Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Кредитные карты заменят pos-кредиты
29.07.2011 Аналитика

Кредитные карты заменят pos-кредиты

На рынке розничных кредитных продуктов происходят изменения, которые могут стать частью долгосрочной тенденции.


Происходит существенное снижение спроса на потребительские кредиты в магазинах электроники и бытовой техники. В этих магазинах потребительские кредиты (pos-кредиты) вытесняются кредитными картами, тогда как в сегменте кредитования мебели наблюдается устойчивый спрос на кредиты наличными, отмечает Ильсур Гибадуллин, начальник дирекции потребительского кредитования Кредит Европа Банка.
Юлия Аникина, начальник отдела кредитных продуктов ОТП Банка, обращает внимание, что у кредитов наличными и кредитных карт разная целевая аудитория. Максимальная сумма по кредитам наличными значительно больше лимита по кредитной карте. Оформив кредит наличными, заемщик может позволить себе гораздо более крупные покупки, чем по кредитной карте. Кроме того, в среднем процентные ставки по кредитам наличными ниже, чем по кредитным картам. В то же время кредитные карты — более универсальный способ решения финансовых задач, если клиенту нужна небольшая сумма сразу.
Российские банки, активно занимающиеся pos-кредитованием с начала 2000-х годов, вряд ли откажутся от высокодоходного продукта, на который есть спрос определенной и немалочисленной части населения, имеющей доходы ниже среднего уровня и желающей приобрести товар «здесь и сейчас». Данный продукт будет востребован, при этом уроки кризиса, полученные и заемщиками, и банками, должны сделать этот рынок более цивилизованным и обдуманным, считает Ирина Градович, начальник управления розничных кредитных продуктов Промсвязьбанка.
На данном этапе, по данным НАФИ, большинство россиян (71%) ответит отказом на предложение банка открыть кредитную карту. Положительно отреагировали бы всего 15% населения. 7% опрошенных уже имеют кредитку. Наиболее распространенные причины отказа от оформления кредитки — отсутствие потребности в заемных деньгах или достаточный уровень заработка. 17% опрошенных называет причиной отказа слишком высокие процентные ставки. Еще 11% не берут кредиты в принципе. А 9% объяснили свой отказ от кредитной карты отсутствием достаточного количества средств, чтобы возмещать долг. Недоверие к банкам в целом сдерживает от оформления кредитной карты 8% россиян. Возраст и состояние здоровья помешают воспользоваться предложением банка и открыть кредитку 3% россиян, 2% не умеют пользоваться кредитной картой и еще 1% имеют негативный опыт пользования данной услугой. Не называли причины отказа 18% респондентов.
Действительно, кредитными картами пользуются в основном более обеспеченные и финансово грамотные люди, та небольшая часть населения, которая ездит за границу. Ситибанк анализирует расходы своих клиентов по картам с 2007 года и прогнозирует, что объем зарубежных трат россиян в 2011 году превысит докризисные показатели и составит 40 млрд долларов, и это максимальное значение за все время, когда банк проводит исследование. Доля платежей, совершенных за границей в течение года, выросла до 28% по сравнению с 20,1% в 2010 году. По оценке Ситибанка, общий объем зарубежных трат россиян до конца 2011 года, включая траты по кредитным картам, составит 40 млрд долларов.
В ТКС Банке также отмечают, что российский рынок кредитных карт вышел из стагнации и в 2011 году развивается ускоренными темпами. По состоянию на 1 июля 2011 года топ-10 рынка кредитных карт выглядит так: Русский стандарт, Сбербанк, ВТБ24, ОТП Банк, ТКС Банк, Ситибанк, Альфа-Банк, ХКФ Банк, Росбанк, «Восточный».
Совокупный портфель кредитных карт за первое полугодие вырос на 26,1% и достиг 287 млрд рублей. При этом во втором квартале рынок рос гораздо быстрее (на 39,5 млрд рублей), чем в первом (на 19,9 млрд рублей). Сбербанк стал лидером по абсолютному приросту, но 73% прироста обеспечили другие банки. После сворачивания активности в секторе в последние годы снова стал расти банк «Русский стандарт». На 4,7 млрд рублей портфель увеличил ВТБ24, который уверенно держится на третьем месте (29,5 млрд рублей). Также агрессивно наращивали портфель банк «Восточный» (на 5,7 млрд рублей), Связной банк (на 3,6 млрд рублей), Росбанк (на 3,1 млрд рублей), Москомприватбанк и Кредит Европа банк (по 2,2 млрд рублей). Все банки, находящиеся за пределами первой двадцатки, дали в общую копилку 6,1 млрд рублей общего прироста.
В ТКС считают, что банки начинают отдавать предпочтение кредитным картам как каналу кредитования населения, так как это наиболее технологичный способ создания долгосрочной и лояльной клиентской базы. Быстрому развитию рынка способствует рост финансовой грамотности населения, становление эффективной системы бюро кредитных историй, облегчение фондирования банков в 2010–2011 годах. Это закладывает долгосрочную основу роста для рынка, началом которого станет прирост на 40% в 2011 году.
Банки продолжат активно развивать направление потребительского кредитования и кредитные карты как наиболее доступные и востребованные у населения с одной стороны, и доходные для банка с другой стороны. При этом кредитные карты по-прежнему останутся продуктом для финансово грамотных клиентов, осознанно останавливающих свой выбор на данном виде кредита, считает Ирина Градович (Промсвязьбанк). Однако с повышением финансовой грамотности и постепенным ознакомлением с карточными продуктами, а также с активным развитием кобрендовых программ с крупными ритейлерами и сервисными компаниями доля потребителей кредиток будет возрастать и если не заменит pos-кредитование, то по крайней мере потеснит его.
Юлия Бородина, заместитель начальника отдела кредитования физлиц Мастер-Банка, отмечает, что для успеха карточных кредитных продуктов у банка должна быть современная технологическая база, позволяющая быстро обрабатывать информацию, а также удобная система ДБО. Кроме того, большое значение имеет наличие развитой в технологическом и географическом отношении банкоматной и филиальной сети. По мере развития инфраструктуры карточного бизнеса (эквайринг, каналы погашения, банкоматные сети) все большее количество людей будут использовать карты и как источник долгосрочного финансирования, и как электронный кошелек для решения ежедневных задач.






Новости Новости Релизы