Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Роман Забродин, СЕО компании «Винвестор»
— Роман, ваша компания занимается разработкой облачных сервисов и ПО для профучастников фондового рынка — брокеров и управляющих компаний, а также инвестиционных советников и частных инвесторов. Рынок инвестиций изменился. Какие ваши продукты сейчас наиболее популярны?
— Начнем с того, что ряд российских брокеров попал под блокирующие санкции США, в результате чего клиенты потеряли возможность проводить операции с иностранными ценными бумагами, получать по ним дивиденды и купоны. В марте начался переход клиентов к неподсанкционным игрокам.
ВТБ перевел к сторонним брокерам 363 тыс. инвесторов с активами объемом 480 млрд рублей — это 15% клиентов брокера. Финансовая платформа «Яндекс.Инвестиции», разработанная в партнерстве с ВТБ, была закрыта. Будь у «Яндекса» второй брокер, сервис продолжил бы работать. Например, «Яндекс» мог подключиться к «Финаму», который не попал под санкции, через Open API платформу «Винвестор». Этот продукт объединяет другие сервисы компании, что позволяет, подключившись к нему один раз, получать доступ к продуктам и услугам разных поставщиков, интегрированных с платформой.
— А для кого еще платформа «Винвестор» может быть полезной?
— Мы соединяем брокеров и управляющие компании с «внешними витринами». Это может быть как банк без инвестиционного направления, так и маркетплейс без возможности покупки инвестиционных продуктов. Даже новостной сайт, информационный или аналитический сервис. В 2021 году к нам подключились Coinkeeper и InvestFunds, которые теперь продают своим клиентам открытые ПИФы наших партнеров.
— Разве для сделок с инвестиционными инструментами не нужна лицензия?
— Для «внешних витрин» лицензия не нужна, поскольку идентификацию и исполнение сделок обеспечивают лицензированные УК и брокеры-партнеры, подключенные к платформе «Винвестор». На «внешней витрине» разворачивается личный кабинет клиента, таким образом, она дополнительно монетизирует свою аудиторию, а брокеры получают доступ к клиентам и снижают собственные издержки.
Винвестор здесь выступает технологическим партнером — вся интеграционная нагрузка между поставщиками и внешними витринами ложится на нас. Один из вариантов подключения — через API — дает возможность запустить собственный онлайн-магазин финансовых продуктов, мобильное приложение, торговый терминал или любой другой сервис через полную интеграцию с брокером.
Брокер один раз интегрируется по API с платформой. Мы подключаем к ней множество витрин, даем все требования по API и оказываем необходимую инфраструктурную поддержку.
Пока в России интеграция по Open API среди профучастников не очень развита, нет единого стандарта. Мы участвуем во встречах с Банком России по вопросу развития API, даем рекомендации и предложения. Надеемся, что они найдут воплощение в едином стандарте для брокерского API.
Второй и оптимальный вариант подключения внешних витрин — готовое решение, магазин «Винвестора», который мы поставляем по модели White Label. Он имеет личный кабинет пользователя и позволяет быстро запустить инвестиционное направление без вложений в инфраструктуру. Витрина-партнер добавляет на сайт кнопку «Инвестиции». При нажатии на нее клиент будет попадать в онлайн-магазин, полностью соответствующий фирменному стилю партнера — цвета, шрифты, изображения. Пользователь даже не заметит перехода с сайта банка или маркетплейса в White Label магазин.
Сейчас у региональных банков уже есть спрос на продажу инвестпродуктов от крупных брокеров по такой модели.
— Какие опции доступны клиентам в личном кабинете?
— В личном кабинете есть каталог с биржевыми и внебиржевыми инвестиционными продуктами. В режиме реального времени отображаются биржевые котировки и исторические данные. Клиент видит портфель. Доступна торговля инструментами от разных брокеров, подключенных к витрине. Сейчас это «Тинькофф», «Финам» и Exante. В процессе подключения находятся еще несколько компаний. В итоге к платформе подключатся все.
Есть большая ценность и для частного инвестора. В условиях санкций клиенты стараются максимально диверсифицировать свои активы по разным брокерам. Приходится заводить несколько мобильных приложений, которые все сложнее скачать. У одного нет нужной аналитики, у другого неудобный интерфейс. Приложение могут в любой момент заблокировать. Сейчас актуален веб-сервис с мобильной адаптацией, работающий на любом устройстве. Подключив к личному кабинету в магазине Винвестора свои счета у брокеров, интегрированных с нашей платформой, клиент получает единый сводный портфель в режиме одного окна. Все активы в одном месте с возможностью торговли.
В личном кабинете появилась глубокая аналитика по портфелю, которую раньше многие считали вручную. Можно увидеть, сколько ты заработал и потерял на сделках по каждому инструменту, суммы полученных дивидендов, размер налогов и комиссий, уплаченных брокерам.
— Как вы пришли к такому выгодному для всех решению?
— Мы с самого начала строили экосистему нового поколения, которую назвали маркетспейсом.
В 2017 году запустили «ЕСИА.Финанс» — облачную White Label платформу личных кабинетов для брокеров и УК, позволяющую работать с клиентами онлайн с помощью ЕСИА и СМЭВ. Сейчас брокеры и управляющие компании используют ее, чтобы быстро принимать клиентов от банков, попавших под санкции. Решение позволяет за неделю-две развернуть личный кабинет клиента и менеджера и интегрировать его с бэк-офисом брокера.
В 2019 году стартовал проект «Платформа Винвестора». Через нее проводятся идентификация клиентов и другие процессы KYC, при этом она не хранит деньги клиента, а лишь отражает состояние счета и портфеля. Также на ней заключаются сделки по покупке и продаже инвестпродуктов.
— В США примерно на тысячу человек приходится один финансовый консультант. Как считаете, в России это направление может стать таким же популярным?
— Уже в ближайшие годы будут активно развиваться частное инвестиционное консультирование и финансовое планирование. Если в начале 2021 года в реестре банка России было 12 инвестиционных советников, то в конце апреля 2022 года их было уже 68.
По разным оценкам, в 2020 году в стране действовало от 150 до 200 финансовых консультантов. Через пять лет их будет 30 тыс. И у нас для них уже есть вся IT-инфраструктура.
Система личных кабинетов советника и клиента Sovetnik.io позволяет управлять полным циклом ведения клиента: с момента подписания договора и определения инвестиционного профиля до сдачи отчетности по требованиям Банка России. Система интегрирована с платформой «Винвестор» и сервисом подбора проверенных инвестиционных и финансовых консультантов «Советники Винвестора», что дает консультантам доступ к новым клиентам из маркетспейса, а клиентам — доступ к качественным услугам финансового консалтинга.
Брокер может попасть под санкции, а вот советник — вряд ли. Считаю, что ему нужно предоставить полный доступ к инвестиционной инфраструктуре. Можно бесконечно долго создавать юридические лица и переводить в них клиентов, а можно перестать быть клиентским брокером и сосредоточится на своих основных функциях — предоставление доступа на биржу и исполнение сделок через API. Обслуживание же клиентов передать инвестиционным и финансовым советникам.
Брокеры интегрируются с нами, а мы обеспечиваем им доступ к советникам для автоисполнения сделок. Советник дает рекомендации клиенту, а брокер по поручению клиента их исполняет.
В нашей версии будущего сервис доставляется клиенту туда, где он сейчас находится. Нет единой витрины, нет одного каталога товаров и одной системы поиска и рекомендаций. Разные продавцы создают свои витрины и работают со своими аудиториями, не конкурируя в рамках одной площадки. А мы обеспечиваем всех необходимой связанной инфраструктурой с открытыми интерфейсами.
В эпоху, когда компании в значительной степени полагаются на облачные вычисления, эффективное управление затратами на облака становится одной из важнейших задач. Павел Токарев, директор по технологическим инновациям компании «Инферит Клаудмастер», раскрывает возможности подхода FinOps, основанного на гибком взаимодействии Finance (финансовое управление) и IT Operations (или DevOps). Эта практика помогает организациям оптимизировать затраты на облачные вычисления, в полной мере используя потенциал облачных сервисов
Как меняется рынок электронной коммерции, какую долю занимают сервисы СБП в онлайн-платежах и какие перспективы у BNPL, в интервью «Б.О» рассказал Алексей Киричек, руководитель департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-Банка
Почему развитие онлайн-банкинга для крупных корпораций отстает от ДБО для физлиц и МСБ и как Альфа-Банк намерен исправить это положение, в интервью «Б.О» рассказал Сергей Паршиков, руководитель департамента цифровых каналов юридических лиц Альфа-Банка
«СберСтрахование жизни» профинансировала приобретение современного оборудования для эргокомнат, которые помогают людям восстановиться после тяжелой болезни. Проект реализует фонд борьбы с инсультом ОРБИ