Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Мы идем по пути создания нишевых экосистем
21.05.2021 FinRetailFinTechАналитика

Мы идем по пути создания нишевых экосистем

В интервью «Б.О» Роман Черкаев, директор по развитию финансовых сервисов QIWI, рассказал, почему клиентам нужны не просто отдельные решения, а возможность получить все в режиме одного окна


Роман Черкаев, директор по развитию финансовых сервисов QIWI,— Роман, какое место занимает QIWI на финансовом рынке?

— Сегодня QIWI — открытая финтех-платформа. Под своим брендом мы объединяем систему денежных переводов CONTACT, КИВИ банк, «Факторинг ПЛЮС», маркетинговую платформу Flocktory и технологическую платформу для рынка ЖКХ «Биллинг Онлайн Решения».

Мы работаем и на b2c-рынке, развивая электронные кошельки, денежные переводы, и на b2b-рынке в части интернет-эквайринга, ДБО, массовых выплат, решений для рынка ЖКХ, открытых API, которые создают win-win-опыт как для бизнеса, так и для конечных пользователей. Благодаря этой специализации мы хорошо знаем, чего хотят конечные пользователи и что нужно дать бизнесу, чтобы он обеспечил удобный клиентский путь и опыт.

— Как работать на высококонкурентном рынке?

— Главный тренд сейчас — развитие платформ и экосистем, которые строят как финансовые, так и технологические компании. Разница — в масштабах и сегментах работы. Крупные игроки делают ставку на сервисы, охватывающие широкие пласты клиентов. Мы же идем по пути создания нишевых экосистем. Мы приходим на новые финансово недообслуженные рынки. Это качественно иной подход, поскольку он требует глубокого погружения в бизнес клиента и кастомизации решений под его конкретные нужды и специфику.

Также мы активно развиваем региональную сеть. В Москве доступен широкий выбор провайдеров, а вот региональному бизнесу, особенно МСБ, различные платежные методы зачастую недоступны. Многих известных крупных игроков там нет, а потребность в платежных сервисах есть. Цифровые методы не только удобнее с точки зрения управления балансом, но и безопаснее, чем работа с наличными. Поэтому региональная и другие виды специализации, выделение новых сегментов станут обязательным пунктом работы игроков финансового рынка.

— Какие решения или технологии сейчас наиболее востребованы вашими клиентами? 

— Во-первых, интернет-эквайринг. Из-за пандемии бизнесу пришлось быстро подключать возможности онлайн-оплаты, пока клиенты были ограничены в передвижениях. При этом каждому бизнес-клиенту необходим свой подход. Одним нужна простая платежная форма на сайт, вторым — брендированная, а третьим — надстройка с CRM- или CMS-модулем, чтобы напоминать клиенту о незавершенных заказах. Еще одно важное направление нашей работы — сервисы погашения кредитов и займов, которое можно осуществлять с карт сторонних банков на их сайтах и в мобильных приложениях. В период пандемии спрос на эти решения вырос. 

Другой пример — ДБО. Банку достаточно заключить один договор, а мы настраиваем платежный шлюз, с помощью которого клиенты могут оплачивать любые категории — от мобильной связи до ЖКХ как онлайн в мобильном банке, так и офлайн в банкоматах и отделениях. Это позволяет банкам экономить время (без прохождения множества процедур, заключения договоров с каждым из поставщиков) и сразу получать доступ к длинному перечню провайдеров. 

Также более актуальным стало факторинговое направление. Многие компании переориентировались на новые сферы и форматы деятельности, для чего требовалось восстановить оборотный капитал. Факторинг — более доступный вариант для бизнеса, чем кредиты.

Наш опыт показывал, что бизнес-клиентам нужны не отдельные решения, а возможность получить все в режиме одного окна — взять кредит, подключить прием отправлений и отправку выплат, решить другие вопросы. То есть настроить свою идеальную среду для управления платежами по модели конструктора. 

— Как пандемия повлияла на работу компании? Какие тенденции отметили?

— Спрос на наши сервисы в период пандемии вырос — мы подключали новых клиентов, партнеров, пополнили портфолио контрактом с одним крупным банком.

Из технологий «выстрелил» интернет-эквайринг для банков и МФО — это погашение кредитов для первых и погашение займов для вторых. В 2020 году мы приросли на 20% по ДБО-направлению относительно 2019 года.

Также «ожили» терминалы. Эта тенденция объясняется просто: пока отделения банков и другие розничные точки оплаты были закрыты, люди пользовались альтернативными инструментами, например терминалами. 

— Какие еще новые сервисы у вас есть?

— Недавно мы вывели на рынок решение на основе технологии SoftPOS, которая еще тестируется в России. С его помощью пользователь может превратить свой Android-смартфон в платежный терминал и бесконтактно принимать платежи с банковских карт, поддерживающих технологию бесконтактной оплаты, или устройств Google Pay, Apple Pay. Мы планируем расширить функциональность сервиса под потребности МСБ и самозанятых. 

Еще мы постоянно развиваем решения для отраслевых рынков, таких как рынок такси. В начале марта запустили для партнерских таксопарков кредитный сервис в виде овердрафтов. Подключив его, таксопарки смогут избежать кассового разрыва, выплачивать водителям такси гонорар за поездки вне зависимости от поступления денег от агрегаторов, выходных и праздничных дней. 

— Какие у вас планы развития на ближайшую перспективу?

— Планов много. Стратегически мы стремимся быть payment facilitator для клиентов — быть проводником цифровых сервисов для «новичков» и провайдером финтех-решений под ключ для более зрелых игроков. 

Планируем улучшать продукты, это постоянная работа. Мы будем дальше повышать качество наших сервисов, продуктов интернет-эквайринга и ДБО, увеличивать их эффективность за счет оптимизации технических систем.

Также мы продолжим наращивать экспертизу и развитие нашей технологической платформы для рынка ЖКХ. В контур группы QIWI входит компания «Биллинг Онлайн Решения», которая возьмет на себя подключение новых участников. Для многих домохозяйств, особенно в регионах, цифровизация платежей ЖКХ становится реальностью.

Также мы усилим фокус на региональное развитие — обслуживание МСБ-сектора, который сейчас остается финансово недообслуженным и нуждается в платежах интернет-эквайринга, ДБО, ретейле. Параллельно будем развивать дистрибуцию пополнения кошелька, а наша региональная команда с развитой сетью филиалов продолжит расширять сеть мерчантов и провайдеров в регионах.