Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Наша платформа даст брокерам многомиллионную аудиторию
10.06.2022 FinTechАналитика

Наша платформа даст брокерам многомиллионную аудиторию

После февраля банки и брокеры столкнулись с проблемой оттока клиентских активов. О том, как сохранить клиентов и получить новых, рассказал СЕО компании «Винвестор» Роман Забродин


Роман Забродин, СЕО компании «Винвестор»

Роман Забродин, СЕО компании «Винвестор»

Роман, ваша компания занимается разработкой облачных сервисов и ПО для профучастников фондового рынка брокеров и управляющих компаний, а также инвестиционных советников и частных инвесторов. Рынок инвестиций изменился. Какие ваши продукты сейчас наиболее популярны?

— Начнем с того, что ряд российских брокеров попал под блокирующие санкции США, в результате чего клиенты потеряли возможность проводить операции с иностранными ценными бумагами, получать по ним дивиденды и купоны. В марте начался переход клиентов к неподсанкционным игрокам.

ВТБ перевел к сторонним брокерам 363 тыс. инвесторов с активами объемом 480 млрд рублей — это 15% клиентов брокера. Финансовая платформа «Яндекс.Инвестиции», разработанная в партнерстве с ВТБ, была закрыта. Будь у «Яндекса» второй брокер, сервис продолжил бы работать. Например, «Яндекс» мог подключиться к «Финаму», который не попал под санкции, через Open API платформу «Винвестор». Этот продукт объединяет другие сервисы компании, что позволяет, подключившись к нему один раз, получать доступ к продуктам и услугам разных поставщиков, интегрированных с платформой.

А для кого еще платформа «Винвестор» может быть полезной?

— Мы соединяем брокеров и управляющие компании с «внешними витринами». Это может быть как банк без инвестиционного направления, так и маркетплейс без возможности покупки инвестиционных продуктов. Даже новостной сайт, информационный или аналитический сервис. В 2021 году к нам подключились Coinkeeper и InvestFunds, которые теперь продают своим клиентам открытые ПИФы наших партнеров.

Разве для сделок с инвестиционными инструментами не нужна лицензия?

— Для «внешних витрин» лицензия не нужна, поскольку идентификацию и исполнение сделок обеспечивают лицензированные УК и брокеры-партнеры, подключенные к платформе «Винвестор». На «внешней витрине» разворачивается личный кабинет клиента, таким образом, она дополнительно монетизирует свою аудиторию, а брокеры получают доступ к клиентам и снижают собственные издержки.

Винвестор здесь выступает технологическим партнером — вся интеграционная нагрузка между поставщиками и внешними витринами ложится на нас. Один из вариантов подключения — через API — дает возможность запустить собственный онлайн-магазин финансовых продуктов, мобильное приложение, торговый терминал или любой другой сервис через полную интеграцию с брокером.

Брокер один раз интегрируется по API с платформой. Мы подключаем к ней множество витрин, даем все требования по API и оказываем необходимую инфраструктурную поддержку.

Пока в России интеграция по Open API среди профучастников не очень развита, нет единого стандарта. Мы участвуем во встречах с Банком России по вопросу развития API, даем рекомендации и предложения. Надеемся, что они найдут воплощение в едином стандарте для брокерского API.

Второй и оптимальный вариант подключения внешних витрин — готовое решение, магазин «Винвестора», который мы поставляем по модели White Label. Он имеет личный кабинет пользователя и позволяет быстро запустить инвестиционное направление без вложений в инфраструктуру. Витрина-партнер добавляет на сайт кнопку «Инвестиции». При нажатии на нее клиент будет попадать в онлайн-магазин, полностью соответствующий фирменному стилю партнера — цвета, шрифты, изображения. Пользователь даже не заметит перехода с сайта банка или маркетплейса в White Label магазин.

Сейчас у региональных банков уже есть спрос на продажу инвестпродуктов от крупных брокеров по такой модели.

Какие опции доступны клиентам в личном кабинете?

