Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
— Николай, как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в сегменте разработки интернет-банков и мобильных приложений для банкинга? Как повлияли на рынок сложности с известными зарубежными магазинами приложений?
— Одна из ключевых тенденций заключается в том, что сегмент разработки мобильных и интернет-банков в России сжимается. Это стало следствием отзыва лицензий у ряда кредитных организаций Центробанком и консолидации финансовых структур.
Продуктовая стратегия компании Abanking, которая входит в группу IT-компаний Artsofte, была сформулирована с учетом этих факторов. Мы позиционируем себя как вендора, работающего с крупными банками, у которых нет собственных инхаус-лабораторий.
Поскольку это довольно ограниченный сегмент рынка, мы не только наращиваем продуктовую линейку для российского финансового сектора, но и активно продвигаем свои решения за рубежом. Abanking не зависит от ситуации, которая складывается в российском банковском секторе.
Николай Адеев (Abanking).
Сегодня многие игроки отечественного финансового рынка столкнулись со сложностями, связанными с зарубежными магазинами приложений. Наша команда словно предвидела эту ситуацию. Еще во время зарождения мобильного банкинга мы были противниками нативной разработки.
Я считаю, что в банковском секторе это скорее рудимент, чем необходимость. Банковские приложения — обычные сервисы, не требующие работы с видеопотоками или сложной графикой. При качественной реализации проектов и высокой квалификации разработчиков их большая часть может реализовываться кроссплатформенно.
Платформенный подход позволяет передавать кредитно-финансовым организациям тот уровень экспертизы и опыта, который дает инхаус-лаборатория.
В связи с этим технологическим ноу-хау Abanking был и остается single-сore-фронтендом. Он позволяет разрабатывать все виды каналов на едином кодовом ядре, то есть осуществлять iOS- и Android-разработку, а также разработку веб-приложений с удобным адаптивом. В то время как работа приложений подсанкционных банков на платформе Apple ограничена, Android-приложения можно дистрибутировать в обход официальных маркетов, а адаптив изначально реализован по UX-UI сопоставимо с приложениями из сторов. С помощью технологий Abanking наши клиенты получили возможность справиться с этим геополитическим вызовом.
— CEO Альфа-Банка Владимир Верхошинский сказал на FINOPOLIS: «Тот, у кого mobile only, должен сильно переживать, если нет веб-версии как минимум. Главным трендом здесь будет не мобильное приложение, а мобильный банк». Разделяете ли вы его мнение?
— Я согласен с этой позицией, но Альфа-Банк пришел к ней не сразу. В 2016 году, когда Abanking только зарождался, Альфа-Банк был адептом mobile only, а не mobile first. Мы видели поэтапное перестраивание их интернет-банка.
Ольга Скоробогатов (Банк России), Эльвира Набиуллина (Банк России) и Николай Адеев (Abanking).
Наша команда изначально целилась в mobile first, а не в mobile only, потому что понимала: многие клиенты все-таки будут продолжать работать с браузером. Существует группа пользователей, которые используют механики продолженного взаимодействия. Они начинают выполнять какие-либо действия в мобильном приложении, а завершают их в браузере или сегментируют каналы по разным видам операций. Им кажется, что какие-то платежи удобнее проводить в интернет-банке, какие-то — в мобильном приложении. В связи с этим Альфа-Банк выбрал верную стратегию развития онлайн-обслуживания.
— Каким видят будущее ДБО представители Abanking? Есть ли в нем место работе с кошельками цифрового рубля и ЦФА?
— Наша компания является партнером одной из семи кредитно-финансовых организаций, которые входят в пилотную группу Центробанка по работе с цифровым рублем. Мы стали непосредственными участниками этого процесса и глубоко погружены в тематику.
На мой взгляд, сейчас эксперимент находится в зоне технологической песочницы. Бизнес-выгоды для участников процесса пока еще не сформулированы. При этом у работы с мечеными цифровыми деньгами есть большие перспективы в субсидировании, целевом кредитовании и государственном заказе.
При правильном внедрении новых платежных инструментов будет происходить трансформация цифровых каналов. Однако для Abanking мы видим будущее в развитии low-code- и no-code-механик. Мы успешно реализуем их в ДБО-продуктах и активно создаем low-code- и no-code-инфраструктуру, в том числе в каналах дистанционного обслуживания.
— Abanking известен приверженностью концепции платформенного подхода к построению решений с помощью программных модулей. Почему выбран такой подход?
— Сегодня мы считаем Abanking скорее платформой, нежели коробочным программным продуктом. Наше решение создано для крупных банков, у которых есть запрос на реализацию масштабных проектов по цифровизации. Им не подходят ограниченные коробочные решения.
Платформенный подход позволяет передавать этим кредитно-финансовым организациям тот уровень экспертизы и опыта, который дает инхаус-лаборатория. Мы адаптируем запросы бизнеса к созданию каналов под текущую инфраструктуру и продуктовую витрину, которые есть в банках.
Abanking можно сравнить с конструктором LEGO, из которого можно собрать практически любой объект, в то время как фиксированное ПО приходится с трудом «допиливать» под разноплановые задачи.
В наш портфель клиентов входят банки из топ-50, у которых не так много идентичных процессов и продуктов. Расчетно-кассовое обслуживание действительно у всех почти одинаковое, однако если говорить, например, о кредитах или депозитах, то эти продукты значительно различаются особенностями управления и спецификой информационных систем.
