Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Можно купить машину, не вставая с кресла и с доставкой к подъезду
11.02.2021 FinRegulationFinRetailАналитика

Можно купить машину, не вставая с кресла и с доставкой к подъезду

О том, как Русфинанс Банк опередил конкурентов по динамике продаж в коронакризис, при чем здесь Госуслуги и сколько Bentley и Lamborgini купили в кредит во время самоизоляции, а также о триллионе рублей автокредитов в интервью «Б.О» рассказал председатель правления Русфинанс Банка Сергей Озеров


Сергей Озеров, председатель правления Русфинанс Банка— Сергей, рынок автокредитов в России, по данным Frank RG, в 2020 году превысил 1 трлн рублей, несмотря на коронакризис. В чем причина?

— Действительно, на конец декабря 2020 года совокупный портфель автокредитов в России составил 1 трлн 52 млрд рублей. Объем выдачи автокредитов в прошлом году составил 686 млрд рублей по сравнению с 684 млрд рублей в 2019 году, то есть рост составил 0,3%. И в этом году рост продолжится.

Причин несколько. Например, программа господдержки, которая эффективно работала в 2019 году, а в 2020-м стала одним из главных драйверов рынка. Сумма покупки автомобиля, на который можно было получить льготный автокредит, увеличилась с 1 млн до 1,5 млн рублей. Расширился список потребителей, которые могли принять участие в госпрограмме: если раньше это должен был быть либо первый, либо семейный автомобиль для многодетных, то в прошлом году на льготы могли претендовать медики, семьи с одним ребенком и те, кто продал свою машину старше шести лет в трейд-ин. Эти меры привели к тому, что в России рынок продаж автомобилей упал заметно меньше, чем в Европе или США: у нас он за год сократился на 9%, а на Западе — в среднем на 18–20%.

Помимо эффективной программы господдержки преодолению порога в 1 трлн рублей способствовал также накопительный эффект. Срок автокредитов увеличивается, популярнее становятся не трехлетние, а пятилетние программы кредитования, из-за этого погашение идет медленнее — и как результат растет общий портфель.

Кроме того, именно коронакризис сподвиг многих на покупку автомобиля, в том числе потому, что люди хотели оградить себя и своих близких от риска заражения и не пользоваться общественным транспортом.

Еще одна причина, косвенно связанная с ситуацией прошлого года: люди, хранившие свои накопления на депозитах в банке, увидели исторически низкие ставки по вкладам. Многие клиенты решили использовать накопления либо на первоначальный взнос на покупку автомобиля, либо на первый взнос по ипотеке, поскольку низкие ставки сделали депозиты для них менее интересными.

— В Русфинанс Банке портфель тоже вырос?

— Мы выросли быстрее, чем рынок. Портфель увеличился с 118 млрд рублей на конец года до 129 млрд по итогам 11 месяцев 2020-го. Рост составил около 9%. По этому показателю мы росли быстрее других среди топ-4 банков, а они занимают 50% всего рынка автокредитов (по объему продаж).

Русфинанс Банк стал рекордсменом по объему выданных кредитов за 2019 год, и это, скажу без ложной скромности, выбор клиента. В нашем банке лучшие условия и продукты, которые востребованы клиентами, дилерами и автомобильными брендами. Поэтому именно наш банк выбирает клиент, чтобы купить автомобиль быстро и без лишних усилий — к нам он приходит и от автодилера, и от бренда.

В начале второго квартала мы вышли на первое место по объему портфеля и сохраняли его почти до конца года. Одним из главных преимуществ стала возможность купить автомобиль при помощи наших сервисов онлайн, от заявки до получения автомобиля. Можно купить новую машину, не вставая с кресла и с доставкой прямо к подъезду. Причем это стало возможно не только для клиентов Русфинанс Банка или группы Росбанк, но и для любого желающего. Главное условие — авторизация на портале госуслуг через ЕСИА. Данная услуга стала особенно интересна в связи с пандемией и желанием клиентов совершать покупки онлайн.

Конечно, мы не построили онлайн-продажи с нуля, все работало и до коронакризиса, мы только доработали функционал. В итоге самое удобное решение на рынке, интегрированное не только с Госуслугами, но и с автодилерами и автомобильными брендами, стало отличным конкурентным преимуществом. Теперь купить в кредит автомобиль, не вставая с кресла, можно как на нашем маркетплейсе, так и на сайтах наших партнеров.

— Как вы оцениваете действия регулятора? Помогли ли они рынку автокредитов?

— ЦБ поддержал банковский рынок программами для клиентов, которые временно потеряли доход. Это оказало очень позитивное влияние на рынок и на уровень неплатежей по кредитам. Например, в апреле 2020 года заемщики автокредитов на сумму до 600 тыс. рублей получили по инициативе государства возможность оформить кредитные каникулы на полгода, при этом банк также предлагал собственные программы реструктуризации.

Больше всего обращений за каникулами было в апреле-мае, при этом уже в третьем-четертом кварталах 2020 года клиенты начали из них выходить. Нужно сказать, весьма успешно. Выяснилось, что большинству нужна была просто передышка, временные меры, чтобы разобраться со своим финансовым положением, и они будут готовы платить снова вовремя. Об этом также свидетельствует тот факт, что уровень просрочки у заемщиков, которые воспользовались данным предложением, гораздо ниже, чем мы прогнозировали.

— Сильно ли выросла просрочка? Какова была доля просроченных кредитов в Русфинанс Банке в 2019 году и каких показателей достигала в 2020-м?

— Мы увидели рост просрочки по кредитам в марте, апреле и мае. Но уже в ноябре она вернулась к прошлогоднему уровню, и в итоге рост доли просроченных кредитов во втором квартале несущественно сказался на конечных финансовых результатах за прошлый год. В декабре мы уже не создавали, а восстанавливали наши резервы благодаря тому, что клиенты к концу года активно избавлялись от просрочек по выплатам своих автокредитов.

— Вы прогнозируете рост авторынка и в этом году. Как сильно он увеличится?

— По нашим прогнозам, в 2021 году выданных кредитов на российском авторынке станет больше на 5%, примерно в пределах такого уровня вырастет рынок продаж автомобилей. Что касается просрочки, то мы не ожидаем ее увеличения. Возможно, немного вырастут сроки кредитов, снизится уровень первоначального взноса… Существует много факторов, способных повлиять на платежеспособность. Если клиент захочет снизить ежемесячный платеж — у нас есть очень интересные программы с отложенным платежом на три года. По истечении этого срока заемщик может либо рефинансировать свою задолженность, либо продать автомобиль, либо сдать его в трейд-ин и таким способом погасить кредит.

— Чего ждать клиентам от слияния Русфинанс Банка с Росбанком? Почему о слиянии было объявлено именно в 2020 году?

— Мы давно транслируем нашим клиентам, что мы — часть большой международной финансовой группы Societe Generale. Поэтому у клиентов насчет объединения не должно быть опасений. Присоединение Русфинанс Банка к Росбанку означает, что автолюбителям будет легче и дешевле обслуживаться в едином приложении, получать специальные предложения, единые уведомления, участвовать в акциях и так далее. Например, при получении автокредита будет скидка в 0,5% владельцам зарплатных карт Росбанка.

Что касается 2020 года, то мы специально не выбирали его для объявления о присоединении, это просто очередной важный шаг в стратегии развития Группы Росбанк, в которую входит Русфинанс Банк. События 2020 года не стали причиной нашего объединения.

Кроме того, присоединение к Росбанку — это отличная новость для наших партнеров. Мы активно кредитуем дилеров. По нашим подсчетам, мы — первые по объемам кредитования стоков дилеров. Объединение банков станет для них плюсом, поскольку добавятся услуги для юрлиц.

Также мы сможем упростить структуру: например, не будет отдельного баланса и отдельных отношений с надзорными органами. И одновременно мы останемся относительно независимыми, поскольку присоединимся к Росбанку в качестве филиала. Это нужно для того, чтобы сохранить фокус именно на автокредитовании физлиц и юрлиц, по-прежнему оперативно принимать решения о выдаче кредитов, сохранить фокус на качественном обслуживании наших клиентов.

— Многие банки стали активно выходить на рынок кредитования покупки подержанных автомобилей. Как это скажется на рынке и долго ли продлится такой тренд?

— Это долгосрочный тренд, который мы наблюдаем на рынке уже несколько лет. Каждый год растет количество автомобилей с пробегом, покупаемых в кредит. В 2020 году в этом сегменте мы росли быстрее своих конкурентов и вышли в топ-3 рынка игроков по кредитованию подержанных машин. По данным агентства «Автостат», впереди нас только два банка. Сейчас в общем объеме выдаваемых кредитов Русфинанс Банка займы на покупку подержанных автомобилей занимают 14%. Увеличение этой доли — часть нашей стратегии развития.

Главный сдерживающий фактор на этом рынке, который сейчас мешает его взрывному росту, — это недостаток качественных подержанных машин. Их просто нет в таком количестве, чтобы удовлетворить спрос.

— Какие авто предпочитают клиенты вашего банка? Изменились ли предпочтения в прошлом году? Может быть, клиенты «помолодели» или произошел гендерный переворот?

— Каких-то резких изменений в потребительском поведении не было. Традиционно самые популярные новые модели — это те, которые попадают под программу господдержки: КIA Rio, Lada Vesta и Lada Granta. Среди подержанных в топ-3 тоже КIA Rio, затем — Hyundai Solaris и KIA Sportage. По-прежнему наш основной клиент — это мужчина в возрасте от 30 до 40 лет с высшим образованием. Средний размер кредита в 2020 году вырос до 790 тыс. рублей.

 

 

Клиенты стали активнее интересоваться люксовыми автомобилями. В 2020 году мы выдали восемь кредитов на Bentley и шесть — на Lamborgini. А самый большой кредит был выдан в прошлом году на покупку автомобиля Rolls Royce Wraith. Клиент занял у нас около 18 млн рублей.

— Не опасаетесь ли вы конкуренции со стороны каршеринга? Ведь как минимум в Москве гораздо дешевле пользоваться каршерингом, чем покупать автомобиль, который нужно парковать, обслуживать и так далее.

— По поводу парковки: доля машиномест в ипотеку в последние несколько лет растет. К тому же рынок каршеринга не оказывает сильного влияния на продажи и автокредитование. Возможно, каршеринг действительно дешевле, если ездить нечасто, но использовать такой автомобиль активно — невыгодно. К тому же для наших сограждан автомобиль по-прежнему остается элементом статуса. Многим важно иметь именно свою машину, причем определенной марки. Им комфортно, когда она у них в собственности.

При этом мы кредитуем водителей такси, которые сотрудничают с крупнейшим интегратором — «Яндекс.Такси». Сервис принимает заявки на кредиты от водителей, планирующих работать на собственном автомобиле, и направляет их в банк. Если клиент получает положительное решение, мы предлагаем ему автокредит на покупку тех же KIA, Hyundai, Lada, VW, Skoda или других брендов. Большинство банков не готовы кредитовать таких водителей, поскольку большая их часть является самозанятыми. Поэтому наш продукт на рынке уникален. Также у нас любой клиент может найти свой продукт, свой автокредит, и это помогает нам не только наращивать кредитный портфель, но и выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, которые все больше ценят удобство наряду с выгодой.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