Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Корабли в залоге: что и как проверять?
12.04.2019 Best-practice
Корабли в залоге: что и как проверять?

Пять убойных практических наработок



Когда предметом залога являются морские суда, банковскому специалисту1 для оценки обеспечения и регистрации обременений необходимо знать классификацию судов, вникнуть в тонкости рыболовного промысла, разбираться в технических особенностях и оснащении судов. Мы решили поделиться своим опытом залоговой работы с морскими судами. Расскажем, какие суда чаще всего попадают в залоговые портфели банков, какие документы и на предмет чего исследовать, что и как осматривать на судне, какие особенности следует учесть при осмотре, какие технические характеристики важно учитывать, какое именно оборудование должно передаваться в залог. Кроме того, поделимся понятийным аппаратом, позволяющим разговаривать с экипажем проверяемых судов на одном языке.

Глоссарий моряка и классификация морских судов

Анализируя залоговые портфели банков, в которых нам удалось поработать, мы насчитали тридцать шесть основных типов морских и речных судов. Опрос региональных точек присутствия федеральных банков с «морским местонахождением»2 определил пять наиболее распространенных типов судов. Результаты исследования представлены на рис. 1. Именно с этими типами судов от Балтийского моря до Тихого океана, как правило, работают специалисты по работе с залогами. Они составляют около 80% всех морских судов в залоговых портфелях банков.

 

Рисунок 1

 

Траулеры

Рыбодобывающие суда разделяются на две группы: добывающие и добывающе-перерабатывающие. Различие кроется в наличии перерабатывающего цеха и возможности самостоятельной обработки сырца3 до готовой продукции в виде консервов, технического и медицинского жира и рыбной муки.

Промысловые суда, предназначенные для лова рыбы тралом, называются «траулеры» (от англ. trawl — «трал»). Выглядит трал как гигантская сумка-«авоська». Тем, кому не посчастливилось ходить в магазины с такой сумкой, поясним, что это крупноячеистая сеть. Различают тралы донные и пелагические. Последние следуют за судном на заданных глубинных горизонтах. Что такое работа в море и как происходит выборка трала в шторм, стоит однажды увидеть своими глазами.

Траулеры оснащаются холодильными установками для заморозки и сохранения выловленной продукции. Суда, оснащенные оборудованием для самостоятельной обработки сырца — БАМРы, или большие морозильные рыболовные траулеры. Разговаривая с моряками, мы освоили профессиональные термины и аббревиатуры. Для определения разных типов траулеров приняты сокращения: СТР (сейнер-траулер рефрижераторный, в разговоре прозвучит ласковое «СТРка»), МКРТМ (малый креветко-рыболовный траулер морозильный), РТМ (рыболовный траулер морозильный).

Наличие в кормовой части судна кормового слипа4, а также буксировочного оборудования трала и сетей подскажет вам, что перед вами именно рыболовное судно. Запах рыбы на борту не оставит сомнений, что перед вами траулер. Это оборудование рыбоперерабатывающего цеха, которое представляет собой целый плавучий завод на борту. Полученная готовая продукция, а также сырец отправляются в морозильные или холодильные трюмы судна. Лов рыбы может длиться от нескольких месяцев до полугода. Оборудование траулера для обработки и заморозки продукции должно быть оформлено в залог. На отдельных судах такое оборудование может не входить в «штатное» или быть вновь установленным. При первичном осмотре стоит уделить внимание такой начинке траулера.

Евгения Трофимова Евгения Трофимова, независимый эксперт по работе с банковскими залогами

Морской порт Славянка или порт Брюс, как он известен в Приморском крае, — это крупный коммерческий порт Приморского края и России в целом. Главное преимущество Славянки — непосредственная близость от зарубежных поставщиков из Японии, Южной Кореи, других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В порту располагаются корабли различной осадки и разного водоизмещения, потрясающие сознание своими исполинскими размерами. Тут меня ждал сюрприз. Пройдя таможенный контроль, обязательный при посещении порта, поскольку он является таможенной территорией, я попала на причал. Главный инженер, увидев краем глаза в Классификационном свидетельстве наименование того, что нам предстояло осмотреть, произнес:

“А… Калошу будем смотреть…”. Я не сразу поняла, что подразумевалось под словом “калоша”.

Разъяснение имени нарицательного не заставило себя долго ждать: у причала стояло несамоходное судно «ТОР» — баржа (не путать с одноименным зенитным ракетным комплексом), предназначенная для погрузки груза с корабля, расположенного на рейде, на свою платформу. Стоимость такой «калоши» у производителя составляет ни много ни мало более 8 млн евро.

