс). В-третьих, развитие региональной сети обслуживая. В-четвертых, кооперация с другими крупными игроками.
  • Нормативное регулирование и его изменения по вопросам налично-денежных обращений для банков заключается в снижении регуляторной административной нагрузки, расширении электронного документа и его сокращении.
  • Основная задача банков — оптимизация расходов, поэтому кредитные организации концентрируются на цифровых каналах, но при этом наличные продолжают оставаться важной составляющей финансовой системы. Многие банки решили, что содержание собственной инфраструктуры — это не самый эффективный способ оптимизации, поэтому стали появляться новые формы самообслуживания: развитие независимых сетей, объединение банков для создания компании, обслуживающей сеть банкоматов, и формирование независимого канала самообслуживания отдельного банка. Главный тренд в Западной Европе — это банкомат как услуга.

КРУГЛЫЙ СТОЛ «БАНКИ. ИНКАССАЦИЯ. РЕТЕЙЛ»

Фото: Олег Зубко/АБР
Тема дискуссии:

О текущей ситуации в сфере НДО

Ключевые вопросы:
  • Инкассация в России. Конкуренция. Инновации
  • Перспективы стандарта качества инкассационных услуг и перевозки ценностей
  • Автоматизация и роботизация НДО
Модератор:

Алексей Войлуков, вице-президент, АБР

Участники дискуссии:
  • Надежда Малюх, операционный директор НКО «ИНКАХРАН»;
  • Екатерина Катынская, начальник отдела управления кассовых сервисов ВТБ;
  • Константин Кочетков, заместитель начальника управления автоматизации и механизации технологических процессов наличного денежного обращения департамента наличного денежного обращения Банка России, (презентация)
Основные тезисы «панели»:
  • В этом году наблюдается движение банков к оптимизации налично-денежного обращения в сфере НДО. Учитывая это, компания «Инкахран» пересмотрела свою стратегию и сегодня видит свою задачу в готовности увеличить объемы обслуживания и предоставлять качественный сервис своим контрагентам. Деятельность НДО в области обслуживания наличных уходит на второй план.
  • На фоне пандемии и экономического кризиса цифровизация услуг и клиентского сервиса становится особенно актуальной для банковского сектора.
  • Наблюдается тренд перехода наличных денег в аутсорсенговые компании.
  • Новые технологические решения позволят:
    • снизить расходы на инкассацию;
    • обезопасить сохранность денег;
    • снизить кассовые просчеты;
    • уменьшить прием фальшивых денег;
    • снизить нагрузку на кассира и тем самым повысить скорость его работы (до 70%);
    • снизить риск передачи инфекций через бумажные деньги.
  • Внедрение технологий является вопросом грамотных инвестиций и проектного решения, которое покажет выгоду для всех. Ключевой момент — это правильно сформулировать проект и экономический эффект для участников.
  • В данный момент компания «Инкахран» смотрит в сторону предоставления услуг по мониторингу оборота наличных средств и повышению эффективности процесса организации кассовой работы.
  • Работа над Стандартом качества инкассационных услуг идет на площадке АБР. К ней могут присоединиться все заинтересованные участники рынка.
  • Цели Стандарта:
    • разработка требований, определяющих уровень качества услуг. Их неисполнение может сигнализировать организации о необходимости позаботиться о смене процессов подхода, а потребителю позволит оценить свои ожидания, сопоставить уровень цен с уровнем предоставляемого сервиса;
    • определение принципов построения системы управления качеством услуг (контроль процессов обслуживания, анализ причин возникновения недостатков обслуживания, принятие мер для предотвращения повторных дефектов процесса, наличие контроля уровня качества);
  • учреждения Банка России с большими приходными операциями пользуются агрегатированными комплексами, основными функциями которых являются:
    • пересчет;
    • проверка признаков подлинности, физического состояния банкнот;
    • уничтожение ветхих банкнот;
    • упаковка пачек годных банкнот.
  • До конца ноября текущего года в промышленную эксплуатацию будут введены транспортные роботы, которые позволят исключить участие кассовых работников в операциях перемещения кассет с пачками годных банкнот внутри учреждения. 
  • Управление автоматизации и механизации технологических процессов наличного денежного обращения создает предпосылки для создания автоматизированных участков обработки наличных денег, где не требовалось бы постоянное участие человека.
  • Одним из ключевых направлений технической политики Банка России является оснащение территориальных учреждений автоматизированными складами.

ДИСКУССИОННАЯ СЕССИЯ 4. БЕЗОПАСНОСТЬ ПЛАТЕЖНОГО БИЗНЕСА, ВЛИЯНИЕ ИБ

Фото: Олег Зубко/АБР
Тема дискуссии:

Безопасность платежных процессов

Ключевые вопросы:
  • Опережая вызовы: новые сервисы НСПК в сфере кибербезопасности
  • Социальная инженерия: проблема техническая или гуманитарная? Отвечают ли банки за тех, кого приручили?
  • Контроль клиентских устройств — необходимость или вмешательство в частную жизнь?
  • Нормативное регулирование — что нужно изменить?
  • Системы противодействия мошенничеству — актуальность импортозамещения
  • Роль ФинЦЕРТ — лидер, посредник или балласт?
Модератор:

Василий Окулесский, заместитель начальника службы ИБ Банка «Возрождение»

Участники дискуссии:
  • Николай Пятиизбянцев, начальник управления противодействия мошенничеству в сфере ИБ Газпромбанка;
  • Артем Гутник, заместитель начальника Управления безопасности НСПК; (презентация)
  • Антон Свинцицкий, директор по консалтингу компании «Диалог Наука»;
  • Алексей Лужнов, руководитель направления Центра противодействия мошенничеству НИП «ИНФОРМЗАЩИТА».
Основные тезисы «панели»:
  • Социальная инженерия — ВИЧ нашего времени. Она используется в 90% случаев мошенничества кражи денег.
  • Вопрос непосредственной борьбы с социальной инженерией не стоит, стоит вопрос реагирования на нее. 
  • Проблема мошенничества все больше переходит из технической в гуманитарную сферу. 
  • Платформа Threat Intelligence — новое аналитическое хранилище данных. Она прогнозирует возможные атаки и реализует адекватные меры защиты. 
  • Для того чтобы своевременно отслеживать социальную инженерию, есть ряд способов и техник (в том числе их предоставляют отечественные вендоры), которые позволяют увидеть паттерны поведения клиентов с помощью мобильного устройства или веб-браузера.
  • Ни одна из систем защиты не выявляет со стопроцентной уверенностью мошенников, не затрудняя пользование легальным клиентам. Чем лучше выявляется мошенничество, тем больше недовольство со стороны клиентов, и наоборот — чем проще пользование любым продуктом, тем меньше его безопасность. 
  • Разработка технической системы тестирования бизнес-логики пока невозможна. В данный момент системы недостаточно развиты, для того чтобы на интеллектуальном уровне в автоматическом режиме показывать недостатки.
  • Федеральное законодательство говорит о том, что банки обязаны собирать данные клиентов. Необходимо уточнить тонкости прочтения конкретного пункта.

Заявку на покупку видеозаписи конференции можно отправить по ссылке



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм

Присоединяйся к нам в телеграмм
Читайте также