Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Кредитование «замораживается» — заемщики «охлаждаются»
23.10.2025 FinRegulationFinRetailАналитика

Кредитование «замораживается» — заемщики «охлаждаются»

Как чувствует себя рынок страхования заемщиков в период высоких ставок и новых мер ограничения розничного кредитования


Высокая ключевая ставка и ужесточение регулирования резко охладили рынок кредитования, что привело к падению объемов страхования заемщиков. Даже при снижении ставки рынок вряд ли вернется к уровню 2021 года — банки меняют стратегию, заемщики все активнее отказываются от страховок, а регулятор готовит новые ограничения. В результате сегмент кредитного страхования переживает глубокую трансформацию и ищет новые модели развития

Нет кредитов — нет страховок

Рынок страхования заемщиков в последние пять лет прошел несколько ярко выраженных этапов развития: от стремительного роста до серьезных корректировок, вызванных как макроэкономическими факторами, так и изменением политики банков и выбором самих заемщиков.

Последние данные Банка России показывают, что в первом полугодии 2025 года объем страховых премий в этом сегменте составил 77 млрд рублей, что на 40% меньше, чем годом ранее.

Наибольшую часть сборов, 44 млрд рублей, принесло добровольное страхование от несчастных случаев и болезней заемщиков, показатель даже немного вырос (на 2,3%) по сравнению с тем же периодом 2024-го. Существенно сократились сборы по кредитному страхованию жизни — на 46,7%, до 24 млрд рублей, а также по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) заемщиков — сразу на 78%, до 9 млрд рублей, отметила старший директор рейтингов финансовых институтов рейтинговой службы агентства НРА Айназ Хайруллина.

Такая динамика объясняется высокой ключевой ставкой и снижением выдач кредитов. «Добавляет в этот тренд и существующее регулирование в этой области. Мы видим, что кредитные организации реже предлагают страхование заемщику, усиливается тренд на замещение страхования заемщиков другими услугами», — объяснил вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Глеб Яковлев. Какие именно другие услуги вытесняют классическое банкострахование, пояснил директор по аналитике Инго Банка, Василий Кутьин. «Страхование заемщиков перестает быть флагманом банковского страхования, в последние годы первенство переходит к страхованию жизни с инвестиционным компонентом», — считает эксперт.

Банки стали активнее самостоятельно управлять рисками, связанными с жизнью и здоровьем заемщиков, также обратил внимание на тенденцию Банк России.

В рамках такого подхода при оформлении потребительского кредита заемщику вместо традиционного страхования предлагается дополнительная платная услуга, которую предоставляет сам банк. По условиям этой услуги банк берет на себя обязательство списать долг заемщика, если с ним произойдут определенные неблагоприятные события. Эксперты ЦБ не исключают возможного перехода рынка от классического страхования к таким «квазистраховым» продуктам, так как «кредиторы выбирают более простые и эффективные способы достижения цели по нивелированию рисков дефолтов по кредитам».

Как развивался рынок страхования заемщиков в 2021–2024 годах

2021 — «Год зеленого света»

В 2021 году рынок страхования заемщиков находился в фазе уверенного роста. Высокий спрос на ипотеку и потребительские кредиты благодаря самой низкой в истории современной России ключевой ставке (4,25–5%) обеспечивал стабильный приток страховых премий. Банки активно предлагали клиентам продукты страхования жизни и здоровья, и рынок выглядел сбалансированным. Это был год без серьезных потрясений, когда развитие шло за счет естественного роста кредитования и повышения финансовой активности населения.

2022 — Ледяной душ для заемщиков

В 2022 году ситуация изменилась кардинально. Рост ключевой ставки (резко, до 20% годовых) и удорожание заемных средств резко охладили кредитную активность. Население стало осторожнее в своих расходах, спрос на новые кредиты упал, а вместе с ним снизились и страховые премии по основным направлениям — кредитному страхованию жизни, страхованию от несчастных случаев и болезней. На динамику повлияли и регуляторные меры, направленные на стабилизацию финансовой системы. Рынок вошел в фазу коррекции: банки сократили объемы продаж страховых продуктов, а страховщики столкнулись с падением выручки и ростом неопределенности.

