Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Корпоративное казначейское
01.12.2022 FinCorpFinTechАналитика

Корпоративное казначейское

В последние годы в России в сфере управления крупным бизнесом формируется новая тенденция — расширение функционала и компетенций корпоративных казначеев. IT-компании и банки готовятся к новым вызовам


Примерно год назад при разговоре об автоматизации казначейств банков и крупных корпораций речь шла исключительно о процессах консолидации, интеграции банков, бирж и бизнеса при помощи технологий API и Host-to-Host, а также о выявлении потенциальных проблем благодаря удобной и простой аналитике.

Этот набор средств применялся для оптимизации бизнес-процессов казначейств в целях заметного снижения издержек, минимизации ошибочных действий, для ускорения доступа к аналитическим выкладкам, а главное — все эти меры были вехами к внедрению единых стандартов процессов в казначействе.

Что изменилось для банков и корпораций?

Прошел год. Российский рынок покинуло множество крупных компаний и вендоров, задававших тон в сфере автоматизации казначейских функций. Уменьшились потребности в упрощении кэш-пулинга, сквозном проведении факторинговых и форфейтинговых сделок благодаря тесной интеграции между IT-системами через API и т.д. Но стал заметнее интерес к роботизации бизнес-процессов (RPI), применению BI-систем для поддержки принятия решений и прогнозирования денежных потоков, а также интерес к импортозамещению ПО и «железа».

Отдельным трендом стало изучение цифровых финансовых продуктов и сервисов, представленных финансовыми институтами и технологическими компаниями. Казначеев из крупного бизнеса всерьез заинтересовали возможности цифрового рубля и ЦФА, а также криптовалют для проведения трансграничных сделок.

Дмитрий Горьков, генеральный директор компании CASHOFF, поделился своими выводами по поводу смены приоритетов в отрасли и актуальных наборов угроз: «Приоритеты корпоративных казначеев изменились в соответствии с новыми геополитическими обстоятельствами. Исходя из этого мы выделили следующую проблематику:

  • шаткая надежность иностранных банков в стране;
  • открытие дополнительных иностранных счетов на перспективу;
  • специфическая работа с иностранными банками;
  • проведение платежей в валюте, в том числе зарплаты для нерезидентов;
  • работа на иностранном ПО и прекращение сотрудничества со стороны иностранных партнеров;
  • отсутствие автоматизации в казначействе, переход на новую систему ERP.

Учитывая перечисленные проблемы, считаю, что приоритеты на автоматизацию и централизацию не изменятся, а перейдут в квадрант “срочное важное”. Казначеи продолжат поиск наиболее выгодных условий привлечения финансирования, решений по интеграции и автоматизации новых ERP с банками, в том числе с иностранными. Продолжат выбор и открытие счетов в новых банках для ВЭД с учетом санкционных ограничений».

Что изменилось для IT-компаний?

Как бы там ни было, сейчас приходится делать повышенную ставку на доступность современных отечественных цифровых сервисов для всех. С помощью господдержки в какой-то мере удается обеспечить максимальное присутствие в этом сегменте рынка российских IT-решений.

Некоторые представители IT-компаний не скрывают того, что, как показала практика, нам в любой момент могут заблокировать использование технологий, отключить нас, подвергая рискам остановки деятельности. Многообразие современных инновационных решений, зарубежных и отечественных, — это здорово, ведь конкуренция — двигатель прогресса, но нынешние обстоятельства заставили нашу страну сменить акцент и уделить особое внимание отечественным производителям.

Екатерина Гришина, CEO & Co-founder Corp.bank, полагает: «Нам как разработчикам отечественного софта, хотелось бы видеть большую вовлеченность в процесс цифровизации заказчиков непосредственно, чтобы пользователи сервисов активнее принимали участие в “пилотах”. Заказчики обладают отраслевыми компетенциями и четко понимают свои потребности. Как мы видим, ряд компаний были включены в санкционный список, остановлена поддержка зарубежных программных продуктов. Крупные заказчики понимают, что для дальнейшего функционирования и развития должны инвестировать в российские решения. И многие, хочу отметить, оценили эффективность отечественных решений с точки зрения пользовательского удобства, безопасности и перспектив, которые они открывают».