Танки в открытом море

Наиболее распространенными судами наливного класса являются морские танкеры. Сравнение с танком (tanker, от англ. tank — «цистерна, резервуар») судов этого типа происходит не только благодаря созвучности английскому названию. Когда вы увидите широкий форште́вень танкера, режущего гребни волн штормового моря, действительно первая ассоциация будет с атакующим танком.

Условно танкеры можно разделить на предназначенные для транспортировки сырой нефти и ее производных (бензин, мазут, дизельное топливо), танкеры-газовозы5/химовозы (англ. Gas carrier) и танкеры для иных жидких грузов (растительные масла, цементы, спирты, вино и даже апельсиновый сок6).

Классификация танкеров также возможна по дедвейту7: малотоннажные (GP — General Purpose), среднетоннажные (MR — Medium Range), крупнотоннажные первого и второго класса (LR1/LR2 — Large/Long Range1/2), крупнотоннажные танкеры 3-го класса (VLCC — Very Large Crude Carrier), супертанкеры (ULCC — Ultra Large Crude Carrier & FSO — Floating Storage and Offloading unit). Приведенная классификация по назначению танкера и его дедвейту годна для отбора аналогов в листингах судовых брокеров.

Существует три основных мировых торговых маршрута: через Суэцкий (Египет, араб. قناة السويس‎), Панамский (Панама, исп. Canal de Panamá) каналы, а также через Малаккский пролив (Сингапур, Малайзия, Индонезия, малайск. Selat Melaka). Отсюда дополнительная классификация танкеров: Panamax / New Panamax8, Suezmax9, Malacca Max10.

 

Рисунок 211

 

Как же визуально отличить танкер? Первую особенность вы заметите на лобовине надпалубной надстройки или навигационного/ходового мостика. Над типовой маркировкой с номером IMO12 на танкерах обязательна надпись — «No Smoking». Вторая особенность — хитросплетения труб на палубе. Двигаясь по узкому мостику (catwalk) над палубой, минуете танкерный электрогидравлический кран, под ногами у вас будет палубный трубопровод. Это система трубопроводов служит для слива/налива нефтепродуктов либо иного жидкого груза.

Устройство нефтеналивного танкера — это «Прамбанан»13, только в море. Из специфики помимо вышеназванных палубных и внутренних трубопроводов необходимо проинспектировать: грузовые насосы, оборудование для подогрева вязких нефтепродуктов, устройства для мойки танков (внутренние резервуары танкера), систему инертных газов и газоотводную систему, а также зачистное хозяйство.

По аналогии с морозильным и рыбоперерабатывающим оборудованием траулеров такое имущество должно передаваться в залог в составе судна либо отдельными единицами (исключение из правил) в случаях соответствующего бухгалтерского учета. Отметим, что идентификаторы указанного оборудования могут не отражаться ни в одном из судовых документов. Имеет смысл указать в акте выявленные идентификаторы по укрупненным агрегатам.

Николай Вольхин Николай Вольхин, независимый эксперт по работе с банковскими залогами

Подлетая в октябре 2018 года к Петропавловску-Камчатскому, борт сделал разворот над Тихим океаном, пролетел над кекурами «Три брата» и только над Авачинской бухтой моя «зеркалка» заработала в режиме автосъемки. Сразу после посадки я начал осмотр объектов залога. Для меня это был первый осмотр судна в рейде, пришедшего в Петропавловск-Камчатский с порта его приписки — г. Владивостока. Фото не способно передать яркость впечатлений от моря, подъема по веревочному трапу на палубу. Запомнилась подчеркнуто вежливая строгость экипажа, ощущение практически военной дисциплины. Роспись в журнале посещения, обязательная отметка в журнале по технике безопасности, и мы с защитными касками на головах и ID-бейджами на груди поднимаемся в надстройку. Провели детальный осмотр всех систем судна. В такие моменты осознаешь уникальность своей профессии, понимаешь, что у тебя есть редкая возможность вникать в новое, приоткрывать профессиональную жизнь других людей. Просматривая сделанные в командировке кадры, я замер над одним из первых. Под турбиной самолета был запечатлен нефтеналивной танкер-красавец «Пандар». Таких совпадений в тот день и с этим судном было несколько. «Пандар» стал знаковым для меня.

«Банановозы», которые возят икру

Рефрижераторные суда, или (на профессиональном сленге) риферы (reefer), — это большие многопалубные холодильники. На пути обратного следования эти суда могут принимать подходящий груз, чтобы не идти порожними. Именно в таких случаях «банановоз» может везти икру.

Окрашенные для теплозащиты в светлые тона риферы сразу выделяются в порту, а в море удивляют быстроходностью, развивая скорость до 40 км/ч (более 20 морских узлов) при дедвейте в 10–15 тыс. тонн. Отметим, что для рифера ценообразующей характеристикой будет вовсе не дедвейт, как у большинства судов, а грузовая вместимость — суммарная кубатура подпалубных площадей и палубной контейнерной вместимости.

Классифицируются риферы в зависимости от температурного режима: низкотемпературные (от –10 до –25°С) для продуктов глубокой заморозки, фруктовозы (от +15 до –5°С) с усиленной внутренней вентиляцией и универсальные (от +15 до –25°С) для перевозки любых грузов.

Многопалубное устройство риферов предполагает максимально эффективное распределение генерального груза14 в трюмах за счет использования твиндечных перекрытий (англ. tween-deck). Межпалубная высота внутренних теплоизолированных помещений — 2,2–2,5 м. Внутренние трюмы риферов характеризуются киповой вместимостью, т.е. вместимостью по штучному грузу и количеством возможных к размещению паллетомест. Палубная вместимость формируется за счет подключенных к электросетям рефконтейнеров.

Первыми и крупнейшими риферами в мире являются суда компании Dole Chile15. Если Вы видите «строительную площадку» в море или порту, то знайте, что с большой долей вероятности перед вами рифер. Верхняя палуба этого судна предполагает наличие стреловых грузовых устройств. В общем случае это три — пять грузовых стрел, предназначенных для погрузочных операций на необорудованных морпричалах.

Начинка рифера помимо типового набора оборудования машинного отделения включает судовые рефрижераторные установки, оборудование для изоляции грузовых помещений, вентиляции и озонирования, а также грузоподъемное оборудование.

Контейнеровоз. Тетрис и Майнкрафт в одном кадре

Впечатления от этого судна можно охарактеризовать строчкой из стихотворения: «Шел с работы дядя Степа — видно было за версту». Дело в том, что на крупных контейнеровозах высота надпалубного размещения морских контейнеров достигает восьми ярусов, а это практически 20 м над уровнем палубы или высота семиэтажного дома. Контейнеровозы (англ. Container ships) специализируются на доставке стандартизированных (ISO) двадцатифутовых (TEU — twenty-foot equivalent unit) или сорокафутовых (FEU — forty-foot equivalent unit) морских контейнеров.

Для контейнеровозов ценообразующим фактором является контейнерная вместимость, или единицы TEU. Одна единица TEU эквивалентна стандартному двадцатифутовому контейнеру. Несмотря на гигантские размеры контейнеровозов, автоматизация позволяет обслуживать их экипажем из 10–25 человек.

Типовая классификация контейнеровозов основана на контейнерной вместимости и, по сути, представлена тремя группами классов (табл. 1)

Таблица 1


Фидерный класс

«Панамакс»-класс

Е-класс

Handysize Class > 260–1000 TEU
Handymax Class >  1000–1700 TEU
Feeder Class>1700–2500 TEU

Sub-Panamax Class > 2500 — 4000 TEU
Panamax Class > 4000 –7000 TEU
Post-Panamax Class > 7000 –13000 TEU
Super-Post-Panamax Class/E-Class > 13000 TEU

Explorer Class >16600 TEU
Triple E-Class > 18200 TEU
Post-Triple E-Class > 21000 TEU

Детально разобравшись с принципами оптимального размещения груза на контейнеровозах, можно познать мастерство складывания кубиков Lego. Месторасположение контейнера определяется, во-первых, исходя из секции/отсека (Bay). Вид отсека в поперечном разрезе, включая подпалубное и надпалубное пространства, отображается на плане отсека (Bayplan). Вторая точка привязки — это ряд (Row) расположения относительно диаметра судна. Ряды нумеруются двоичным кодом, начиная с 01, далее в сторону правого борта (Starboard Side) указываются нечетные номера (03, 05, 07 и т.д.), а в сторону левого борта (Port Side) — четные номера (02, 04, 06 и т.д.). Третьей координатой является нумерация яруса (Tiers). Ярусы в трюмах нумеруются снизу вверх четным двоичным кодом, начиная с 02, далее: 04, 06, 08. Ярусы надпалубного расположения нумеруются четными числами начиная с кода 82, далее: 84, 86, 88. Люковые крышки (Hatch covers), отделяющие трюмы от палубы, на контейнеровозах предусматривают максимальное трехкратное палубное раскрытие до 85%. Наиболее распространенные программные комплексы для планирования месторасположения контейнеров — CASP16, MACS3.

