Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Лизинг: в поисках утраченного
24.06.2016 Аналитика

Лизинг: в поисках утраченного

Структура рынка лизинга трансформируется как в результате экономических причин, так и вследствие форс-мажорных политических событий. Наиболее устойчивыми в 2016 году должны стать сегменты, включенные в контур господдержки и связанные с экспортными производствами


 

Оттепель начинается

В начале 2016 года на рынке лизинга наблюдалась положительная динамика, что обусловило улучшение деловых ожиданий участников рынка. Часть лизингодателей все еще ждет сжатия рынка темпами до 5%, но в то же время заметно выросла доля компаний, у которых отмечен быстрый прирост новых сделок, и такие компании надеются на рост рынка на 5–10%. В пользу сохранения негативной динамики на рынке говорит отсутствие крупных сегментов имущества, которые могли бы стать драйвером развития. В то же время ожидания роста сделок также обоснованы. Во-первых, начинает работать «эффект базы» — рынок сильно сократился за два года, и дальнейшее его падение становится маловероятным, так как определенный минимальный объем инвестиций в основной капитал все равно будет сохраняться. Во-вторых, объемы сделок подталкивают вверх курс валют (закупаемое импортное оборудование стоит дороже, чем раньше) и годовая инфляция. Наконец, рынок лизинга очень чувствителен к инвестициям, и он как быстро сокращается в кризис, так быстро и восстанавливается по мере приспособления субъектов экономики к новым условиям ведения бизнеса.

 

Источник: НАФИ, по данным опроса 18 крупнейших лизинговых компаний, входящих в топ-30 на рынке, май 2016 года

 

На фоне позитивных ожиданий роста рынка со стороны лизингодателей наблюдается оживление банковского кредитования. Опрошенные руководители крупных лизинговых компаний отмечают постепенный рост конкуренции и готовности банков кредитовать бизнес. Согласно данным Банка России, в марте 2016 года появились признаки излишней ликвидности в банковской системе — с одной стороны, банки стали больше средств размещать на счетах в Банке России, с другой стороны — погашают задолженность по ранее взятым обязательствам. Рост кредитной активности банков приводит к расширению фондирования для лизингового рынка как одного из понятных и защищенных продуктов (заемщиков).

Системные сдвиги

В структуре лизинговых сделок продолжаются системные изменения. В 2014–2016 годах рынок существенно трансформируется под влиянием коррекции ставок аренды вагонов и цен на новый подвижной состав, а также в связи с банкротствами авиаперевозчиков и туроператоров и закрытием ряда популярных туристических маршрутов. Последствия выражаются в сжатии сегментов железнодорожной и авиатехники и как следствие — в росте доли сегментов, сфокусированных на МСБ, в первую очередь автотранспорта. В результате таких изменений доля крупного бизнеса в сделках в прошлом году опустилась ниже 50%, и в 2016 году эта тенденция сохранится — предполагаемое сжатие авиализинга не сможет оказывать поддержку сегменту крупного бизнеса, при этом восстановление железнодорожного сегмента ожидается меньшим по масштабам, чем сокращение авиасделок.

 

Источник: НАФИ

 

Авиационный и железнодорожный лизинг могут вновь изменить свою динамику. Авиализинг после трех лет сделок рекордных объемов в 2016 году может существенно просесть. Банкротство одного из крупнейших перевозчиков — Трансаэро, а также закрытие для полетов туристов таких направлений, как Турция и Египет, обусловило рост предложения изъятых самолетов на рынке и одновременно снизило аппетиты и спрос российских авиакомпаний на расширение парка. Авиакомпании пытаются переориентировать новые освободившиеся мощности на внутренние перевозки, однако эффект пока слабый — стоимость билетов довольно высока, а принимающая инфраструктура и объем предложения внутреннего туризма ограничены.

Сегмент железнодорожной техники, напротив, по оценкам профильных участников достиг своего минимума и заметно сокращаться уже не будет. Более вероятны разворот тренда и увеличение. Темпы роста при этом будут во многом зависеть от политики списаний старых вагонов, позитивное влияние на рынок уже оказал запрет Минтранса РФ на использование с 2016 года вагонов с продленным сроком службы. Профильные лизингодатели отмечают постепенный рост погрузки в основных типах вагонов и низкий уровень производства типового подвижного состава, что способствует снижению профицита вагонов в сети и росту ставок аренды.

 

Источник: НАФИ

 

Новые цели

Ориентиры лизинговых компаний по сегментам также меняются. В 2016 году менее рискованными и более быстрорастущими будут сегменты, в которых существуют госпрограммы поддержки — сельское хозяйство, автомобильная отрасль, предприятия оборонной промышленности и их подрядчики.

Объем сделок в автосегменте поддерживают программы субсидирования, госзакупки в сфере городского транспорта и инфраструктурных проектов; среди других сегментов автолизинг может продемонстрировать наибольшие темпы роста. В структуре автосегмента будет продолжать расти доля машин отечественной сборки. Поддержку автосегменту в 2015 году оказали также массовые совместные предложения лизингодателей и поставщиков/дилеров, однако на 2016 год расширения их числа лизинговые компании не ждут, основное внимание будет уделяться работе в рамках госпрограммы субсидирования.

Кроме транспорта шансы роста имеют сегменты имущества для нефтедобычи, золотодобычи, химической промышленности и прочие отрасли, связанные с экспортом, поскольку падение курса рубля позволяет компаниям-экспортерам наращивать инвестиции.

Сегментами со слабыми перспективами, в которых ожидать роста не приходится, лизингодатели считают строительную технику и отчасти грузовой автотранспорт, который находится в зоне повышенного риска в связи с экономической ситуацией в стране.

Борьба за качество

Качество лизинговых портфелей на рынке в 2015 году снизилось, но в данный момент стабилизируется. Большинство лизингодателей полагает, что основные проблемные сделки уже проявились, и уровень просроченной задолженности в 2016 году заметно увеличиваться не будет, при этом часть портфеля сохранит повышенный риск. Доля проблемной задолженности по оценкам будет составлять около 10% портфеля, при этом доля реструктурированных сделок может быть вдвое больше — от 16 до 20% портфеля.

 

Источник: НАФИ

 

В той или иной мере все участники рынка провели соответствующие мероприятия по урегулированию просроченной задолженности. Многие лизингодатели при наступлении проблем у клиентов предпочитают идти на реструктуризацию сделок (81% опрошенных), а не изымать и реализовывать имущество. В то же время в нынешнем году уже начнут «вызревать» сделки, реструктурированные в 2014-2015 годах, и, хотя большинство из них успешно реализуются, часть реструктурированных сделок все равно могут стать дефолтными.

Новые вызовы

Кризис в экономике подстегивает рост мошенничества и появление новых схем обмана лизингодателей. В нынешних условиях набирают популярность и учащаются следующие виды нарушений законодательства: подделка документов и перепродажа предмета лизинга, рост мошенничеств, связанных со страхованием и с поставкой предметов лизинга, а также рост числа случаев продажи «чистого» лизингополучателя в промежуток между оплатой аванса и поставкой предмета лизинга. Лизингодателям в очередной раз приходится поднимать вопрос сотрудничества в части кредитных историй и обмена информацией о недобросовестных контрагентах.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