2023 — Возвращение с ускорением

После провального 2022 года рынок начал восстанавливаться. Резкая активизация розничного кредитования стала главным драйвером роста: объем выданных физическим лицам кредитов увеличился примерно на 50% за год. Совокупные страховые премии не только вернулись к уровню 2021 года, но и превысили его. При этом внутри сегмента наблюдалась разнонаправленная динамика. Кредитное страхование жизни показало впечатляющий рост — на 50% в годовом выражении, чему способствовали активные выдачи ипотечных и потребительских кредитов. В то же время страхование от несчастных случаев и болезней сократилось. Такая ситуация во многом объяснялась миграцией продуктов: банки начали переводить клиентов с программ страхования от несчастных случаев и болезней на более универсальные и комплексные полисы кредитного страхования жизни.

2024 — Поворот на осторожность

В 2024 году темпы роста рынка резко замедлились. Кредиты стали дороже из-за роста ключевой ставки, а банки ужесточили условия их выдачи в рамках макропруденциального регулирования. Параметры программ льготной ипотеки были пересмотрены. «Сначала программы ипотеки с господдержкой активно стимулировали спрос на ипотеку и соответственно ипотечное страхование, поддерживая рынок. Однако отмена основной программы льготной ипотеки в 2024 году оказала обратное влияние на рынок ипотеки. Отток заемщиков был существенным, что, в свою очередь, вызвало заметное снижение объемов кредитования и сокращение страховых премий», — пояснил управляющий продуктом департамента личного страхования и страхования выезжающих за рубеж «РЕСО-Гарантия» Вячеслав Фитискин. В этих условиях банки и страховщики начали активно переходить на коллективные схемы страхования, которые позволяли заключать один договор сразу на большую группу заемщиков. Такой подход снижал комиссионные и операционные расходы, а также упрощал администрирование портфеля.

Данные: Банк России, расчеты НРА

Новые пути

Несмотря на сложную ситуацию в кредитовании, с 2024 года в сегменте страхования заемщиков начали формироваться новые продуктовые направления, которые стали опорой для дальнейшего развития рынка. Одним из таких направлений стало страхование жизни и здоровья при покупке жилья в рассрочку, которое предлагает уже несколько страховщиков, говорит управляющий продуктом департамента личного страхования и страхования выезжающих за рубеж «РЕСО-Гарантия» Вячеслав Фитискин. Этот продукт похож на классическое страхование заемщиков, но выгодоприобретателем по нему выступает застройщик, а не банк. На фоне дорогой ипотеки такие схемы рассрочек стали более востребованными, и страхование выступило логичным дополнением к ним.

Вторым важным трендом 2024–2025 годов стало интегрирование ДМС в линейки продуктов для заемщиков.

«Банк может предложить заемщику не просто защиту на случай смерти или инвалидности, а продукт, покрывающий затраты на лечение в случае заболевания, что может предотвратить дефолт по кредиту из-за финансовых трудностей. Это более комплексная защита», — пояснила Айназ Хайруллина. ДМС защищает не столько кредитный портфель банка (как классическое страхование заемщика), сколько финансовое благополучие самого клиента, косвенно снижая кредитные риски. По данным Центробанка, на ДМС в 2024 году пришлось 26% премий от всего сегмента страхования заемщиков против 4% в 2023 году. В то же время Василий Кутьин говорит о негативном влиянии ДМС на некоторые виды страхования. «Согласно прогнозам, эксперты ожидают, что страхование от несчастных случаев и болезней, основной объем которого тесно связан с потребительским кредитованием, сократится на 15% за 2025 год на фоне низких объемов кредитования и замены его на коробочные продукты ДМС», — поясняет представитель Инго Банка.

Данные: Банк России

На рынке появились и совершенно новые продукты: страхование ответственности за неисполнение обязательств по кредитам, которое также все чаще оформляется как коллективный договор в пользу банка, а также страхование финансовых рисков для корпоративных заемщиков и предпринимателей — более сложный продукт, но также набирающий популярность.

Среди новых «возможностей» для страховых компаний опрошенные «Б.О» эксперты выделяют продукты с дополнительной ценностью для клиента. «Развиваются «гибридные» и встроенные продукты. Например, в качестве расширения защиты при страховании жизни, заемщику может быть предложен, сервис телемедицины, страхование на случай критических заболеваний», — комментирует Дарья Владимирова, директор управления по работе с финансовыми институтами «Ренессанс страхование».

Заемщики возвращают страховки

По итогам первого полугодия 2025 года возврат страховых премий россиянами в период охлаждения по кредитному страхованию жизни составил 1 млрд рублей, что на 78% меньше, чем за первые шесть месяцев 2024 года, отметили в НРА. При этом граждане аннулировали 3,5 млн таких договоров страхования, что в 54 раза больше, чем годом ранее. «Охлажденные» возвраты по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней составили почти 1 млрд рублей (–71,3% по сравнению с первым полугодием 2024 -го) по 75 тыс. договоров (–29,8%). Для сравнения: возвраты премий по всем страховым продуктам в период охлаждения составили 13 млрд рублей (–20%). Число возвращенных полисов выросло за этот год более чем в 10 раз — до 3,7 млн договоров страхования.

Банк России связывает это в первую очередь с увеличением периода охлаждения за последние несколько лет с 14 до 30 календарных дней. Также на статистику существенно повлияла деятельность одной страховой компании. Несмотря на то что она не входит в число лидеров рынка, доля расторжений у нее настолько высока, что заметно искажает средневзвешенный показатель по сегменту кредитного страхования жизни. Регулятор подчеркивают, что такой результат связан ятенденций, ни прямого влияния изменений в регулировании.

Часть опрошенных участников рынка также не видит в этом проблемы, другие же выражают обеспокоенность по поводу больших объемов возвращенных страховых премий, полученных по страховым договорам при оформлении кредитов. Это во многом связано с повышением финансовой грамотности заемщиков, которые стали активнее использовать свое право отказаться от страховки в установленные законодательством сроки.

Кроме того, регулятор усилил требования к кредиторам по информированию заемщиков о дополнительных услугах и возможности отказа от них, что также способствовало росту числа возвратов, пояснили тенденцию в компании «РЕСО-Гарантия».

«Однако некоторые заемщики в погоне за экономией забывают о важности страховой защиты, что может привести к серьезным негативным последствиям в случае наступления страхового события. Отказ от страхования жизни или здоровья также может повлечь за собой увеличение процентной ставки по кредиту или отказ в дальнейшем кредитовании, оставить заемщика уязвимым перед непредвиденными финансовыми трудностями», — уточнил Вячеслав Фитискин.

Как раньше — не будет

Снижение ключевой ставки, увеличение количества и объема выданных кредитов наверняка повлияют и на страхование заемщиков: оно вырастет, но вряд ли вернется к той доли проникновения, которая была ранее, считает Глеб Яковлев, и большинство экспертов согласны с ним.

«Многое будет зависеть от поведения банков в отношении страхования заемщиков и позиции ЦБ по регулированию страховых продуктов», — добавил Вячеслав Фитискин.

Весной 2024 года Банк России объявил о планах еще более жесткого регулирования рынка. В частности, ЦБ намерен нормативно ввести обязательный коэффициент соотношения страховой премии и выплаты при страховании жизни заемщиков. Регулятор в проекте отчета «Об оценке фактического воздействия регуляторных требований к страхованию жизни и здоровья заемщика по договору потребительского кредита (займа)» подчеркнул, что страхование заемщиков осуществляется «преимущественно для повышения доходности розничного кредитования, а не управления кредитными рисками». По мнению ЦБ, в сегменте страхования заемщиков установился аномально высокий размер агентских комиссий — от 50 до 90%, что говорит о выгоде, скорее, для банков, нежели для граждан.

По прогнозам ВСС, в 2025 году объем премий в сегменте страхования заемщиков продолжит тренд на снижение. «Вполне возможно, что в конце года мы увидим… минус 30% год к году», — заключил вице-президент страховой ассоциации.






Новости Релизы