Расположение контейнеров, занимающих все надпалубное пространство и трюмы, позволяет визуально определить этот вид судов. Допускается «выпуск» контейнеров над судовыми конструкциями при условии исключения «выхода» за отбойный козырек. Важной особенностью является значительная высота капитанской надстройки на контейнеровозах, обеспечивающая соблюдение правила наличия обзора над надпалубным грузом.

На современных контейнеровозах есть система обеспечения остойчивости судна. Например, «успокоительные» цистерны, обеспечивающие минимизацию килевой качки и углового рыскания за счет автоматического наполнения и осушения.

Балкеры. Шахтерская вагонетка в море

В шахте горная порода доставляется на поверхность скрепером или, в прошлом, вагонетками. Роль громадной шахтной вагонетки для транспортировки навалочных и сыпучих грузов морем выполняют балкеры (Bulk carrier, от англ. Bulk — «сыпучий»). В случае навалочных грузов балкеры перевозят в своих трюмах без какой-либо дополнительной упаковки рудные материалы и концентраты (ore-carrier), удобрения, уголь (coal vessel), сахар, зерно (grain ship), цементы (сement сarriers). До 85% общего числа судов этого типа производится в Азии. Классифицируются балкеры по дедвейту (табл. 2).

Таблица 2


Мини-тоннаж

Средний класс тоннажа

Топ-класс тоннажа

Мини-балкеры £ 10 тыс. DWT
Seawaymax

Handysize от 10 до 35 тыс. DWT (наличие собственные кранов)
Handymax — от 35 до 60 тыс. DWT
Supramax

Panamax & New Panamax
65 тыс. DWT (предназначены для прохождения Панамского канала, перевозка угля и зерна)
Capesize — от 150 тыс. до 400 тыс. DWT (идут через мыс Горн и мыс Доброй Надежды, уголь и руда)

Визуально определить данный тип судов поможет устройство внутренних трюмов. Во избежание переворачивания судна из-за смещения сыпучих грузов конструкция трюмов представляет собой вытянутые треугольные призмы с небольшим шагом между внутренними перегородками (шифтинг-бордсы). Наличие наклонных стенок во внутренних трюмах обеспечивает саморазравнивание (самоштивку) при продольном и поперечном распределении груза.

«Документики предъявите», или душевный разговор с командой

Залоговая работа с морским судном начинается с изучения документов. Конечно, и тут есть определенные «морские тонкости». Например, часть документов залогодателем представляется непосредственно при проведении осмотра. Информация в машинном журнале позволяет выявить поломки и проводимые ремонтные работы, а Отчет по топливу дает понимание текущей наработки двигателей. Непосредственно для осмотра на руках должны быть: свидетельство о праве собственности на судно, классификационное свидетельство, а также свидетельство на оборудование и снабжение (при его наличии на проверяемом типе судна). Остальные документы (судовая роль, машинный журнал, судовой журнал) требуется увидеть «в моменте», так как необходимы будут именно последние записи в журналах ответственных лиц. Данные документы не предоставляются залогодателем заранее, указанные в них данные будут неактуальны к моменту проведения осмотра. Приведенный нами перечень документов (табл. 3) не является исчерпывающим, но основное понимание в результате их изучения сформируется.

Андрей Додолин Андрей Додолин, независимый эксперт по работе с банковскими залогами

Зимняя командировка в Республику Саха само по себе экстремальное задание, а в случае зимней проверки судов во льдах запомнится надолго. Наша задача включала проверку семи судов: танкеров, балкеров и барж-площадок с местоположением на судоремонтном заводе во время зимнего отстоя. Интересно, что ежегодно в Ленском бассейне вымораживается порядка 10 тыс. кубометров льда. Затраты на вымораживание судов для доступа к подводной части и зонам обслуживания двигателей в данном случае меньше затрат на сухое докование.

На судне, находящемся на зимнем отстое, как правило, отключается электроэнергия. Думаю, вы уже поняли, что осмотр внутренних трюмов и помещений происходит в сплошной темноте. Рекомендую приготовить сменную одежду и фонарик, особенно для осмотра машинного отделения.

Сканируем символ класса судна

Подводя итог нашей беседе о морских судах, расскажем еще об одной морской «фишке» — сканировании символа класса судна. Как это делается, покажем на примере рыболовного судна «ЭГЛАЙНЕ», символ класса судна КМ(*)L2[1] AUT2 REF fishing vessel.

Расшифровка аббревиатуры классификационных символов:

- КМ(*) — самоходное судно;

- L2 — плавание во льдах средней балльности с помощью ледоколов, когда необходимо;

- [1] — суда, удовлетворяющие требованиям к аварийной остойчивости при затоплении одного смежного отсека;

- AUT2 — объем автоматизации позволяет эксплуатацию механической установки одним оператором из ЦПУ без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных отделениях;

- REF — судно оборудованное классифицируемой (REF) холодильной установкой.

Наибольший интерес на данном судне представляет наличие на борту холодильных установок, что позволяет хранить улов на судне до момента разгрузки в порту.

Надеемся, после изучения нашей статьи и вы будете «морскими волками», разговаривающими на одном языке с экипажами проверяемых судов.

Таблица 3


Документ

Краткое описание

Наши действия

Где ищем

Комментарии

Свидетельство о праве собственности на судно

Основной правоподтверждающий документ

Изучаем основные характеристики и идентификационные параметры судна, в том числе:

  • тип судна,
  • собственник,
  • наименование,
  • идентификационный номер ИМО,
  • порт приписки/регистрации судна,
  • место и год постройки,
  • главный материал корпуса,
  • флаг,
  • число и мощность машин (главных двигателей)

Должен быть предоставлен заранее Залогодателем

Один из судовых документов. Выдается Государственным судовым реестром

Судовая роль

Документ по составу экипажа

  • Ознакамливаемся со списком лиц экипажа, имеющих допуск к работе на судне
  • Обращаем внимание на наличие подписи капитана (или уполномоченного лица) и печат.

В штурманской рубке.
Запросить у капитана в момент проведения проверки

Заполняется  с использованием машинописных средств или от руки чернилами черного цвета разборчивым почерком. Заверяется капитаном судна и судовой печатью

Судовой журнал

Является одним из судовых документов судна, в котором отражается все процессы работы. Ведется на непрерывной основе штурманом корабля

  • Изучаем последние 1-2 листа.
  • Убеждаемся, что в последнее время с судном не происходили ЧП 
  • Сверяем указанное в журнале местонахождение судна с фактическим
  • Делаем фотофиксацию последних страниц

В штурманской рубке.
Запросить у капитана или у вахтенного помощника/старпома в момент проведения проверки

Записи в журнале должны быть сделаны ручкой с черными/фиолетовыми чернилами четким, понятным почерком. Подписи — только вахтенных помощников и капитана

Машинный журнал

Является основным и единственным судовым документом, отражающим работу двигателей, в том числе поломки, ремонт и т.д.
Ведется на непрерывной основе вахтенным механиком. Главный механик проверяет записи и заверяет своей подписью

  • Изучаем последние 1-2 листа.
  • Обращаем внимание на все записи о поломках и ремонтах (при их наличии выясняем детально у главного механика серьезность неисправностей, длительность ремонта).
  • Делаем фотофиксацию последних страниц

В машинном отделении.
Запросить у капитана или у вахтенного механика / главного механика в момент проведения проверки

Записи в журнале должны быть сделаны ручкой с черными/фиолетовыми чернилами четким, понятным почерком главным механиком. Подписывается главным механиком и капитаном

Свидетельство на оборудование и снабжение

Является документом, подтверждающим соответствие судна Правилам по оборудованию морских судов.
В обязательном порядке должен быть у следующих типов судов:
а) наливных,  пассажирских,  буксиров — вне зависимости от мощности главных двигателей и вместимости судна;
б) самоходных, не указанных в п. а) мощностью более 55 кВт (включительно);
в) несамоходных судов валовой вместимостью 80 и более, либо с мощностью энергетического оборудования  более 100 кВт (включительно).

  • Изучаем список имеющегося на судне оборудования:
  • - Судовое навигационное оборудование,
  • - Спасательное оборудование,
  • - Радиолокационное/радио оборудование,
  • - Противопожарное оборудование,
  • - Сигнальные устройства (в т.ч. звуковые),
  • Выборочно из списка просим показать основные 1-2 единицы оборудования каждого типа (при указании идентификационных признаков в документе — сверяем со шильдиками на оборудовании)
  • Обращаем внимание на срок действия свидетельства/отметки о ежегодном подтверждении свидетельства. На момент проведения проверки документ должен быть действующим

Должен быть предоставлен заранее залогодателем

Выдается Российским морским регистром судоходства на срок до четырех лет с ежегодным подтверждением соответствия Правилам по оборудованию морских судов

Классификационное свидетельство

Является документом, подтверждающим соответствие требованиям по прочности, мореходности, а также удостоверяет, что в результате проведенного освидетельствования судно, его устройство и оборудование удовлетворяют применимым требованиям Правил для соответствующего класса

  • Убеждаемся, что документ действующий (обращаем внимание на подтверждение ежегодных промежуточных освидетельствований)
  • Символы класса судна.
  • Обращаем внимание на временные ограничения и примечания
  • Обращаем внимание на прочие характеристики, указанные в свидетельстве
  • Идентифицируем судно по следующим данным отраженным в документе:
  • Тип судна,
  • Наименование,
  • Идентификационный номер ИМО,
  • Тип главных механизмов
  • Суммарная мощность
  • Место и год постройки,
  • Главный материал корпуса,
  • Убеждаемся, что срок действия свидетельства/ не истек и временные ограничения отсутствуют

Должен быть предоставлен залогодателем заранее, до момента проведения проверки. Как правило, хранится вместе с судовыми документами в навигационной рубке

Выдается Российским морским регистром судоходства на срок до пяти лет с ежегодным подтверждением

Выписка из Государственного судового реестра морского порта

Является документом, удостоверяющим право собственности и подтверждающим наличие/отсутствие ограничений/ обременений в отношении судна

  • Изучаются данные о правах собственности, наличии/ отсутствии ограничений/ обременений в отношении судна
  • Данные о наличии/отсутствии обременений правами третьих лиц указываем в акте осмотра

Предоставляется залогодателем до проведения проверки 

Выдается Государственным судовым реестром (Российским международным реестром судов, реестром строящихся судов)


1. Содержание статьи является частным экспертным мнением и не может трактоваться как позиция какой-то конкретной кредитной организации.
2. Авторы статьи выражают благодарность коллегам из ОО «Сахалинский», РОО «Мурманский», РОО «Архангельский», РОО «Калининградский», ОО «Владивостокский», ОО «Камчатский».
3. Полуфабрикат.
4. Наклонная площадка в кормовом отверстии промыслового судна для подъема добытых китов или трала с уловом рыбы.
5. Типы газовозов: напорного типа (Fully pressurized gas carrier), полурефрижераторного и рефрижераторного типа (Semi-refrigerated & Fully refrigerated gas carrier), этиленовозы/химовозы (Ethylene and gas/chemical carriers), СПГ-танкеры (LNG, liquid natural gas carrier), этановозы VLEC-класса (very large ethane carrier).
6. Концентрат апельсинового сока является биржевым товаром. Основной фрахтователь танкеров-соковозов — бразильский производитель концентрата сока Cutrale Group, cutrale.com, производящий каждый третий выпиваемый стакан апельсинового сока в мире.
7. Чистая грузоподъемность (англ. deadweight cargo capacity, сокращенно — DWCC) — величина груза, которую может принять судно до осадки по грузовую марку.
8. Осадка до 12,04 м / 15.2 м, ширина 32,31 м / 49 м, длина 294,13 м / 366 м, DWT до 52 500 / 120 000.
9. Осадка до 16 м, ширина 70 м, длина не ограничена, DWT до 160 000.
10. Осадка до 20 м, ширина 60 м, длина 333 м, DWT до 300 000.
11. Вся размерность представлена в тысячах тонн DWT.
12. Идентификационный номер морского судна. Неизменен при смене названия, флага, собственника судна. Введен Международной морской организацией (International Maritime Organization, IMO — www.imo.org) в 1987 году. Регистрация осуществляется через оператора IHS Maritime. Ресурсы для поиска судна по номеру IMO: www.vesselfinder.com, www.shippingexplorer.net, www.marinetraffic.com.
13. Комплекс индуистских многоуровневых храмов со сложными архитектурными формами на острове Ява.
14. General cargo — груз и товар (продукция), которые перевозятся в упаковке. В случае сборных партий перевозка осуществляется по грузовому списку.
15. www.dole.cl.
16. CASP — Computer Automated Stowage Planning System, разработчик Total Soft Bank Ltd., www.tsb.co.kr. MACS3 — Cargo Management System for Container Vessels , разработчик Navis. Kalmar Germany GmbH, www.navis.com, www.interschalt.de.



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм

Сейчас на главной