Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Нет ничего более постоянного, чем аутстаффинг
27.05.2022 FinCorpАналитика

Нет ничего более постоянного, чем аутстаффинг

Российские финансовые организации еще в 90-е начали привлекать IT-специалистов по модели аутстаффинга и продолжают пользоваться услугами предоставления персонала сегодня. Для решения каких задач подходит эта модель? Каковы ее плюсы и минусы и как не ошибиться с выбором аутстафф-партнера?


Наряду с подбором персонала аутстаффинг, или, в терминологии Федерального закона № 116-ФЗ от 05 мая 2014, «предоставление труда персонала», предназначен для решения проблем нехватки кадров. Суть его заключается в том, что нужного работника или специалиста не ищут на рынке труда, а берут в аренду в одном из аккредитованных Рострудом агентств. За годы, прошедшие с введения их деятельности в правовое поле, поставщики такого рода услуг сформировали отдельный сегмент рынка труда. По итогам 2020 года его объем составлял 23,1 млрд рублей, по данным исследования Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ). В 2021 году аналитики зафиксировали его рост, который должен продолжиться и в 2022-м.

Хотя доля временных работников в банках, инвестиционных и страховых компаниях еще невысока (2%) по сравнению с отраслью IT&Telecom (28%), можно говорить о том, что аутстаффинг специалистов в области IT и ИБ в сфере финансов имеет высокий потенциал.

Чем этот формат занятости интересен для кредитно-финансовых организаций? Он позволяет решить проблему нехватки «рук», которая с ростом дефицита кадров становится все острее. «Аустаффинг — это эффективный способ добиваться быстрых результатов в условиях ограниченных внутренних ресурсов», — считает Станислав Тульчинский, директор по информационным технологиям банка «ЗЕНИТ».

Благодаря аутстаффингу можно получить необходимое количество квалифицированных IT-cпециалистов и специалистов по ИБ для решения локальных задач, когда нет потребности в наборе их в штат.

Иногда специфика проекта требует усиления команды специалистами того или иного узкого профиля, а добавление новых штатных единиц в IT-службу в планы не входит. В этом случае аутстаффинг — «удобный и быстрый способ расширения команды», по мнению Виктора Рындина, генерального директора Wemakefab.

По словам Инги Морозовой, руководителя партнерской сети Globus Community, организации привлекают аутстафф-разработчиков для того, чтобы протестировать какую-либо гипотезу и разработать MVP, реализовать ограниченный функционал. Эксперт отметила два преимущества такого формата сотрудничества. Во-первых, выбирая услуги по предоставлению труда работников, заказчики из банковской сферы получают исполнителей, а управление проектом, разработку архитектуры и прочие принципиальные моменты оставляют за собой. Во-вторых, модель аутстаффинга им выгодна. «Благодаря ей банки закрывают ряд рисков: им не надо оплачивать отпускные, больничные, социальные взносы, аутстафф-специалиста проще снимать с проекта без каких-либо компенсаций и т. д.», — заявила она.

Прошлое и настоящее

Новейшая история аутстаффинга началась в 2016 году со вступлением в силу Федерального закона № 116-ФЗ. Годом позже специалисты компании Work Solutions усиливали команды разработки цифровых продуктов Альфа-Банка. «С помощью наших инженеров банк выполнил необходимый объем работ, — вспоминает Артем Салютин, CBDO, Work Solutions (руководитель IT-кластера на базе Ассоциации развития Digital-Агентств (ARDA). — И когда нагрузка убавилась, безболезненно вывел специалистов с проекта». Учитывая, что спрос на услугу с тех пор заметно увеличился, можно сделать вывод, что это самый эффективный формат привлечения внешних IТ-исполнителей для банков», — заключил эксперт.

Компания Globus сменила курс на аутстафинг пять лет назад, хотя сначала предоставляла услуги аутсорсинга для финтех-компаний. «Если на начальном этапе нашего существования Globus “высаживал” в среднем 30 разработчиков в компанию заказчика, то сейчас их число превосходит 300 человек», — сообщила Инга Морозова. 

