Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Cкорость, с которой банки «выстреливают» все новыми и новыми рекламными сообщениями, поражает. Оно и понятно, кризис — действовать нужно быстро, порой в ущерб качеству рекламы, оригинальности идей и четкости позиционирования.
Cкорость, с которой банки «выстреливают» все новыми и новыми рекламными сообщениями, поражает. Оно и понятно, кризис — действовать нужно быстро, порой в ущерб качеству рекламы, оригинальности идей и четкости позиционирования. Только с этим мы можем связать общее недовольство наших экспертов рекламной подборкой этого номера. Не понравилось почти ничего! Клянемся: выбирали случайно, фотографировали все подряд.
Из всех вариантов наибольшее количество положительных или хотя бы нейтральных оценок заслужила реклама индивидуальной карты Альфа-Банка. Ясно одно — когда действовать нужно быстро, вариант «симпатичная девушка на картинке» остается самым беспроигрышным и безопасным. И мужчинам стопроцентно нравится, и целевую аудиторию, то есть дам, вполне привлекает. Но здесь главное любую мысль в концепции довести до ума, чтобы не получилось, как с вариантом GE Money Bank, — вроде бы идея ничего, а девочку жалко.
Не самые плохие оценки у Банка Москвы с его уже тысячу раз обсужденными зверьми. Все-таки есть у единой рекламной концепции свои неоспоримые преимущества.
А вот что сегодня не нравится практически никому — это обращение к прошлому. Старомодные «бабушкины» кошелечки и гжельские узорчики, символизирующие наследие, не завлекают, а, наоборот, отталкивают. Наверное, не та у нас страна, где отсылом к прошлому можно кого-то вдохновить на финансовые подвиги в настоящем. Или хотя бы заставить поверить и доверить банку свои деньги. В общем, кто смотрит в будущее — у того и клиенты!
| место | идея | банк | НРАВИТСЯ! | НЕ НРАВИТСЯ! | НИКАК! |
| 1 | Индивидуальная карта с собачкой | Альфа-Банк | 2 | - | 2 |
| 2 | Хомяк с ромашкой | Банк Москвы | 1 | 1 | 2 |
| 3 | Девушка и пакет | GE Money Bank | 1 | 1 | 2 |
| 4 | Кошельки в горох | СМП Банк | - | 3 | 1 |
| 5 | Гжельское наследие | Юниаструм Банк | - | 4 | - |


![]()
Владимир Евстафьев,
президент РА «ИМА Пресс»
У рекламы с хомячком один плюс — «Банк Москвы» благодаря своим зверюшкам вполне узнаваем. Дизайна в макете нет вообще, такое ощущение, что дизайнер в принципе не работал над этой рекламой. Вся информация, которая располагается внизу, под телефоном, не укладывается ни в какие рамки — зачем здесь это? Все, кроме 11%, буквы «М» и самого хомячка с ромашкой, только загрязняет рекламное сообщение. Остальное — это зря потраченное место на плакате, и потраченное время пассажира в метро, которому остается только грустно смотреть на бедного грызуна.

![]()
Екатерина Клеймёнова,
директор по маркетингу компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
Претензия на креатив: давайте нарисуем хомячка, симпатичный, толстенький зверек, может быть, кого-то растрогаем. Использование животных в рекламе должно быть оправданно. Очень хорошо смотрится юмор, но опять же в привязке к ситуации. Здесь же продукт отдельно, хомяк сам по себе. Также аудиторию могут раздражать «выраженьица» типа «сбереженьица». На мой взгляд, это рассчитано на достаточно низкий интеллектуальный уровень аудитории. Неужели у нас все так плохо?

![]()
Константин Инин,
креативный директор креативного агентства «Аврора»
Это — макет-напоминание о кампании с животными Банка Москвы. Обсуждать данную рекламную кампанию саму по себе бессмысленно. Несмотря на все шутки по ее поводу — а может, как раз благодаря этим шуткам! — понятно, что это хорошая кампания. Целесообразность использования для продвижения депозитов одного из макетов старой серии я комментировать не возьмусь, пусть оценивают стратеги. В общем, большая кампания, повторюсь, хорошая, а должно же хотя бы одно из моих лиц в этой серии оценок быть положительным.

![]()
Игорь Верник,
артист
Ромашка на плакате — она настраивает на такой романтически-неопределенный лад. Это же цветок сомнения — да-нет, любит-не любит… Хомяк навевает детские воспоминания. Вот только непонятно, причем тут мои деньги? Эта реклама не ведет меня в банк. Здесь еще горит цифра — 11 %... При инфляции в 13 % это выглядит не очень убедительно. С третьей стороны, хороший ход — разместить внизу на листовке всю необходимую информацию мелким шрифтом. Если человеку не повезло и он не успел сесть, он обычно читает все подряд что наклеено на стене.


![]()
Владимир Евстафьев,
президент РА «ИМА Пресс»
Так нельзя рекламировать банк. Несчастная девушка, которая тащит непонятный пакет неизвестно с чем. Я вообще не уверен, что эту девушку обслужили бы в этом банке, а уж тем более выдали ей кредит. Бесконечный список станций метрополитена тоже сомнительное украшение рекламы финансовых продуктов. И уж, конечно, для рекламного сообщения в метро просто жизненно необходима фраза «imagination at work». Может, хватит самого названия банка, которое пишется по-английски? Они что думают, что мы сегодня только и хотим, что доверять свои деньги американским финансовым структурам?

![]()
Екатерина Клеймёнова,
директор по маркетингу компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
Хорошая реклама в лучших западных традициях. Понятно что банк хотел донести в рекламе: чем надежнее гарантии — тем больше размер кредита и ниже процент! И вы можете ни в чем себе не отказывать. Все хорошо считывается. Креатив вполне приличный, четко работающий на основную идею. Достаточно явно обыграна ситуация «чем больше документов, тем больше покупок».

![]()
Константин Инин,
креативный директор креативного агентства «Аврора»
Во всех смыслах холодный макет GE Money Bank'а с обычной «необычной» картинкой. Релевантна ли прическа девушки типичной представительнице целевой аудитории? Многообещающим и безгранично щедрым или пугающим, покажется огромный пакет с покупками? Такой шрифт — он хороший или плохой? На эти и другие бессмысленные вопросы я могу с удовольствием ответить — да кто ж его знает. Боюсь, коллегам, работавшим над макетом, приходилось отвечать на подобные вопросы более развернуто. В результате мы имеем макет, несомненно, соответствующий, только не очень понятно, чему.

![]()
Игорь Верник,
артист
Двоякие ощущения! Глядя на эту несчастную девушку, вынужденную изо всех сил тащить за собой пакет, я вспоминаю про человеконенавистника Свифта с его Гулливером в стране великанов. Меня смущает эта борьба, это ощущение маленького человека в большом шоппинге. Я сочувствую женщине, которой приходится все это таранить на себе. Мне хочется сразу броситься ей на помощь, но я понимаю, что могу погибнуть в неравной борьбе с этим пакетом. С другой стороны, здесь есть юмор, ирония. Зная в хорошем смысле слова алчность и шоппинговую всеядность слабого пола, очевидно, эта реклама должна работать…


![]()
Владимир Евстафьев,
президент РА «ИМА Пресс»
По сравнению с другими вариантами здесь присутствует хотя бы какая-то интрига и «замануха» в визуальном ряде. Девушка довольно милая, но розовенькое цветовое решение просто чудовищно. Идея с карточкой с собачкой, вынесенной отдельно, сама по себе не плоха, но выполнена некачественно. Она не цепляет и выглядит по-дилетантски. Не хотелось бы выглядеть маньяком, но коль уж в кадре ноги, коленки можно было и открыть. Еще здесь слишком много наслоений: название банка, название карты, лозунг... Общее ощущение невкусного винегрета, который хочется отставить в сторону, не попробовав.

