Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Конкуренция усиливается. Денежные переводы: магазины против банков
01.04.2010

Конкуренция усиливается. Денежные переводы: магазины против банков

Тарифные войны между системами денежных переводов закончились. В 2010 году участники рынка постараются максимально приблизиться к потребителям и активно продвинуть свои услуги в торговых сетях. Означает ли это, что банковские каналы продвижения денежных переводов исчерпаны?


Поворот рынка перевода денежных средств в сторону ретейла вполне предсказуем: во многих странах отправить и получить деньги можно через любое предприятие сферы услуг, которое приобрело соответствующую лицензию и присоединилось к системе денежных переводов. Это может быть даже такое непрофильное учреждение, как аптека. В России денежные переводы проникают в первую очередь в магазины, продающие сотовые телефоны и аксессуары. Для этих торговых сетей возможность получать гарантированный доход за прием денежных переводов – интересное предложение, особенно в условиях падения спроса на основной товар. Глобальная цель участников рынка денежных переводов – обеспечить для клиентов шаговую доступность пунктов отправки, чтобы они не тратили время и деньги на поездку до точки обслуживания.

У торговых компаний есть ряд преимуществ перед банками – это, прежде всего, масштаб сетей обслуживания, количество точек и их месторасположение

«Стремясь привлечь новых клиентов, компании, предоставляющие услуги денежных переводов, постоянно улучшают качество обслуживания: совершенствуют технологии и ищут новые каналы предоставления услуги. Сегодня экономия времени и удобство становятся решающими факторами для многих потребителей, что способствует появлению на рынке способов отправления денежных переводов с упрощенной процедурой идентификации клиентов. Если смотреть на финансовый рынок в целом, это позитивная тенденция: рынок развивается, предложение диверсифицируется, потребитель получает более широкий выбор», – говорит Джонатан Кнаус, региональный вице-президент Western Union в странах Восточной Европы и СНГ.

CТАТИСТИКА «БО»

Рынок денежных переводов просел на 40%

ЦБ РФ опубликовал данные о рынке денежных переводов по итогам 2009 года. Объем денежных переводов физлиц из России в страны дальнего зарубежья в 2009 году снизился на 40% по сравнению с 2008 годом. Отправления в страны СНГ уменьшились на 31,5%. В денежном выражении объем частных трансграничных операций в 2009 году составил 34,6 млрд долларов против 51,9 млрд долларов в 2008 году.

У торговых компаний есть ряд преимуществ перед банками – это, прежде всего, масштаб сетей обслуживания, количество точек и их месторасположение. Но есть и сложности. Финансовые услуги являются новым бизнесом для торгово-сервисных предприятий (ТСП). Поэтому сложнее происходит тиражирование сервисной составляющей, приходится больше усилий затрачивать на обучение персонала. На данном этапе через торговые сети можно продвигать только очень простые и понятные финансовые продукты.

«Безусловно, небанковская дистрибуция будет развиваться, и скоро перевести деньги можно будет во многих магазинах крупных торговых сетей. Для банков это серьезный вызов. Чтобы сохранить объем переводов, банкам следует развивать собственную розничную сеть и качество обслуживания», – говорит Лев Чугунов, директор департамента денежных переводов Migom Европейского трастового банка.

Для укрепления позиций на рынке переводов без открытия банковского счета кредитные организации могут использовать возможности банкоматов и платежных терминалов, то есть вывести клиентов, желающих отправить наличные, из стен банковских офисов. Важно продвигать эту услугу с помощью маркетинговых инструментов. Сейчас об отправке денег через банкоматы и терминалы знает лишь незначительная часть людей, отправляющих денежные переводы. Есть и определенные практические трудности, решение которых позволит конкретным банкам получить конкурентное преимущество. Например, сегодня далеко не все банкоматы и терминалы способны принимать деньги пачками, а не отдельными купюрами.

У банков есть преимущество, связанное с психологией клиентов. В пользу банков сыграет консервативность потребителей услуги, ведь это, в основном, гастарбайтеры, пересылающие значимые для себя суммы – существенную часть своего заработка. По мнению Джонатана Кнауса (Western Union), возможность перевода денежных средств через небанковские каналы не скажется отрицательно на бизнесе банков, поскольку уровень доверия клиентов к традиционным банковским каналам в России остается высоким. Это обусловлено их большей надежностью: клиенты не всегда готовы переводить деньги через новые каналы, такие как терминалы самообслуживания, особенно если речь идет о совершении транзакций с крупными суммами.

Кроме того, в России банки сохраняют монополию на выдачу переведенных денежных средств. Поэтому новые тенденции могут сыграть в пользу банков. Благодаря развитию рынка денежных переводов в отделения банков придет больше потенциальных клиентов, для которых можно подготовить адресные предложения.






Новости Новости Релизы