Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Национал-большевизм
01.04.2011 Мнение

Национал-большевизм

Госдума в апреле 2011 года рассмотрит законопроект «О национальной платежной системе» в окончательной редакции. Важность принятия такого закона невозможно переоценить. Он привлечет инвестиции в высокотехнологичный сектор платежной инфраструктуры и обеспечит рост конкуренции на платежном рынке


Комитет Госдумы по финансовому рынку провел сложную работу по подготовке документа ко второму чтению. В частности, пересмотрены предложенные в первом чтении подходы к регулированию. Сохраняется заложенная действующим Гражданским кодексом система регулирования безналичных расчетов, однако новыми поправками минимизируется нормотворчество Банка России. Для этого планируется перенести нормативное содержание актов Центробанка непосредственно в текст законопроекта. Важная новелла — прямое указание на недопустимость применения Банком России санкций за требования рекомендательного характера.
Ко второму чтению уточнено понятие электронных денег и перевода электронных денег. В законопроекте закрепляется, что перевод электронных денег — это новая форма безналичных расчетов, осуществляемая исключительно кредитными организациями по поручениям своих клиентов с использованием «электронных средств платежа». Сами электронные деньги предлагается определить как денежные средства, внесенные клиентами в кредитные организации и учитываемые без открытия им банковских счетов. В соответствии с законопроектом Банк России будет выдавать новый вид «облегченных» лицензий для этих целей.
В законопроекте будут отрегулированы вопросы использования так называемых электронных средств платежа (ЭСП), под которыми понимаются различные способы удаленного управления денежными средствами, находящимися в банках. Для этого прописываются основные права и обязанности участников данных отношений, которые до этого отсутствовали в нашем законодательстве. Дополнительно проработан вопрос об ответственности сторон, применяющих ЭСП (оператор по переводу денежных средств и его клиент, применяющий ЭСП).
Кроме того, предполагается ввести три вида ЭСП для осуществления переводов электронных денежных средств. Первый — неперсонифицированное ЭСП: идентификация клиента не производится, максимальная сумма электронных денег в любой момент не может превышать 15 тыс. рублей, основное использование — для микроплатежей. Второй вид — персонифицированное ЭСП: производится обязательная идентификация клиента, максимальная сумма электронных денег — 100 тыс. рублей. Третий вид — корпоративное ЭСП, оно используется идентифицированными юридическими лицами, максимальный остаток на конец рабочего дня — 100 тыс. рублей, основное использование — для приема платежей за товары, работы, услуги. Такие изменения направлены на развитие института электронных денег как формы безналичных расчетов, снятия правовых рисков для участников этой деятельности, повышения доступности и качества оказываемых услуг физическим лицам.
Предлагается провести работу по совершенствованию деятельности так называемых банковских платежных агентов. В законопроекте выделяется отдельная статья, в которой детально описывается порядок привлечения кредитными организациями такой категории агентов. Например, уточняются требования к использованию специальных банковских счетов, определяется исчерпывающий перечень производимых по ним операций.
Разработчики документа закладывают основы регулирования «мобильных платежей», которые отсутствовали в тексте законопроекта первого чтения. В частности, предлагается создать условия для использования мобильного телефона в качестве устройства для осуществления различных платежей.
В законопроекте более детально прописываются функции участников платежной системы и их деятельность. В платежной системе обязательно должны быть: оператор, который разрабатывает правила платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры (операционный, платежный клиринговый и расчетный центры) и как минимум три участника платежной системы (кредитные организации).

Предлагаемые изменения не ограничивают ни деятельность МПС на территории России, ни возможность использования иностранных платежных карт

В процессе обсуждения поправок ко второму чтению горячую дискуссию вызвала поправка, обязывающая платежные системы использовать инфраструктуру, расположенную на территории России. Звучали опасения, что Visa и MasterCard после принятия закона в России окажутся вне закона. Мнение, что поправки могут каким-либо образом помешать международным платежным системам работать в России, не выдерживает никакой критики. Предлагаемые изменения не ограничивают ни деятельность международных платежных систем на территории России, ни возможность использования иностранных платежных карт на территории РФ, равно как и карт, эмитированных в России, за рубежом.
Поправками, в частности, предлагается обязательное использование для платежей, которые осуществляются внутри РФ, платежной инфраструктуры, которая также находится на территории страны. Другая поправка вводит запрет на передачу информации о внутренних платежах за пределы страны. При этом законодатели не ограничивают никакие трансграничные операции и передачу информации о трансграничных переводах. Поправки вводят так называемый local switch для России, что применяется многими странами. Local switch — это система маршрутизации внутренних и международных платежей. Она подра­зумевает создание единого (или нескольких) процессинга национальными операторами платежных систем, которые будут маршрутизировать платежи в российских платежных системах и в случае трансграничных операций передавать информацию в международные платежные системы. Аналогичная законодательная конструкция используется во многих странах — например Канаде, Франции, Китае.
У международных платежных систем есть выбор: либо создать локальный процессинг собственными силами, либо воспользоваться процессингом крупнейших российских банков. Возможны и другие варианты, но это уже вопрос коммерческой целесообразности. Законопроект предполагает достаточно большой, до трех лет, срок, который дается на техническую реализацию требований закона. Многие участники дискуссий пугают общественность тем, что затраты, связанные с созданием процессинговых центров, скажутся на росте стоимости услуг. По моему мнению, потребителям не стоит опасаться, поскольку, во-первых, реализация законопроекта не требует расходования огромных сумм, а во-вторых, сохранится конкуренция на рынке.

 






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