Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Инвестиционный Банк «Фридом Финанс» в течение последних двух лет активно развивает карточные продукты и уже в марте 2019 года готов поставить «на поток» моментальный выпуск именных автоматических мультивалютных карт. О причинах, побудивших Банк открыть новое бизнес-направление, и об эксклюзивных возможностях карточных продуктов, которые финансовый институт предлагает состоятельным клиентам, «Б.О» рассказал начальник Управления развития банковских продуктов и проектов Мурад Шихмагомедов
— Мурад, Банку «Фридом Финанс» исполняется 29 лет. При присоединении к холдингу «Фридом Финанс» банк начал позиционировать себя как инвестиционный финансовый институт. Почему было принято решение активно развивать карточные продукты?
— Банк действительно существует с девяностого года, но в структуру холдинга «Фридом Финанс» вошел примерно два с половиной года назад. За прошедший период под новые бизнес-задачи были отстроены вся продуктовая линейка, сеть отделений, инфраструктура.
Мы пришли к пониманию, что для успешного развития инвестиционного бизнеса, а также предоставления доступа к другим финансовым услугам необходимо выстроить вокруг клиента удобную расчетную инфраструктуру. В частности, у наших клиентов существует потребность быстро завести деньги на биржевой рынок и также оперативно вывести их после продажи акций. Банковские карты являются оптимальным для этого инструментом.
— Насколько, на ваш взгляд, удалось реализовать задуманное? Как бы вы оценили значение и роль транзакционного (карточного) бизнеса в современной бизнес-модели банка?
— Сейчас карточный бизнес является одной из основных бизнес-линий для Банка. Мы изначально понимали, что выходим на высококонкурентный рынок, где традиционно присутствуют Альфа-Банк, Тинькофф Банк, Сбербанк, ВТБ и другие опытные розничные банки, а значит, необходимо предложить высококачественный продукт.
В рамках этой парадигмы мы разработали и вывели на рынок автоматическую мультивалютную карту. Отличие данной карты от «классических» мультивалютных карт заключается в том, что к ней привязан мультивалютный счет в трех валютах.
Что это дает клиенту?
Во-первых, оплата автоматически происходит в той валюте, в которой совершена операция. Если клиент платит в евро, денежные средства автоматически будут списаны со счета в евро. Клиент пополняет через банкомат счет в долларах — денежные средства будут зачислены на долларовый счет без конвертации. Как следствие держателю не нужно помнить о том, к какому счету в данный момент времени привязана карта.
Во-вторых, все средства во всех валютах доступны к использованию. К примеру, если вы совершаете покупку в рублях, но на вашем рублевом счете недостаточно средств, то недостающая сумма будет автоматически списана с долларового счета.
Мы пришли к пониманию, что для успешного развития инвестиционного бизнеса необходимо выстроить вокруг клиента удобную расчетную инфраструктуру
Также имеется ряд иных преимуществ и уникальных возможностей, которые мы реализовали для владельцев карт Банка «Фридом Финанс», однако, чтобы подробнее о них рассказать, понадобится отдельная статья.
Мы изначально ставили перед собой очень амбициозные задачи и считаем, что нам удалось их реализовать в полной мере.
— Вы упомянули, что Банк предлагает актуальные технологические новинки. Вы чувствуете бизнес-потенциал этих технологий, в частности pay-сервисов, или это просто один из маркеров современного банка, что называется, must have?
— Мы стараемся предлагать нашим клиентам технологичное решение, а не просто банковские карты, что подразумевает использование наиболее современных сервисов. В связи с изложенным при поддержке наших коллег из процессингового центра «КартСтандарт» мы смогли оперативно реализовать сервисы Apple Pay и Google Pay на картах Банка. Что касается перспектив pay-сервисов, то они очевидны. Мобильные платежи сегодня в России поддерживает свыше 75% POS-терминалов — это порядка 1,5 млн устройств, установленных в более чем 800 тыс. торговых точках. По данным нашего партнера ПЦ «КартСтандарт», который как процессор-провайдер более 100 банков обладает консолидированной информацией по рынку, доля безналичных операций в ретейле, осуществленных с помощью мобильных телефонов, превысила в 2018 году 6%, показав десятикратный рост по сравнению с 2017 годом. Нет сомнений, что в ближайшем будущем технология станет повсеместной.
— Какие бизнес-цели поставлены перед командой на текущем этапе развития?
— Как всегда, мы ориентируемся на самые высокие цели в области финансовых технологий. Буквально на днях в флагманском отделении Банка «Фридом Финанс» был запущен процесс мгновенной выдачи банковской карты. В течение нескольких минут при первичном обращении в Банк действующий или новый клиент может получить автоматическую мультивалютную карту.
Стратегия Банка подразумевает открытие по крайней мере по одному отделению во всех крупных городах России. В настоящее время офисы Банка представлены от Калининграда до Владивостока и скоро моментальная выдача карт появится во всех наших отделениях.
— На старте нового бизнес-направления вам наверняка пришлось отвечать на извечный вопрос: in-house или аутсорсинг? Что стало основополагающим фактором при выборе услуги процессинга на аутсорсинге?
— Мы понимали, что предстоит сфокусироваться на создании множества продуктов, решении множества инфраструктурных вопросов. Создание собственного процессингового центра, к тому же на нулевом этапе, стало бы только ненужным отвлечением внимания. Соответственно нам достаточно быстро стало очевидно, что Банку нужен надежный партнер.
— Какие критерии при выборе партнера стали основными?
— Мы рассматривали три блока вопросов: финансовые, технические и консультационные.
Стратегия Банка подразумевает открытие по крайней мере по одному отделению во всех крупных городах России
Во-первых, Банк заинтересовали предложенные финансовые условия. Во-вторых, ПЦ «КартСтандарт» работает на рынке уже 10 лет, его услугами пользуются более сотни банков. «КартСтандарт» предлагает уже зарекомендовавшее себя надежное и технологичное процессинговое решение.
Без гибкости в подходе, проявленной нашим партнерами из Группы компаний ЦФТ, многие наши планы по развитию карточного продукта остались бы нереализованными.
Кроме того, мы были наслышаны о том, что «КартСтандарт» оказывает качественную поддержку косвенным участникам при взаимодействии с платежными системами, что для банка, впервые запускающего карточную эмиссию, было также немаловажно.
— Какова ваша стратегия развития Банка по части платежных решений (карты, pay-сервисы, собственные мобильные приложения)? Планируете ли вы запуск новых совместных проектов с ПЦ «КартСтандарт»?
— Как уже было сказано, в середине февраля Банк совместно с ПЦ «КартСтандарт» запустил эксклюзивный сервис для наших клиентов — мгновенную выдачу именной расчетной карты. Кроме того, у нас «в рукаве» припасено еще несколько незаурядных идей, которые мы планируем реализовать и использовать, но пока не буду забегать вперед.
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником