Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Компании OMI Russia и Direct24 специально для «БО» провели опрос для выявления наиболее популярных у населения способов оплаты телекоммуникационных услуг. Этот сегмент включает оплату сотовой связи, доступа в Интернет, спутникового телевидения
В «БО» продолжается cерия публикаций на тему предпочтений пользователей Интернета в финансовой сфере. В предыдущей статье (см. «БО» №2, 2011) был сделан вывод, что розничным банкам предстоит жесточайшая борьба с электронными платежными системами в сфере оплаты ЖКХ. Впрочем, так же, как и в способах оплаты коммунальных услуг, оплата наличными за Интернет, мобильную связь и спутниковое телевидение пока доминирует над всеми безналичными способами оплаты. Если рассматривать корреляцию способа оплаты со степенью благосостояния, то заметно, что чем ниже благосостояние, тем выше доля оплаты наличными. В самой бедной группе наличными оплачивают телекоммуникационные услуги 74% респондентов, тогда как в самой богатой — 64%. Такова же тенденция и в разрезе возрастных групп: более молодые респонденты чаще оплачивают услуги наличными (79% против 67%).
Группа | I | II | III | IV |
Самооценка обеспеченности | «На еду хватает, но покупка одежды затруднительна» | «На еду и одежду хватает, но покупка товаров длительного пользования затруднительна» | «На еду, одежду, товары длительного пользования хватает, но покупка нового автомобиля затруднительна» | «Хватает на все, но затруднительна покупка квартиры или дома» |
Доля среди опрошенных, % | 13,6 | 33,0 | 37,5 | 9,9 |
В целом результаты опроса убедительно показывают преимущество новых (небанковских) способов расчета в этом сегменте над традиционными — оплатой наличными через банки и почту. Можно отметить относительный успех интернет-банкинга, доля которого в разных имущественных и возрастных группах колеблется от 6 до 14%, но на фоне успеха оплаты телекоммуникационных услуг через терминалы и кассы салонов связи эти показатели выглядят неубедительно. Причем в самых привлекательных сегментах интернет-банкингу вполне успешно оппонируют электронные деньги. Например, в группе самых состоятельных респондентов доля интернет-банкинга составляет 12%, а доля электронных денег — 11%. Это означает, что каждый второй респондент, выбравший в качестве канала оплаты Интернет, отдал предпочтение небанковскому способу.
I | II | III | IV | |
Наличными через кассы/терминалы | 66 | 66 | 64 | 54 |
Наличными в банке | 6 | 5 | 5 | 4 |
Наличными на почте | 2 | 2 | 2 | 2 |
Банковской картой | 5 | 6 | 6 | 7 |
Интернет-банкинг | 10 | 10 | 10 | 12 |
Электронные деньги | 6 | 6 | 7 | 11 |
Иначе или затруднились ответить | 6 | 5 | 5 | 5 |
Факты неумолимы. Очевидно, что рынок оплаты телекоммуникационных услуг банки проиграли конкурентам, которых не существовало в природе всего десять лет назад. Можно говорить о банковской консервативности или находить другие успокоительные аргументы в обоснование статистики рынка оплаты телекоммуникационных услуг, но честный ответ заключается все же в другом. За редким исключением банки не умеют разрабатывать и внедрять новые услуги и продукты в конкурентной среде, а также и выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, предоставляя им повседневные услуги, востребованные каждый день.
16–24 | 25–34 | 35–44 | 45+ | |
Наличными через кассы/терминалы | 74 | 60 | 54 | 58 |
Наличными в банке | 4 | 5 | 5 | 7 |
Наличными на почте | 1 | 2 | 3 | 2 |
Банковской картой | 4 | 7 | 7 | 10 |
Интернет-банкинг | 6 | 13 | 14 | 11 |
Электронные деньги | 5 | 8 | 10 | 5 |
Иначе или затруднились ответить | 4 | 6 | 6 | 7 |
Результаты предыдущих опросов показали, что оплата телекоммуникационных услуг — вторая по востребованности после зарплатных карт банковская услуга. Почему же тогда доля банковских карт в оплате телекоммуникационных услуг колеблется от 5 до 7%?
Для автора, около семи лет игравшего на этом рынке на стороне банков, ответ очевиден. Не только российские банки плохо разрабатывают услуги. Все банки в мире подвержены той же самой болезни. Карта Visa не приносила особых успехов банковскому бизнесу, пока была продуктом одного лишь Bank of America. Прогресс в бизнесе Visa появился лишь тогда, когда этот проект стал межбанковским, карта была переименована из Americard в Visa и роль банков стала заключаться не в разработке продукта, а в его внедрении. Даже самый небольшой банк, получивший возможность выпускать банковские карты, в течение 1–2 лет умудряется выдать карту каждому клиенту, с которым есть контакт. Банкам нужно научиться внедрять электронные платежи со счетов банковских карт. Необходимо искать подходящих поставщиков технологий, а еще лучше продуктов «под ключ», и как можно скорее запускать новинки и приучать к ним пользователей. И тогда банки будут способны бороться с более гибкими и менее зарегулированными отраслями.
Информационное пространство заполонил контент о колоссальных перспективах и пользе искусственного интеллекта, в том числе в финансовой сфере. Впечатляющие прогнозы, необходимость изменения стратегий и бизнес-моделей, перспективные области использования и прочие общие слова, зачастую этим же искусственным интеллектом и сгенерированные