По словам эксперта, что касается направления FinTech и конкретно интеграционных решений для бизнеса, указанные тренды только усилились.

В силу изменений фокуса у бизнеса с одних банков на другие все большее число кредитных организаций из второго-третьего эшелонов обращают внимание на свои цифровые сервисы и начинают активно развивать их.

Стали появляться новые. Ряд крупнейших банков также поставили во главу угла развитие своих цифровых активов. Это видно и по выпуску новых API-продуктов взамен существующих, и по повышению в KPI сотрудников банков роли продвижения цифровых продуктов банка через API.

Думы казначеев и банкиров

Что думают казначеи и банкиры о возникших сложностях, путях их преодоления, о дальнейшем развитии API при работе с финансистами и другими контрагентами?

«В явном виде каких-либо сложностей мы не отмечаем. Можно сказать, что сложность для казначеев заключается в выборе новых банков-партнеров, а для банков, которые ощутили наплыв клиентов, — в создании удобных сервисов для своих клиентов. Важно, что применимость использования API-технологий банков в ежедневной работе еще больше стала подтверждаться бизнесом и банками. Появляются различные продукты для бизнеса, которые построены на интеграционных технологиях кредитных организаций. Бизнес, хотя и осторожно, но переходит на них. Часто предприниматели находят в этих интеграционных технологиях возможность решения старых организационно-технических задач, возможность оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности компании в целом», — отметила Екатерина Гришина.

У казначеев складываются определенные требования и запросы к IT-технологиям. Безопасность системы с передачей информации в зашифрованном виде стоит на первом месте. Потом идут оперативность, в том числе передача информации онлайн и высокая скорость обмена данными, работа в режиме одного окна, автоматизация, бесшовная интеграция, аналитика с фильтрами, соответствующими отрасли, для финмониторинга, валютного контроля, планирования и отчетности.

Из-за возросшей потребности в открытии нескольких дополнительных расчетных счетов корпораций в российских и зарубежных банках спрос на унифицированные инструменты Open API будет расти.

Дмитрий Горьков вспоминает: «В конце августа 2022 года мы встречались с казначеями ведущих в своей отрасли компаний. С их слов, “черные лебеди” (пандемия и санкции) дестабилизировали многие процессы и обнажили слабые места».

В частности, для обхода санкций, наложенных на российские банки, казначеи стали открывать дополнительные счета в банках Китая и СНГ, а также в отечественных банках, которые подключились к китайской CIPS.

С еще бо́льшим усердием диверсифицируют портфели банки на случай форс-мажора. Осуществляют перенос данных из ушедших иностранных систем в отечественные аналоги.

«Из-за этого объем информации, подлежащей обработке, растет, а аналитические модели усложняются. Выбор казначеев еще до обсуждаемой ситуации был направлен в сторону IT-решений, потому что цифровые решения для корпоративного казначейства автоматически и без ошибок повышают чистоту прогнозов, оптимизируют ручной труд, ускоряют прохождение заявок и принятие решений. Если крупнейшие корпорации выделяют под проект автоматизации казначейства отдельный эффективный IT-кластер, то у корпораций меньшего размера самостоятельная разработка решения и настройка Open API займет существенный объем времени и ресурсов, как человеческих, так и материальных», — дополнил представитель компании CASHOFF.

Отчасти это обусловлено тем, что комплекс стандартов открытых банковских интерфейсов, утвержденный ЦБ, носит рекомендательный характер, а участники рынка не готовы предоставлять доступ к своим данным из-за конкуренции. В итоге банки разрабатывают собственные Open API, которые не совместимы с решениями других участников и требуют индивидуального подхода. а множество открытых счетов в разных банках, в том числе за границей, не позволят корпорациям самостоятельно и быстро решить вопросы взаимодействия с финансовыми организациями.

