Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Директор по инновациям банка «Уралсиб», председатель комитета АРБ по инновациям в банковской отрасли Дмитрий Гришин рассказал о том, как изменилась работа со стартапами в финансовой сфере за последние полтора года, о влиянии государства, задачах и целях первого общероссийского межбанковского финтех-акселератора
— Дмитрий, как возникла идея создать акселератор?
— В банке «Уралсиб» создана очень мощная система работы со стартапами, в рамках которой представители рынка смогут предложить свой продукт банкам. Мы стабильно входим в топ-10 цифровых банков, по версии «Сколково», стали банком № 1 по работе со стартапами, по версии АНО «Финтехстарт».
Дмитрий Гришин, директор по инновациям банка «Уралсиб», председатель комитета АРБ по инновациям в банковской отрасли
Создав Комитет по инновациям, мы начали встречаться с представителями банков и формировать программу акселератора. В ней есть три этапа: 1) этап раскачки рынка, когда мы говорим о пользе программы; 2) этап, когда мы выбираем проекты, которые уже имеют потенциал для изменения внутри себя и полезность идентификации которых для банка очевидна; 3) этап — это сама акселерация. Здесь важно помочь авторам проекта сформулировать ценностное предложение применительно к банку. Такая программа позволяет сократить затраты и для создателей проекта, и для банков.
В основу акселератора легла наша собственная методология фаст-трека внедрения инноваций.
— Как отреагировали банки на такое предложение?
— В десятках банков сказали, что им это интересно. Первые четыре, помимо нашего, согласились участвовать в работе акселератора. Мы стартовали 9 августа 2023 года и к концу набора предложений получили почти 300 заявок. Из-за ухода таких крупных игроков и инициатив, как акселератор Visa, не осталось площадки для развития финтех-проектов и не все банки готовы финансировать большой акселератор.
— Какие у банков есть предубеждения против работы с проектами?
— Все болевые точки присутствуют, меняется только порядок. Первое — проект должен решать конкретную задачу. Если у менеджера стоит задача по автокредитованию, не надо показывать проекты в области ипотеки. Второе — это должно совпадать по временным периодам. Если эффект от этого будет через девять месяцев, то он, скорее всего, не попадет в «горящие» задачи. Третье — у нас у всех есть ресурсные ограничения. Любая инновация будет вступать в конкуренцию с этими ресурсами за команду разработки, за продакт-менеджера, за финансы.
— Как бизнесу работать со стартапами, если у банка нет отдела инноваций?
— Во-первых, должен быть реальный заказчик на уровне топ-менеджера. Во-вторых, ничего не получится, если у вас «на борту» нет человека, который любит и умеет заниматься инновациями. Третье — надо выделить определенный запас ресурсов, времени, финансов, бизнес-процессов, в которых будут проводиться эксперименты, чтобы нащупать правильный путь появления инноваций в определенной организации.
— Какие сейчас могут быть формы работы с проектами?
— Инхаус-разработка и коллаборация с серьезным вендором никуда не денутся. Банк не пишет все, начиная с драйверов и операционной системы. Почему обычно берут внешний полуфабрикат или готовый продукт? Потому что это сокращает time to market. Мы можем здесь и сейчас проверить, нужен ли сервис нашему клиенту или поможет ли это оптимизировать офисные процессы. Чем ниже наши косты, тем более гибки мы в принятии решения по ценообразованию. Это прямо влияет на спрос на банковский продукт. Чем наши процессы эффективнее, тем лучше это сказывается на NPS.
Генеральный директор компании «Партнерство профессионалов» Муратхан Эльдаров рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору АЦ «БизнесДром», об особенностях работы системы Claritech для аллокации расходов и ее возможностях для финансистов из любых сфер бизнеса
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты