Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

  • Мы становимся полноценным партнером для банков
03.04.2012
Мы становимся полноценным партнером для банков

«Банки.ру» входит в число лидеров среди ресурсов банковской тематики. Главные достопримечательности ресурса — «Народный рейтинг» банков и проект «Банк ТВ». Куда идут «Банки.ру», рассказывает основатель и руководитель проекта



— Насколько реализованный проект отражает первоначальную идею?

— Первоначальная идея «Банки.ру» умещалась на двух листах формата А4 и включала в себя справочную информацию о банках, новости из открытых источников и базу данных по вкладам. Больше никаких идей не было. Планировалось сделать скромный бюджетный сайт, поддержка которого будет съедать не более половины зарплаты банковского пиарщика, то есть моей. Я никогда не занимался бизнесом, с Интернетом был знаком понаслышке, и главным движущим мотивом для меня было стремление открыть свечной заводик.
Спустя три месяца мы получили первые деньги от рекламы, в течение года вышли на самоокупаемость и оказались перед выбором: заморозить проект в текущем состоянии с минимальными затратами и получить небольшую пожизненную прибавку к зарплате менеджера или двигаться дальше. Мы выбрали последний вариант. Это было непростое решение, ибо о «прибавке к зарплате» пришлось надолго забыть, но я об этом не жалею.

— За счет каких источников сегодня формируются доходы ресурса?

— Основную часть выручки формирует реклама в различных ее проявлениях — баннеры, текстовые строки, предложения месяца. Порядка 10% доходов нам приносят карточки банков — расширенная информация о кредитных организациях, столько же — абонентская плата за «горячие линии». Пробуем работать с заявками на кредит — пока особых денег не заработали, но направление перспективное.

— Вы планируете использовать ресурс для реализации каких-либо услуг или продуктов?

— Это еще одно важное направление. Осенью 2011 года мы совместно с ХКФ-Банком запустили кобрендовый вклад «Выбор Банки.ру», который стал единственным рублевым годовым депозитом в линейке ХКФ. За полгода банк привлек по нему 5 млрд рублей, эксперимент обеими сторонами признан удачным. В ближайшее время планируем вывести «Выбор Банки.ру» в отдельный бренд для продвижения наиболее интересных банковских продуктов. Сотрудничаем с банком «Ренессанс Кредит», который сделал нашим посетителям специальное предложение по кредитной «Прозрачной карте». Из рекламной площадки мы постепенно превращаемся в полноценного партнера для банков, которые используют нас в качестве канала продаж. Это совершенно другой уровень взаимоотношений – честный и практичный.

— Кого вы считаете своим основным конкурентом в бизнесе?

— Основной конкурент для нас – мы сами. Первые пять лет мы бежали вперед без остановки, опасаясь, что на рынок может выйти сильный игрок, который нас просто задавит. В результате на сайте скопилось большое количество технологического долга, который затрудняет нам развитие.
Из прямых конкурентов назову «Сравни.ру» Альберта Попкова, из косвенных — большое количество мелких сайтов. Часть из них техническая, созданная лидогенераторами под сбор заявок на кредитные продукты, часть — региональная или узкоспециализированная. Заметных игроков среди них, на мой взгляд, нет, но в общей массе они замыкают на себя значительную часть тематического трафика, не дают нам сильно подняться по посещаемости. 1,5 млн уникальных посетителей в месяц это, конечно, тоже неплохо, но всегда хочется большего.

—Что побуждает банки выбирать вас как партнера по работе с существующими и поиском новых клиентов через Интернет?

— В банках работают профессиональные менеджеры, которые знают стоимость привлеченного клиента, эффективность того или иного рекламного источника. Они умные люди и способны сами решить, работать ли с нами, эффективны мы или нет. Тем более практически все из них в разное время размещались на Банки.ру и прекрасно знают возможности нашей площадки. Многое зависит и от продукта, например, для меня было откровением, когда небольшой моноофисный московский банк с интересной ставкой по вкладу привлек за месяц более 1 млрд рублей, размещаясь только на «Банки.ру». Использовать нас в качестве канала продаж или нет, решают сами банки. Могу только заметить, что их бюджеты, выделяемые на «Банки.ру», каждый год удваиваются.
Почему именно через нас нужно вести диалог с клиентом, это я сказать могу: у нас сформирован пул из нескольких десятков крупных и не очень банков, которые помогают своим клиентам решать проблемы. Низкий им за это поклон, ибо работа очень сложная и не всегда благодарная. Отсутствие представителя какого-то банка в «горячих линиях» на «Банки.ру» у клиентов вызывает удивление, говорит о недостаточной клиентоориентированности. Прошу прощения, если этим кого-то обидел, но это факт.

— Поисковые системы составляют вам конкуренцию? Они тоже предоставляют сервис по подбору банковских и финансовых услуг?

— Если бы «Яндекс.Услуги» вышли на этот рынок не в 2010 году, а года на три-четыре раньше, то «Банки.ру» могло бы не быть. Мы очень этого опасались, но повезло. Сейчас же конкуренции как таковой нет, «Яндекс» перехватывает у нас часть трафика, но это не фатально.

— Какое место в работе ресурса занимает канал связи между банками и их клиентами? Как его оценивают сами участники диалога?

— Мы, сами того не желая, создали на рынке определенный тренд. Вспомните, какими были банки лет десять назад — закрытыми, неповоротливыми, бюрократическими. Никто не ожидал, что они способны идти навстречу клиентам. Сегодня банки слышат клиентов, дорожат репутацией, готовы вносить изменения в регламент обслуживания и в свои продукты. Клиенты это ценят.

— В случае идеального конфликта (все стороны корректны и по-своему правы) вы будете на стороне банка или его клиента?

— Обычно перевешивает любовь к клиенту... Правда, такой «идеальный шторм» бывает крайне редко. Проверкой отзывов у нас занимается специальная группа из пяти человек, которая в спорной ситуации связывается с обеими сторонами, изучает их доводы. Если ситуация действительно патовая, мы предпоч­тем временно снять оценку — до получения дополнительных доказательств и аргументов.

— На какие преференции в позиционировании на ресурсе может рассчитывать крупный рекламодатель?

— Ни на какие. Многие банки на нас за это обижаются, отдельные заносят в список кровных врагов, но мы с этим ничего сделать не можем. Реклама отдельно — информация и контент отдельно. Это наш принцип, которого мы придерживаемся с первого дня.

— Что в работе ресурса наиболее часто подвергается критике со стороны посетителей?

— В первую очередь наша техническая неповоротливость. Во вторую — политика модерации, в рамках которой мы просим покинуть сайт людей, не способных корректно общаться с собеседниками. За семь лет обиженных набралось много. Банки нас упрекают за то, что в их спорах с клиентами мы часто занимаем сторону последних. Но лишних поводов для недовольства стараемся не давать.