Дмитрий Горьков прогнозирует: «В России работа над стандартами ведется регулятором вместе с АФТ. В ближайшей перспективе в 2-3 года будут приняты единые стандарты и инфраструктура Open API, которая будет носить уже обязательный характер для участников рынка. С внедрением обязательного Open API должен произойти резкий скачок в развитии финансовых сервисов и инновационных FinTech. Возможно, процесс обязательной стандартизации и открытости ускорится из-за необходимости тотального импортозамещения иностранного ПО недружественных стран».

Немного конкретики

Как может измениться управление казначейскими процессами в группе компаний, где более ста юридических лиц, в условиях новой геополитической обстановки? Какие тренды можно выделить и какие конкретные решения проблем могут быть?

Екатерина Гришина видит два тренда: «На первый взгляд, изменения могут касаться только разделения процессов на управление деньгами в России и за рубежом. Бизнес в России требует больше внимания к вопросам поиска новых источников финансирования, новых программ поддержки, новых сегментов бизнеса и ниш, а также реструктуризации в связи с изменениями в структуре спроса и предложения по многим сегментам экономики. А вот международные бизнесы вынуждены менять свои логистические цепочки, поставщиков и цепочки перевода средств для ухода от рисков заморозки средств. Значительная трата времени у финансистов происходит из-за необходимости изучения рисков совершения конкретного перевода и определения конкретного пути следования средств, включая все задействованные в переводе банки-корреспонденты».

Участники рынка отмечают, что в последние годы в России в сфере управления крупным бизнесом формируется новая тенденция — расширение функционала и компетенций корпоративных казначеев. Если группа компаний еще не организовала казначейство и не превратила его в многофункциональный центр принятия решений с возможностью управления финансовыми ресурсами компании, то уже пора, тем более если в группу входит более ста юридических лиц.

А раз так, то сейчас для казначеев важно оперативно получать актуальную информацию по курсам валют, процентным ставкам, биржевым индексам и другим специфическим рыночным показателям.

Дмитрий Горьков в этой связи отметил: «Банки готовы предложить свои решения по управлению денежными потоками группы. Но что если банков много? Одни компании развивают свою внутреннюю казначейскую платформу, другие используют отдельные системы каждого банка типа клиент-банк, а третьи обращаются за внешними цифровыми решениями. С помощью технологических решений для автоматизации казначейства казначеи могут в рамках “одного окна” в онлайн-режиме взаимодействовать с различными банками и со всей группой компаний. Это позволит собирать данные на постоянной основе, консолидировать и прогнозировать, то есть всесторонне управлять финансами группы со счетами в разных банках через единый интерфейс. Кроме того, это позволит переключаться между банками и минимизировать риски от санкционного воздействия на поставщика FinTech, если мы говорим о сегодняшней геополитической обстановке. Данные решения по автоматизации могут быть реализованы с помощью технологии открытых API, но при условии, что банк использует их. Этот подход сильно ограничивает маневренность управления и мониторинга, так как российские банки только осваивают на практике возможности Open API. Мы агрегируем данные из любых отечественных и зарубежных банков (Кипра, ОАЭ, Китая и других стран), так как используем не только технологию открытого банковского API, но и собственный механизм импорта данных».

Имманентная составляющая платежного процесса

Эксперты отмечают продолжающийся процесс централизации казначейств и сложности организации трансграничных платежей. Как можно организовать платежный процесс при дальнейшей централизации функции казначейства?

«Без специализированных систем для корпоративного казначейства, которые будут встроены в существующие в компании бизнес-процессы, обозначенный компромисс разрешить затруднительно. IT-решения должны не только учитывать лучшие практики, но и быть передовыми с технической точки зрения и точки зрения безопасности, чтобы быть принятыми в IT-контур компании. К таким системам неизменно относятся продукты компании “Казначейские системы” и платежная система для корпораций Corp.bank, предназначенная для прямой интеграции с банками. При этом важно отметить, что ниши продуктов, которые предлагают облачные или посреднические решения, будут все больше схлопываться, так как ограничивают цифровой суверенитет своих клиентов, ограничены в росте функционала и небезопасны по своей сути. Заказчикам настоятельно рекомендуем сконцентрироваться на прорывах и достижениях отечественных разработок», — утверждает Екатерина Гришина.