![]()
Екатерина Клеймёнова,
директор по маркетингу компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
Очень четко определена целевая аудитория — дамы среднего класса, и, соответственно, хорошо вычислен продукт, который может эту аудиторию заинтересовать. Среди многих предложений кредитных банковских карт, с примерно равными условиями по процентам, ставкам и обслуживанию, только Альфа-Банк широко предлагает нанести на карту изображение чего-то приятного и дорогого лично клиенту, это выделяет его из ряда прочих равных. Понятная реклама, которая хорошо доносит информацию о продукте, спокойный и стильный дизайн.

![]()
Константин Инин,
креативный директор креативного агентства «Аврора»
Очень долго дырка в середине макета казалась мне частью философского послания креативщика креативщику, и послание это радовало уставший мозг своей нерациональностью. «Смотри: карта индивидуальна, и поэтому мы вообще не показываем ее на макете: просто обозначаем место, на котором она могла бы быть». На очередном заходе я все-таки заметил, что это не бытовой дзен, а вполне рациональный макет, испорченный на стадии дизайна. Изображение, вырезанное из картинки и помещенное на карту, не заметно на фоне этой же картинки. Это делает идею откровенно плохо считываемой.

![]()
Игорь Верник,
артист
Рекламный продукт органичен, в нем есть вкус, история, хорошая фантазия. Здесь наглядно показано, как должен выглядеть этот самый дизайн для клиента. Маленькая собачка на карточке рождает теплые ощущения, близкие каждому человеку, а белое поле дает простор для воображения. Я понимаю, что меня это мало касается: реклама нацелена на женскую аудиторию. Но лично меня, как мужчину, привлекают эти ножки, эта коротенькая юбочка — отчасти целомудренная, но я вижу в этом какой-то призыв…. Есть простор для воображения. Даже хорошо, что я не вижу лица этой девушки: оно, возможно, могло бы и отпугнуть.


![]()
Владимир Евстафьев,
президент РА «ИМА Пресс»
Самый жуткий вариант. Кошельки в горошек — полная клоунада, которая совершенно неуместна. Вы знаете хоть одного человека, который бы имел или хотел бы иметь кошелек в горошек? Я не знаю. Может быть, это бабушка, которая прочитает эту рекламу в метро? Но боюсь, она не относится к аудитории, на которую сегодня больше всего рассчитывает СМП Банк. Лозунги «умножайте» и «расширяйте» мне неумолимо напоминают хрущевскую кукурузу. В общем, если бы я делал учебник о банковской рекламе, я бы поставил этот вариант на почетное место в главу, как НЕ надо делать.

![]()
Екатерина Клеймёнова,
директор по маркетингу компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
Реклама не раздражает и особых восторгов не вызывает. Креатив, мягко скажем, средний, идея «матрешки» и пропорционально растущих предметов обыгрывалась уже не раз. Но своей цели реклама все-таки достигает: есть информация о ставке, наглядная демонстрация роста сбережений. Стойкая любовь наших банков к синему цвету в оформлении фирменного стиля данную конкретную рекламу не портит. Слоган нейтральный, запоминающийся. А вот то, что ставка 13,5% годовых вызывает сильные сомнения в наше смутное время, — это уже другой вопрос.

![]()
Константин Инин,
креативный директор креативного агентства «Аврора»
Тот редкий случай, когда мне так и не удалось понять, что хотел сказать автор. Три старых советских кошелечка. Милых. От маленького к большому. Может быть, они растут? Меняя при этом цвет? Это символизирует сезонность или что-то другое? Денег в кошелечках становится больше, поэтому они расширяются? Как пар в закрытом сосуде. Вплоть до точки росы, когда образуется конденсат. Конденсат, соответственно, символизирует проценты. Именно поэтому средний кошелек — синий. Опять же, банк морской, то есть явно имеет отношение к воде. То есть к пару. То есть к конденсату. То есть к процентам. Ничего не понятно.