— В личном кабинете есть каталог с биржевыми и внебиржевыми инвестиционными продуктами. В режиме реального времени отображаются биржевые котировки и исторические данные. Клиент видит портфель. Доступна торговля инструментами от разных брокеров, подключенных к витрине. Сейчас это «Тинькофф», «Финам» и Exante. В процессе подключения находятся еще несколько компаний. В итоге к платформе подключатся все.

Есть большая ценность и для частного инвестора. В условиях санкций клиенты стараются максимально диверсифицировать свои активы по разным брокерам. Приходится заводить несколько мобильных приложений, которые все сложнее скачать. У одного нет нужной аналитики, у другого неудобный интерфейс. Приложение могут в любой момент заблокировать. Сейчас актуален веб-сервис с мобильной адаптацией, работающий на любом устройстве. Подключив к личному кабинету в магазине Винвестора свои счета у брокеров, интегрированных с нашей платформой, клиент получает единый сводный портфель в режиме одного окна. Все активы в одном месте с возможностью торговли.

В личном кабинете появилась глубокая аналитика по портфелю, которую раньше многие считали вручную. Можно увидеть, сколько ты заработал и потерял на сделках по каждому инструменту, суммы полученных дивидендов, размер налогов и комиссий, уплаченных брокерам.

Как вы пришли к такому выгодному для всех решению?

— Мы с самого начала строили экосистему нового поколения, которую назвали маркетспейсом.

В 2017 году запустили «ЕСИА.Финанс» — облачную White Label платформу личных кабинетов для брокеров и УК, позволяющую работать с клиентами онлайн с помощью ЕСИА и СМЭВ. Сейчас брокеры и управляющие компании используют ее, чтобы быстро принимать клиентов от банков, попавших под санкции. Решение позволяет за неделю-две развернуть личный кабинет клиента и менеджера и интегрировать его с бэк-офисом брокера.

В 2019 году стартовал проект «Платформа Винвестора». Через нее проводятся идентификация клиентов и другие процессы KYC, при этом она не хранит деньги клиента, а лишь отражает состояние счета и портфеля. Также на ней заключаются сделки по покупке и продаже инвестпродуктов.

В США примерно на тысячу человек приходится один финансовый консультант. Как считаете, в России это направление может стать таким же популярным?

— Уже в ближайшие годы будут активно развиваться частное инвестиционное консультирование и финансовое планирование. Если в начале 2021 года в реестре банка России было 12 инвестиционных советников, то в конце апреля 2022 года их было уже 68.

По разным оценкам, в 2020 году в стране действовало от 150 до 200 финансовых консультантов. Через пять лет их будет 30 тыс. И у нас для них уже есть вся IT-инфраструктура.

Система личных кабинетов советника и клиента Sovetnik.io позволяет управлять полным циклом ведения клиента: с момента подписания договора и определения инвестиционного профиля до сдачи отчетности по требованиям Банка России. Система интегрирована с платформой «Винвестор» и сервисом подбора проверенных инвестиционных и финансовых консультантов «Советники Винвестора», что дает консультантам доступ к новым клиентам из маркетспейса, а клиентам — доступ к качественным услугам финансового консалтинга.

Брокер может попасть под санкции, а вот советник — вряд ли. Считаю, что ему нужно предоставить полный доступ к инвестиционной инфраструктуре. Можно бесконечно долго создавать юридические лица и переводить в них клиентов, а можно перестать быть клиентским брокером и сосредоточится на своих основных функциях — предоставление доступа на биржу и исполнение сделок через API. Обслуживание же клиентов передать инвестиционным и финансовым советникам.

Брокеры интегрируются с нами, а мы обеспечиваем им доступ к советникам для автоисполнения сделок. Советник дает рекомендации клиенту, а брокер по поручению клиента их исполняет.

В нашей версии будущего сервис доставляется клиенту туда, где он сейчас находится. Нет единой витрины, нет одного каталога товаров и одной системы поиска и рекомендаций. Разные продавцы создают свои витрины и работают со своими аудиториями, не конкурируя в рамках одной площадки. А мы обеспечиваем всех необходимой связанной инфраструктурой с открытыми интерфейсами.






Новости Релизы