Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Проблема с Мастер-Банком шире, чем сам банк и АСВ. Ведь банк еще и оказывал услуги карточного процессинга многим другим банкам. Теперь перед многими из них встал вопрос не только «оживления» карточного бизнеса, но и выживания вообще. А перед всей банковской системой — вопрос уязвимости карточного бизнеса
Отзыв лицензии у Мастер-Банка, хоть и был ожидаем, но, как это не парадоксально, оказался внезапен: никто не мог поверить, что Банк России решится на отзыв лицензии у такого крупного игрока розничного рынка. На проходящей в Париже карточной выставке Cartes русскоязычные посетители и участники обсуждали только эту новость, оценивая масштаб ущерба как для АСВ, так и для банков-партнеров. Дело в том, что Мастер-Банк не только обладал значительным количеством банкоматов и имел соглашения о льготном взаимном приеме карт с рядом крупных банков, но и оказывал спонсорские услуги в международных платежных системах ряду небольших и средних банков, которые, несмотря на широко известные в узких кругах риски Мастер-Банка, сотрудничали с ним из-за очень низких тарифов. По разным оценкам их количество варьируется от 20 до 150 и клиенты всех из них вчера испытали проблемы с картами. Но проблемы эти были существенно разной степени критичности (сравните сообщения на сайтах Военно-Промышленного Банка и Курскпромбанка с сообщениями на сайтах Банка Проектного Финансирования или банка «Приобье»)
Надо понимать, что платежные системы VISA и MasterCard работают напрямую примерно с сотней достаточно крупных российских банков (принципиальные участники платежной системы), а остальные банки являются так называемыми ассоциированными членами, интересы которых в платежных системах представляют принципиальные участники – через них осуществляются расчеты с платежной системой, они страхуют платежные системы от риска банкротства мелких банков, но не застрахованы от него сами. Соответственно, когда из схемы расчетов выпадает принципиальный участник – расчеты приостанавливаются по всем банкам, которых он обслуживал. Таким образом, международные банковские карты нескольких десятков российских банков вчера превратились в куски пластика, которыми нигде не возможно рассчитаться. Между 9 и 10 часами утра, когда процессинговый центр Мастер-Банка прекратил функционирование, они потеряли статус международных и владельцам карт, которые в это время делали чек-аут в гостиницах, можно только посочувствовать.
Следующим аспектом является технологическое звено — обеспечение операций по картам, которые выполняет процессинговый центр. Как минимум два банка, работавших через Мастер-Банк, имеют собственные процессинговые центры и их клиенты могут с некоторыми ограничениями пользоваться своими картами. Процессинговый центр — это программно-аппаратный комплекс, который обеспечивает авторизацию операций по картам, маршрутизацию их во внешние системы и управление устройствами. Таким образом, банк, имеющий собственный процессинговый центр, сохранил возможность обслуживать свои карты в своих терминалах и банкоматах, но, естественно, в его устройствах перестали приниматься карты других банков, а его карты перестали работать во внешней сети, потому что между ними оказалось разорвано технологическое звено — процессинг Мастер-Банка. На практике это значит, что клиенты этого банка без проблем могли снять наличные в офисах и банкоматах своего банка и пострадали гораздо меньше. Более того, оба эти банка являлись участником платежной системы ОРС и благодаря тому, что они имели обособленное технологическое подключение к этой платежной системе и прямую расчетную схему, их клиенты могут снимать наличные более чем в 20 000 российских банкоматов с синим логотипом «ОРС». Владельцам карт этих банков сравнительно повезло, хотя доверие к своим банкам и к брендам международных платежных систем они безусловно утратили, ведь приобретая в своем банке карту с логотипом Visa или MasterCard клиент вряд ли понимает, что на его отношения с банком и платежной системой влияет еще какой-то банк, гордо именуемый словом «спонсор».
Последний крупный случай проблем банка с большим количеством младших банков-партнеров был у Гута-Банка в 2004 году, и тогда международные платежные системы сработали достаточно оперативно, переведя несколько десятков банков временно на прямые расчеты и установив им срок, в течении которого они должны выбрать себе нового «спонсора» из числа принципиальных участников и урегулировать с ним договорные отношения. Однако оказалось, что никаких выводов из той истории платежные системы не сделали и всю первую половину дня банки-аффилиаты пребывали в прострации, — первые заверения от представителей платежных систем, что процесс перехода под нового спонсора для них как-то упростят, они получили только во второй половине дня, причем по состоянию на конец дня четкой дорожной карты обе платежные системы своим банкам-участникам так и не предоставили. Соответственно у банкиров нет понимания, когда они смогут восстановить работоспособность своих карт, чем незамедлительно воспользовались конкуренты, начав целевую атаку на клиентов этих банков. То есть никакого emergency plan на такой случай у платежных систем заготовлено не было, что на мой взгляд неприемлемо.
Каковы же возможности минимизации подобного рода рисков, для банков, не имеющих статуса принципиальных участников в платежных системах?
> 1) Собственный процессинговый центр позволит обеспечить автономность при обслуживании своих карт в своих же устройствах, а также возможность быстро переключить поток авторизационных запросов на новый банк-«спонсор» или банк-партнер по взаимному приему карт.
> 2) Такие же возможности обеспечивает независимый процессинговый центр, сотрудничающий с несколькими банками-спонсорами и не принадлежащий кому-либо из них. Подобных процессинговых центров в России всего несколько: UCS, «Карт-Стандарт», «Компас Плюс», «Рукард» и, пожалуй, все.
> 3) Собственный процессинговый центр (или независимый) и спонсорство в разных платежных системах под разными банками-спонсорами сделает систему еще более устойчивой — обратите внимание на сообщение на сайте Курскпромбанка, карты MasterCard, которого сохранили полную работоспособность, так как расчеты по ним идут через другой банк.
Пользуясь случаем, предлагаю взглянуть на проблему шире: а что если кто-то там, за океаном, решит, что вся наша суверенная демократия вовлечена в сомнительные операции и отзовет у нас «лицензию»? Тогда эта суматоха затронет не несколько десятков банков и сотню-другую тысячу картхолдеров, а все 140 миллионов наших граждан, вне зависимости от уровня дохода и престижности карточных продуктов…
На фоне запуска первых полисов долевого страхования жизни, которое по текущим оценкам остается довольно консервативным для клиентов, интересно рассмотреть использование международного долевого страхования жизни (МДСЖ) и оценить возможности этого продукта для резидентов РФ. В текущих экономических условиях этот инструмент может стать одним из наиболее эффективных в задаче накопления и приумножения капитала
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты