Банковское обозрение

Финансовая сфера


  • Новое положение о раскрытии информации
18.06.2020 Best-practice
Новое положение о раскрытии информации

Банк России разработал новое Положение «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Положение о раскрытии информации, Положение)1. Оно вступит в силу в октябре следующего года. Но уже сейчас нужно позаботиться о том, чтобы скорректировать работу с учетом требований нового Положения


Олег Ушаков
Адвокат, советник практики банковского и финансового права, рынков капитала АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Гиляна Хараева
Юрист практики банковского и финансового права, рынков капитала Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Ключевые изменения в правилах раскрытия информации

В новом Положении определены условия для перехода к раскрытию информации на консолидированной основе по группе эмитента. Так, по новым правилам, наиболее важная для принятия инвестиционных решений информация будет раскрываться в проспекте ценных бумаг, а также в отчете эмитента консолидированно по группе эмитента, при этом финансовые показатели будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности по МСФО.

Кроме того, Положением исключаются требования по раскрытию в указанных документах несущественной для инвесторов информации, а также устранено дублирование информации, раскрываемой в разных формах. 

Эти изменения сократят регуляторную нагрузку на эмитентов без снижения уровня информационной прозрачности инвестиционного процесса.

Информация, раскрываемая эмитентами, имеющими зарегистрированный проспект ценных бумаг

Отчеты эмитента 

Состав и структура информации в отчете эмитента (как и в проспекте ценных бумаг) приближены к международным стандартам. 

Кроме того, Положением предусмотрены изменение периодичности раскрытия отчета эмитента от ежеквартального к двухразовому (по итогам шести и двенадцати месяцев2), а также существенное сокращение раскрываемого в нем объема информации.

Сообщения о существенных фактах 

В новом Положении существенно сокращается перечень сообщений о существенных фактах по сравнению с предусмотренным в ранее действовавшем Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30 декабря 2014 года, № 454-П). 

Консолидированная финансовая отчетность и бухгалтерская отчетность 

Эмитенты, имеющие зарегистрированный проспект ценных бумаг (проспект эмиссии ценных бумаг, план приватизации, зарегистрированный в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг), обязаны раскрывать на постоянной основе консолидированную финансовую отчетность, а если эмитент вместе с другими организациями в соответствии с МСФО не создает группу, — финансовую отчетность эмитента. 

Кроме того, такие эмитенты3 обязаны раскрывать годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную за отчетный период, состоящий из трех, шести и девяти месяцев, вместе с аудиторским заключением (если в отношении нее проведен аудит или она подлежит обязательному аудиту).

Изменения в порядке раскрытия такими эмитентами бухгалтерской (финансовой) отчетности отражены в таблице.

Вид раскрываемой отчетности и порядок раскрытия

По действующим правилам

По новым правилам:

а) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента с аудиторским заключением включается в состав ежеквартального отчета эмитента за первый квартал; 

б) промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за три, шесть и девять месяцев текущего года (вместе с аудиторским заключением, если в отношении нее проведен аудит) включается в состав ежеквартальных отчетов эмитента за первый, второй и третий кварталы соответственно

а) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента с аудиторским заключением (если в отношении нее проведен аудит или она подлежит обязательному аудиту) раскрывается путем опубликования ее текста на странице в Интернете;

б) промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за три, шесть и девять месяцев отчетного года (вместе с аудиторским заключением, если в отношении нее проведен аудит) раскрывается путем опубликования ее текста на странице в Интернете.

Кроме того, эмитенты, которые не составляют и не раскрывают консолидированную финансовую отчетность (финансовую отчетность), включают в отчет эмитента за двенадцать месяцев годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность или приводят ссылку на страницу в Интернете, на которой опубликована указанная отчетность.

В свою очередь, эмитенты, которые составляют и раскрывают консолидированную финансовую отчетность (финансовую отчетность), включают в отчет эмитента за шесть месяцев промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную за отчетный период, состоящий из шести месяцев, или приводят ссылку на страницу в Интернете, на которой опубликована указанная отчетность

Обязательное раскрытие информации акционерными обществами

В новом Положении вводится обязанность ПАО по раскрытию: 1) внутренних документов, определяющих политику в области организации и осуществления внутреннего аудита4, 2) информации о регистраторе, осуществляющем ведение реестра владельцев ценных бумаг, а для ПАО, акции которого допущены к организованным торгам, также 3) информации о совершенных в отчетном году крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность.

В отличие от ранее действовавшего новое Положение не содержит требований к содержанию годового отчета, за исключением требований о включении в него отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления

В отличие от ранее действовавшего новое Положение не содержит требований к содержанию годового отчета, за исключением требований о включении в него отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению Банком России (как и раньше, требование применимо только к ПАО, чьи акции допущены к организованным торгам).

Кроме того, в Положении сохранилась обязанность по раскрытию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности следующими субъектами (вне зависимости от наличия у них зарегистрированного проспекта): 1) ПАО; 2) АО, осуществившими публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг; 3) непубличными АО с числом акционеров более 50.

Положением также сокращается периодичность раскрытия списков аффилированных лиц: по новым правилам список будет составляться за первое и второе полугодия отчетного года.


1. Положение от 27 марта 2020 года № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» разработано Банком России в развитие положений Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 514-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг». Положение вступит в силу с 1 октября 2021 года.
2. При этом эмитенты, не являющиеся публичными акционерными обществами, ценные бумаги которых не допущены к организованным торгам, вправе не раскрывать отчет эмитента за шесть месяцев (п. 11.3 Положения о раскрытии информации).
3. Требования по раскрытию консолидированной финансовой отчетности и финансовой отчетности эмитента не применяются 1) к специализированным обществам и ипотечным агентам, 2) к субъектам МСП, эмиссионные ценные бумаги которых не включены в котировальный список, 3) к эмитентам, в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций (план приватизации, зарегистрированный в качестве проспекта эмиссии акций), при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам. Кроме того, эмитенты — непубличные АО, ценные бумаги которых не допущены к организованным торгам, — вправе не раскрывать промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную за отчетный период, состоящий из трех, шести и девяти месяцев отчетного года.
4. В соответствии с Федеральным законом от 07.04.2020 № 115-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации» срок обязательного создания в ПАО системы внутреннего аудита продлен до 01.01.2021.




Присоединяйся к нам в телеграмм
Читайте также
Cубординированные облигации: особенности регулирования и применения FINLEGAL Cубординированные облигации: особенности регулирования и применения

В практике российских банков довольно большой популярностью в качестве источника собственных средств кредитной организации пользуются денежные средства, привлекаемые ими от размещения субординированных облигаций. Привлечение банком указанных средств может осуществляться в целях увеличения размера его капитала и поддержания его достаточности на необходимом уровне. Сосредоточим внимание на особенностях правового регулирования и применения субординированных облигаций, размещаемых в рамках ст. 25.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — «Закон о банках»), поскольку именно этого финансового инструмента в 2018 году коснулись изменения, корректирующие правовую природу данных облигаций, что позволило расширить возможности их размещения.


Сейчас на главной