Положительный опыт предоставления труда IT-специалистов банкам есть и у студии мобильной разработки WINFOX. Как рассказал Рустам Мухамедьянов, ее руководитель, крупный игрок финансового рынка по модели аутстаффинга привлек разработчиков студии к созданию мобильного приложения. Это позволило ему максимально быстро протестировать гипотезу, понять, что она работает, после чего сделать инвестиции в разработку нового продукта и успешно вывести его на рынок.

Лучший пример, подтверждающий эффективность аутстаффинга для банка, — коронакризис, считает Виктор Рындин. «Все, кто захотел разрабатывать свои продукты и онлайн-сервисы быстро и эффективно, были вынуждены прибегнуть к аутстаффингу. И время показало, что это было действительно разумное решение. Компании сэкономили деньги на найме специалистов. Всей текучкой и менеджментом занимались партнеры, а когда задачи были закрыты, не нужно было никого увольнять».

Кстати, именно вызванное пандемией коронавируса требование перевести значительную часть сотрудников на удаленный формат работы способствовало росту рынка предоставления персонала (аутстаффинга) в первом полугодии 2021-го. Выполнить его в короткие сроки и без потерь для основного бизнеса можно было, только ускорив цифровизацию. А для этого необходимо было усилить внутренние IT-команды внешними сотрудниками высокой квалификации.

В этом году, после начала спецоперации на Украине, банки приостановили некоторые проекты и как следствие сократили использование аутстаффинга, отметил Рустам Мухамедьянов. «По нашим ощущениям, к осени этого года ситуация изменится и потребность у компаний в аутстаффинге появится», — констатировал он.

В компании Globus тоже почувствовали снижение объемов закупки таких услуг в марте-апреле. Однако в мае, по словам Инги Морозовой, они восстановились.

Чей труд особенно ценен?

В условиях тотальной нехватки IT-cпециалистов в целом и специалистов в узких областях в частности говорить о том, кого сегодня готовы взять в аренду банки, достаточно сложно. Тем более что каждый проект, в который внешние сотрудники вовлекаются, имеет свою специфику.

«В моей практике был забавный случай, когда при переводе подсистемы заказчика на новые технологические рельсы пришлось найти специалистов со знаниями “старых” языков программирования, в данный момент потерявших свою популярность, и опытом работы с ними», — рассказал Станислав Савченко, руководитель проектов ГК ОТР.

В числе специализаций, пользующихся спросом, — бэкенд- и фронтенд-разработчики на PHP, JavaScript, Laravel, Lumen, Yii2, Symfony, Vue.js, Node.js, Nuxt.js. Много запросов, отметила Инга Морозова, на Go-программистов, на Python-разработчиков, а также на разработчиков на платформе .NET. При этом, поскольку на аутстафф не привлекаются сотрудники уровня ниже миддл, такие разработчики быстрее вникают в суть проекта и начинают приносить пользу. 

Особенностями проекта определяется и срок аренды специалистов. Иногда с аутстаффинговым агентством заключается долгосрочный контракт, рассчитанный в среднем, по словам Инги Морозовой, на срок от восьми месяцев до двух лет. Бывает, что внешние IT-специалисты привлекаются на отдельных этапах проекта, как выразился Станислав Савченко, для «недельного усиления». На короткие сроки арендуют сотрудников компании, которые занимаются мобильной разработкой. К примеру, студия WINFOX, по словам Рустама Мухамедьянова, привлекает IT-специалистов по модели аутстаффинга на срок до трех месяцев.

Как правило, с агентством, предоставляющим таких сотрудников, заключается договор, соответствующий подходу Time&Material, который подразумевает оплату часов привлеченных в проект специалистов. Чаще всего они загружаются на 100%. «В аутстаффе принята постоплата по результатам месяца», — сообщил Виктор Рындин.

«Мы платим сотрудникам по факту прихода денег от заказчика. Чаще всего это ежемесячная оплата», — поделилась опытом компании Globus Инга Морозова.

Две стороны модели

У модели аутстаффинга много плюсов: это и быстрый доступ к талантам, и возможность кратковременно усилить отдельные направления работы, не расширяя штат, и снижение затрат на поиск, адаптацию и управление персоналом, и быстрая замена специалиста в случае его болезни или увольнения.

Но есть и несколько минусов, о которых нужно знать до принятия решения об использовании аутстаффинга. Так, по словам Станислава Тульчинского, при аренде персонала требуется дополнительное время, чтобы настроить команду «под себя». Виктор Рындин отметил, что использование аутстаффинга требует от IT-служб компаний высокой экспертности. Она необходима для контроля деятельности внешних сотрудников.

«В условиях, когда все проектные риски остаются на заказчике услуги, в его штате должны быть высококвалифицированные технический директор, архитектор, тимлид, которые будут нести ответственность за ход разработки и проверять работу подрядчиков», — поддержал его Артем Салютин. Он обратил внимание на то, что часто поставщик труда персонала не может гарантировать, что тот или иной разработчик продолжит у него работать, например, через месяц. Все поставщики стараются контролировать отток и в случае чего предлагать замены, однако это не всегда получается.

«Главный минус аутстаффинга, считает Рустам Мухамедьянов, заключается в том, что экспертиза остается вне команды. Квалифицированные специалисты уносят с собой знания и опыт, после того как отработали на проекте. В результате экспертность компании не возрастает, даже если она постоянно работает над новыми проектами и учится решать сложные задачи».

А по опыту ГК ОТР, надо быть готовым и к тому, что очень часто на долгосрочных контрактах команды так привыкают работать вместе и так срабатываются друг с другом, что аутстафферов воспринимают как сотрудников той же компании, констатировал Станислав Савченко. «Когда этап/проект подходит к завершению, очень нелегко расставаться с коллегами, с которыми так много сделали и преодолели», — признался он. Противоположный тренд отметила Инга Морозова: разработчики на аутстафф-проектах чаще устают и просят ротацию, потому что не чувствуют себя частью команды заказчика.

Выбирайте правильно

Выбор партнера, аккредитованного Рострудом, позволяет минимизировать финансовые риски. На что еще нужно обращать внимание при выборе поставщика услуг аутстаффинга? От потенциальных арендаторов IT-персонала требуется тщательное изучение рынка. Станислав Тульчинский рекомендовал обращать внимание на проекты, имеющиеся в портфеле аутстаффинговой компании, а Рустам Мухамедьянов — оценивать репутацию партнера, его известность и востребованность на рынке.

«Очень важно убедиться, что компания располагает своими штатными разработчиками, — убежден Артем Салютин. — На рынке аутстаффинга очень распространены посреднические цепочки, — пояснил он. — Компании могут перепродавать чужих специалистов под видом собственных». По словам эксперта, в этом случае поставщик-брокер сам управляет субподрядными организациями, снижая административную нагрузку на заказчика. Но так как каждый посредник включает в ставку разработчика свой интерес, наличие посреднических цепочек сказывается на конечной стоимости услуг. Крупным заказчикам, привыкшим работать с одним поставщиком, такая модель подходит, а остальным часто выгоднее заключать прямые контракты с двумя-тремя агентствами.

Поставщик аутстаффинговых услуг должен обеспечивать высокое качество сервиса (менеджмента, аккаунтинга, коммуникаций с клиентом) и быть нацеленным на решение бизнес-задач клиента, отметил Виктор Рындин. По его словам, желательно, чтобы бо́льшая часть аутстафферов состояла в штате агентства. Также эксперт рекомендует сотрудничать с компаниями, у которых много собственных проектов в нужном стеке. При этом важно, чтобы в агентстве было достаточно специалистов с необходимыми компетенциями. «Если вы покупаете PHP-разработчиков, у партнера должна быть целая команда специалистов с опытом в PHP. В случае болезни или увольнения человека быстро заменят, и вы не потеряете время», — пояснил он. 

«Обычно к нам обращаются за специалистами по машинному обучению, бизнес- и системными аналитиками, разработчиками, техническими архитекторами и IT-инженерами. Всего у нас более 14 основных IT-специальностей. Но, учитывая текущую ситуацию, сейчас особенно востребованы специалисты, осуществляющие бесшовную миграцию на импортозамещающие технологии», — отметил Станислав Савченко, руководитель проектов ГК ОТР.

Искать надежного аутстафф-партнера, обращать внимание на резюме предлагаемых им IT-специалистов, а также на хард- и софт-скиллы как самих разработчиков, так и сопровождающих их менеджеров посоветовала Инга Морозова.






Новости Новости Релизы