Таким образом, организация платежного процесса через централизованные органы невозможна без фокусировки на информационных технологиях. Автоматическая безотказная инфраструктура со сквозной интеграцией с собственными системами и системами участников финансового рынка — это имманентная, то есть неотъемлемая, внутренняя составляющая казначейства.

Казначеи смогут организовать проведение платежей в один клик напрямую из системы компании, оперативно получать информацию по поступлениям, проводить валютные операции, управляя валютными рисками. Та же эффективность кэш-пулинга будет зависеть от организации единого казначейского центра с функцией прогноза денежных потоков.

Дмитрий Горьков развил свою мысль: «Как я уже говорил, группа компаний, где более ста юридических лиц, может реализовать платежный процесс с автоматизацией через свою разработку, использовать коробочные решения от банков или FinTech или создать собственную экосистему, “миксуя” множество инструментов».

Для выполнения всех задач, по мнению эксперта, система должна отвечать нескольким ключевым требованиям: высокая скорость передачи данных, безопасность, наличие режима «единого окна», отсутствие ограничений по типам импортируемой документации, настройка специфических фильтров, встраивание в любую ERP-систему и др.

«Если мы говорим о коробочных решениях, то они должны отвечать целям казначейства, гибко подстраиваться под платежный процесс, бюджетирование или финансовый мониторинг. Поэтому перед внедрением автоматизации казначеям как минимум нужно сформировать список и формат документов для обмена с банками, определить порядок верификации и требования по безопасности, спланировать сроки внедрения, ресурсы на проект и его сопровождение и определиться с целями», — дал совет Дмитрий Горьков.

Новые возможности цифровых продуктов

Что касается возросшего интереса к современным цифровым платежным инструментам, то об этом красноречиво высказался президент Ассоциации корпоративных казначеев Владимир Козинец: «Тенденция ускорения и упрощения процессов в финансовой сфере наряду с различными стратегиями противодействия цифровым, геополитическим, иным рискам и угрозам значительно актуализируют запросы рынка на внедрение и развитие цифровых финансов в России. Применение цифровых продуктов и сервисов позволит не только вывести на новый уровень существующие инструменты, но и создать фундамент для появления и дальнейшего развития совершенно новых решений для казначейского сообщества. Все это еще раз подчеркивает, что глубокое знание теории и понимание практического использования цифровых финансовых инструментов сегодня становятся не просто желательным, но обязательным для нашей профессии».

Под «новыми решениями» спикер подразумевал более глубокое проникновение в бизнес технологии блокчейн, которая стремительно развивается и активно проникает в финансовый сектор в виде DeFi, цифровых активов, CBDC и стейблкоинов.

В 2024 году ЦБ планирует поэтапно подключать к платформе цифрового рубля все банки, что увеличит количество доступных вариантов платежей. Особенностью данной формы денег является их программируемость при помощи смарт-контрактов. Это означает, что рубль можно «окрашивать» для контроля целевого расходования бюджетных средств. Данный функционал лежит, что называется, на поверхности.

Но если копнуть глубже, то выяснится, что цифровой рубль может стать неотъемлемой частью множества бизнес-процессов как в платежном, так и иных пространствах, например в страховом деле, трансграничной логистике и торговом финансировании. Смысл этого в том, что бизнес-процесс может в автоматическом режиме быть связан с источником внешних событий; например, достаточно дорогой сквозной коносамент (through bill of lading) может стать полностью цифровым благодаря элементам интернета вещей. А это означает резкое снижение издержек как для проведения финансовых транзакций, так и для учета жизненного цикла гарантий, поручительств, аккредитивов, векселей и всего того, что так привычно казначеям. В сочетании с роботизацией бизнес-процессов цифровые активы способны радикально видоизменить ряд казначейский функций.






Новости Новости Релизы