Мы предоставляем не ограниченную функциональность и «коробку», а гибкий к адаптации под бизнес-задачи фреймворк
Abanking позволяет решать самые сложные задачи, стоящие перед бизнесом кредитных организаций.
— Вы сказали, что платформа Abanking помогает сформировать компетенцию инхаус-лаборатории. Как это происходит?
— У нас есть опыт «взращивания» инхаус-компетенции, когда мы создаем ее практически с нуля, выступая визионерами цифровизации. Наша команда внедряет платформу Abanking, которая представляет собой инновационный продукт.
Если банк приобретает специализированную лицензию на инхаус-разработку, мы помогаем нанимать IT-специалистов и обучать их работе в архитектуре платформы. У кредитно-финансовой организации появляется возможность заниматься разработкой без привлечения нашей компании как вендора. Это становится конечной точкой в формировании инхаус-лаборатории. В нашей практике много подобных кейсов.
— Востребованы ли no-code-принципы конечными пользователями платформы? Как они помогают сформировать дополнительный положительный клиентский опыт? Или все же эта фича используется банками для себя?
— Давайте сначала определим, кого мы понимаем под конечными пользователями. Если говорить о клиентах банка, то для них будет полезным только управление на уровне интерфейса. Если конечный пользователь — кредитно-финансовая организация, где установлена наша система, то no-code и low-code — это элементы, нацеленные на потребление банком и его техническими специалистами. Они обеспечивают более высокую скорость вывода новых решений и позволяют не уходить в длинные циклы разработки.
Николай Адеев (Abanking)
Такую функциональность Abanking я расцениваю как инструментарий, позволяющий гораздо быстрее «упаковывать» поступающие запросы в конечное пользовательское бизнес-решение, минимизируя при этом затраты на разработку. Добавление даже не low-code-, а no-code-инструментария становится трендом.
— Платформенный подход подразумевает коллаборации и партнерства для привлечения дополнительной экспертизы с рынка. Согласны ли вы с этим? Кто ваши партнеры и в чем они вам помогают? Какие технологии работы с ними используете?
— Для нас партнерские коллаборации — привычная модель работы. Если говорить о таком направлении, как дистанционное банковское обслуживание, то изначально Abanking появился именно как фронтальное ДБО-решение. Мы реализовали большое количество проектов вместе с компанией iSimple — вендором бэкенда ДБО.
На стыке партнерских коллабораций в результате spin-off родилось востребованное решение Nopaper. Это наш совместный проект с компанией SafeTech, которая отличается высоким уровнем экспертизы в области мобильной криптографии.
На базе технологий Abanking мы развиваем и коллаборации с продуктами внутри группы компаний Artsofte. Так, в цифровой экосистеме для девелоперских компаний Profitbase реализован набор сервисов дистанционного обслуживания: системы личных кабинетов для клиентов, цифровые сделки, сервисы для работы с агентами и многое другое.
В качестве технологических партнеров мы видим компании с сильной экспертизой, которая либо дополняет наши продукты, либо дает отраслевую адаптацию, либо позволяет диверсифицировать риски и сократить сроки реализации проектов.
Если говорить о работе в финансовой сфере, то сейчас у Abanking есть собственные бэкенд-элементы для дистанционного банковского обслуживания. Однако в России все проекты по ДБО мы выполняем в коллаборации с партнерами. Мы не сертифицируем, не развиваем и не поставляем свой ДБО-бэкенд на отечественный рынок. Наша команда ДБО-бэкенда сфокусирована на развитии международного портфеля.
— Как вы реагируете на постоянно изменяющиеся клиентские запросы, смену поколений потребителей? Как формируется обратная связь с рынком?
— Для работы с обратной связью от клиентов в Artsofte существует отдельная дизайн-лаборатория. Она решает задачи по созданию интерфейсов всех SaaS-продуктов, поэтому интерфейсный кругозор не замкнут только на fintech-практиках.
Это одно из наших преимуществ, позволяющее достигать высоких результатов в развитии Abanking. Так, наше решение заняло первое место в исследовании USABILITYLAB и опередило продукт Тинькофф Банка именно по юзабилити-скорингу.
Помимо анализа обратной связи специалисты дизайн-лаборатории Artsofte исследуют лучшие практики и работают вместе с представителями банков. В результате формируется некий микс из механик, которые мы используем, взаимодействия с продакт-оунерами кредитно-финансовых организаций, собственной экспертизы и изучения мнений конечных потребителей. Благодаря этому наша компания всегда на несколько шагов впереди конкурентов.
— Напоследок хотелось бы узнать больше о вашей UX-системе. Что она собой представляет?
— Это не столько UX-система, сколько дизайн-система, представляющая собой «продукт в продукте» — набор контролов и программных библиотек для фронтенд-реализации. Они используются во всей линейке фронтальных продуктов, существенно ускоряют развитие сервисов и централизованно отвечают за управление и обновление программной логики этих контролов.
На базе дизайн-системы развиваются вся линейка наших продуктов, no-code-система Abanking Digital Office, а также стартапы, которые появляются у нас либо в рамках независимых направлений, либо в результате коллабораций с другими игроками рынка. Например, продукт Nopaper, о котором я рассказывал, работает на базе дизайн-системы Abanking. У нас много идей и концепций новых продуктов, которые будут способствовать развитию финансового рынка.