![]()
Игорь Верник,
артист
Сначала я подумал, что это настольная лампа! Потом пригляделся — ощущение возникло, что с этим банком деньги убывают. Взгляд сразу падает на большое, красное, а потом идет сверху вниз. Цвета здесь вообще выбраны наобум, между собой не работают. И вообще, я не понимаю, что здесь делает этот вышедший из моды бабушкин ридикюль. Его старомодность отбрасывает меня на годы назад. Мне это не нравится. Заявленные 13,5% годовых — это, конечно, хорошо! Но первое, что я оцениваю, — это дизайн. И первый вопрос, который возникает при взгляде на рекламу, — почему СМП банк предлагает мне купить три старые винтажные сумки?


![]()
Владимир Евстафьев,
президент РА «ИМА Пресс»
Реклама имеет один плюс по сравнению с другими — немного лишнего текста. Мелкая информация есть внизу, но она хотя бы отделена от всего плаката. Но вот совсем не радует жуткое и безвкусное сочетание цветов, оно отталкивает. Ассоциации наследие–гжель понятны, а вот гжель–банк — это уже вряд ли. Наоборот, в последние годы мы читали, что людям в Гжеле зарплату платят гжелью, и они выходят на дорогу, продают эту гжель, чтобы прокормиться. Поэтому не совсем понятно, на что рассчитывает банк. Именно о такой рекламе заказчик потом говорит: «Деньги потратили, отдачи нет».

![]()
Екатерина Клеймёнова,
директор по маркетингу компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
Реклама не несет какой-либо эмоциональной составляющей. Каких-то творческих изысков в разработке не наблюдается, сама форма рекламы устарела. Несмотря на, казалось бы, выгодный процент по вкладу, не возникает желания отнести деньги в этот банк. Понятно, что банк просто хотел проинформировать о продукте и привлечь внимание к процентной ставке. Но предложение ничем эмоционально не подкрепляется: где хоть намек на надежность, на гарантии вклада, столь важные сегодня? С данной рекламы это никак не считывается.

![]()
Константин Инин,
креативный директор креативного агентства «Аврора»
Я и не знаю, что тут сказать. Сияющие девяностые! Новогодние текстуры на шрифте, снижающие считываемость. Стилистическая ошибка в хедлайне: традиции лучшими не бывают. Как и наследие, например, оно печальное, как в нашем случае, или богатое, разнообразное, недооцененное ранее… Но никак не лучшее и не худшее. В общем, присутствие названия «Наследие» на макете с таким историческим дизайном — либо удивительное совпадение, либо чья-то тонкая шутка. Вывешивали же в Москве макет «Зелень городу к лицу» — тоже не без намека.

![]()
Игорь Верник,
артист
Цифра посередине плаката — такая хрустально-новогодняя, из времен гжели и открыток 70-х годов. Где олени в пургу несутся. Я так понимаю, что эта реклама направлена на тех, кто помнит золотые времена, когда открытка была одна на всех и у нее был только один внешний вид. Возможно, эта ассоциация как-то греет души москвичей того возраста. Современного же человека это не может тронуть: слишком примитивный дизайн. Кажется, что у банка на рекламу не было ни денег, ни времени, ни особого желания. Причем слово «до» рядом с цифрой вообще издалека смотрится, как минус…
Инсайт за несколько часов — результат LLM
Об использовании LLM и AI-агентов сегодня много говорят на конференциях, в деловых СМИ, в интернет-сообществе. Здесь все еще много экспериментов, но появляются вполне рабочие сценарии использования. Клиенты это видят: кто-то уже готов включаться, понимая, что это конкурентное преимущество. Анна Ивлева, владелец продукта «Речевая аналитика» компании BSS, рассказала о ролях, в которых системы, усиленные LLM, уже хорошо показали себя в банках