Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Между спросом и предложением: какое будущее ждет маркетплейсы?
19.10.2021 FinRegulationFinRetailАналитика

Между спросом и предложением: какое будущее ждет маркетплейсы?

До конца 2021 года в реестре ЦБ может оказаться как минимум шесть операторов финансовых платформ — в октябре заявку на вхождение в реестр впервые подала организация, аффилированная с банком


Поправки в несколько законов, которые в настоящее время регулируют деятельность финансовых платформ (маркетплейсов), вступили в силу 20 июля 2020 года. К существенным требованиям при создании маркетплейсов относятся собственный капитал в размере не менее 100 млн рублей, а также запрет на совмещение деятельности в кредитной организации. Последнее требование понятно, поскольку оно препятствует возникновению конфликта интересов. Ведь вклады и кредиты — это продукты, идеально подходящие для продажи через торговые площадки, так как легко поддаются унификации.  

Тем не менее, по сообщениям СМИ, в реестр регулятора в скором времени может войти компания «Открытые цифровые решения», аффилированная с банком «ФК Открытие», который с 2017 года находится на санации и пока является государственным. На рассмотрении регулятора находится еще одна заявка на включение в реестр: от Открытого финансового маркетплейса, который предполагает специализироваться на банковских кредитах.

Любопытно проследить эволюцию такого модного института, как маркетплейс. Ведь, прежде чем заработал закон, ЦБ в течение нескольких лет активно инициировал общественную дискуссию — было проведено множество тематических конференций, на которых, к примеру, всерьез обсуждалось, считать ли маркетплейсом Почту России, в пунктах выдачи посылок которой продаются шампунь, печенье и игрушки?

За последний год в России сформировалась, по сути, новая индустрия — игроки органично заняли свои бизнес-ниши или находятся в активном процессе.

К примеру, маркетплейс «Сравни.ру» сконцентрировал усилия на продаже ОСАГО. Спецдепозитарий «Инфинитум» запустил площадку по продаже ПИФов сторонних управляющих компаний. «ВТБ Регистратор» перестраивает бизнес-модель под частного инвестора, а площадка «Финуслуги», которую строит Московская биржа, будет носить универсальный характер, так же как и Банки.ру.

Там уже можно «приобрести» не только вклады, но и кредиты, а в перспективе будут доступны более сложные финансовые инструменты. 

Принято считать, что крупной компании выход на маркетплейс не нужен, поскольку у нее есть собственная сеть дистрибуции, серьезные маркетинговые возможности, а также ресурсы для исследования и разработок. Поэтому вкладов от крупных банков или продуктов крупных управляющих компаний мы на платформах не увидим. 

К слову, что касается продажи паевых фондов, то через мобильные приложения крупных управляющих компаний довольно давно можно покупать сторонние фонды. Специалисты называют этот процесс взаимным опылением. Получаются такие мини-маркетплейсы, которые возникли стихийно, без участия регулятора.

Что же касается небольших игроков, то финансовые платформы дают им куда больше преимуществ: если у тебя действительно революционный продукт, то получить доступ на рынок, или так называемый входной билет, можно почти бесплатно.

Впрочем, ситуация с количеством площадок может кардинально измениться, причем в одночасье. Недавно Эльвира Набиуллина, председатель Банка России, предложила подумать над тем, чтобы ввести обязательную регистрацию для всех порталов — агрегаторов финансовых услуг. Очевидно, что регулятор не горит желанием объявить порталы, не вошедшие в реестр, вне закона — ведь требование к собственным средствам далеко не каждому под силу. Логика тут, очевидно, в желании защитить права потребителя. По крайней мере, поможет справиться с потенциальным риском несправедливого ранжирования продуктов и услуг на таких площадках.  

«Это будет новое регулирование, но тогда мы сможем вмешиваться уже в соответствии с законом, мониторить ситуацию по тому, как они предлагают эти продукты. Сейчас они вне поля нашего действия», — отметила глава ЦБ.  

Согласно оценкам ЦБ, в ближайшем будущем через маркетплейсы будет открываться около 5% вкладов. Это примерно 1 трлн рублей и 25 млн вкладчиков. Выглядит многообещающе — чем не размер для молодой индустрии?

Кстати, у маркетплейсов есть все возможности откусить самый большой кусок от лакомого пирога под названием ОСАГО. По крайней мере, как признают эксперты, именно маркетплейсы станут центром ценообразования ОСАГО. 

И все же ожидать, что завтра мы проснемся в стране маркетплейсов не стоит: организация площадки — это такой же риск, как запуск любого другого бизнеса. И этот бизнес под силу лишь крупным игрокам. Ведь ключевая проблема при ведении такого бизнеса — необходимость привлечения одновременно и покупателей, и продавцов. Поэтому оператору площадки постоянно приходится искать баланс между этими двумя сторонами.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