Вход Регистрация
Подписка

Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (17–21 апреля 2017 года)

24.04.2017

Обзор регулирования финансовых рынков

Отраслевые ассоциации и объединения

- Ассоциация российских банков совместно с банками – членами АРБ предлагают доработать проект совместного приказа Федерального архивного агентства и ЦБ РФ «Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения».

Ранее сообщалось, что АРБ в марте попросила Банк России отозвать данный приказ из Минюста, поскольку предусмотренное приказом повышение сроков хранения документов приведет к существенному увеличению расходов кредитных организаций в части затрат на содержание архивного фонда. ЦБ РФ пошел навстречу банковскому сообществу и отозвал этот документ для его последующей доработки.
АРБ в целом поддерживает идею о необходимости четкого урегулирования на нормативном уровне вопроса о сроках хранения документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций. В то же время, Ассоциация обращает внимание на ряд моментов, нуждающихся в доработке.

- Ассоциация российских банков 19 апреля провела встречу банкиров с руководством Банка России и Главного управления ЦБ РФ по Центральному федеральному округу.

Президент АРБ Гарегин Тосунян отметил, что бизнес-модели многих банков отнюдь не совершенны, они медленно меняются. Есть примеры, когда они готовы изменяться, но необходим диалог со стороны регулятора, нужен «надзорный консалтинг». Важно не допустить ситуации, когда банки и их руководители загоняются в тупик и идут по пути нарушения законодательства. При этом, конечно, необходима жесткая борьба с криминалом, недобросовестным поведением банкиров, и ассоциация приветствует эту борьбу.

По мнению главы АРБ, если есть возможность не доводить до отзыва лицензии, а помочь банку, необходимо ее использовать. Сейчас привлекательность инвестиций в банковский сектор невысока, привлечь инвестора сложно, и необходимо работать над повышением привлекательности рынка и обеспечить мотивацию инвесторов. Пока же в какой-то степени помочь спасению банков может создание фонда консолидации банковского сектора. Необходим поиск решений данного вопроса, и рынок и Банк России должны обозначить и публично обсудить его.

Тосунян также отметил сегментацию банковского рынка. Есть различные группы банков, например, банки с госучастием, крупные частные банки, банки с иностранным капиталом, небольшие региональные банки, нишевые специализированные банки. У каждой из этих групп свои интересы и зачастую противоположные взгляды на тот или иной вопрос. Ассоциация обсудит вопрос сегментации и механизмы, как доводить до регулирующих органов интересы разных групп банков.

Заместитель руководителя ГУ ЦБ по ЦФО Татьяна Виноградова поддержала тезис о важности диалога, рассказала о динамике развития кредитных организаций ЦФО и обозначила важнейшие темы, на которые регулятор будет уделять основное внимание в своей работе.

Одна из важнейших тем — качество активов, которое выявляется при проверках. Банк России планирует расширить поводы для признания нереальной деятельности заемщика, что может привести к увеличению резервов. Также важной является оценка стоимости залога, и сейчас регулятор может проверять реальность залога. Кроме того, Банк России работает над вопросом расширения перечня критериев, по которым ссудную задолженность можно признать недействительной. Еще одна объемная зона работы регулятора — порядок оценки розничных займов. Банк России планирует применять экстраполяцию результатов выборочной проверки на весь портфель однородных ссуд.

Важной проблемой является достоверность финансовых результатов кредитных организаций, регулятор будет более тщательно изучать структуру доходов, бизнес-модель банка. Кроме того, продолжится работа над подтверждением достоверности активов банков за рубежом.

Заместитель руководителя Службы текущего банковского надзора Банка России Алексей Ветохин рассказал о создании службы, планах ее работы и взаимодействия с кредитными организациями.
Он пояснил, что Служба текущего банковского надзора и надзор за системно значимыми банками — это две части своеобразного фронт-офиса при взаимодействии с кредитными организациями, департамент банкового надзора будет выполнять функции миддл-офиса, а Служба анализа рисков — бэк-офиса.

Трансформация надзора подразумевает более тщательное изучение проверяющими бизнес-модели банка, оценку бизнес-планов и учет стратегического риска. Кураторы банков должны будут развить новые компетенции по оценке всех рисков, которые принимает на себя кредитная организация. Благодаря созданию службы будет обеспечен надзор на консолидированной основе, будут стандартизированы подходы к надзору вне зависимости от территориальной принадлежности.

Регулятору и банкам нужны новые стандарты информационного взаимодействия, развитие электронного документооборота. Для этого будет реализовано взаимодействие с надзорным органом через личный кабинет. Ветохин ожидает, что к концу года эта возможность будет закреплена в законе, и это повысит эффективность взаимодействия.

- Ассоциация российских банков 21 апреля провела XV ежегодную конференцию «Актуальные вопросы исполнения кредитными организациями требований российского законодательства по ПОД/ФТ».

Директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин отметил, что отзыв около 300 лицензий в последние годы приводит к снижению доверия к банкам, и необходимо наладить с клиентами доверительные отношения.

Чиханчин напомнил о запуске службой личного кабинета, в котором зарегистрировались порядка 30 тыс. финансовых организаций. В личном кабинете можно увидеть оценку организации со стороны государства по нескольким десяткам признаков, а также увидеть новые риски. В ближайшее время Росфинмониторинг готов запустить систему оперативных запросов и ответов. Это ускорит обмен важнейшей информацией.

Глава Росфинмониторинга также напомнил, что вскоре банкам будет доступна информация об отказах в открытии счетов клиентам других кредитных организаций. Он подчеркнул, что наличие того или иного клиента в этом списке не означает, что ему необходимо отказать, а должно служить лишь информацией для проявления внимания.

Служба также работает над построением модели финансового поведения террористов, что дает возможность выхода на тех, кто имеет отношение к террористической деятельности.

В ближайших планах — разработка нормативного акта, который поможет избежать повторной идентификации в рамках холдингов, а также проработка процесса замораживания средств тех, кто имеет отношение к распространению оружия массового уничтожения, исходя из списков ООН.

Заместитель председателя Банка России Дмитрий Скобелкин отметил, что целью регулятора является снижение нагрузки на банки без ущерба для безопасности.

Скобелкин сообщил, что в июне начнется передача сведений в кредитные организации о случаях отказа клиентам в открытии счетов. Также он сообщил о планах определенного реинжиниринга процессов, связанных с ПОД/ФТ, в Банке России. Кроме того, регулятор будет расширять предоставление информации о ПОД/ФТ, публиковать и обновлять информацию по вопросам, которые задают банки.

Начальник межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N9 Евгений Те призвал обращать повышенное внимание на размывание налоговой базы клиентов. Он отметил, что были внесены изменения в состав того, что считается налоговой тайной. В связи с этим во втором полугодии ФНС будет размещать ряд сведений, в том числе, о количестве сотрудников, доходах и расходах организаций, об уплаченных налогах и допущенных налоговых нарушениях организаций.

Те также напомнил, что в 2018 году будет запущен автоматический обмен данными с иностранными юрисдикциями, в том числе о счетах юридических и физических лиц.

- Ассоциация российских банков написала письмо в ЦБ по вопросам применения Инструкции Банка России от 17 июня 2014 года № 154-И «О порядке оценки системы оплаты труда в кредитной организации и порядке направления в кредитную организацию предписания об устранении нарушения в ее системе оплаты труда», в связи с тем, что некоторые ее правила вступают в противоречие с Трудовым кодексом РФ.

- Ассоциация российских банков написала письмо в Минфин по вопросам применения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», в связи со вступлением в силу изменений, внесенных в него Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ.

- Президент ассоциации «Россия», председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков предложил возобновить дискуссию в Госдуме относительно использования залога банковского счета. Об этом он рассказал в интервью ТАСС на III Ялтинском международном экономическом форуме.

На его взгляд, использование такого финансового инструмента физическими и юридическими лицами позволит активизировать кредитование в Крыму, а затем и по всей России.
Анатолий Аксаков отметил также, что в ближайшее время комитет Госдумы по финансовому рынку планирует организовать дискуссию о совершенствовании законодательства и нормативных документов Банка России, касающихся залоговых счетов.

- Ассоциация «Россия» опубликовала на своем сайте ответы Росфинмониторинга на вопросы, поступившие в рамках подготовки к «встрече в Бору».

Законопроекты и рекомендации

- Госдума приняла в третьем чтении законопроект о пропорциональном регулировании банковской системы.
Законопроект о пропорциональном регулировании предусматривает разделение кредитных организаций по двум типам лицензий – банки с капиталом до 1 млрд. рублей получат базовую лицензию, кредитные организации от 1 млрд. рублей и выше – универсальную лицензию.

Для банков с базовой лицензией будет сокращен объем отчетности и выполнение нормативов Банка России. На них не будут распространяться все новые базельские нормативы, которые будут вводиться с 1 января 2018 года, и дальнейшие базельские программы. При этом банки с базовой лицензией будут ограничены в работе за пределами страны, в операциях с ценными бумагами, в кредитовании нерезидентов.

Законопроект также предусматривает постепенный механизм внедрения пропорционального регулирования банковской системы. К 1 января 2019 года банки с капиталом до 1 млрд рублей должны будут завершить все процедуры и получить базовую лицензию.
- Госдума приняла в третьем чтении изменения в закон о Национальной платежной системе.

Законопроект, вносящий изменения в законы «О национальной платежной системе» и «О защите прав потребителей», направлен на совершенствование требований к организации и функционированию платежных систем.

Законопроект устанавливает постепенный переход бюджетополучателей на карты «Мир». Начиная с 1 июля 2017 года: пенсионеры смогут оформлять карты «Мир» до 1 июля 2020 года, остальные бюджетополучатели — до 1 июля 2018 года. Согласно законопроекту, пенсионерам должна оформляться как минимум одна карта без платы за выпуск и обслуживание.

Законопроект не требуется открывать карты «Мир» для получения выплат по налоговым вычетам (НДФЛ) и разовых выплат бюджетополучателям.

Для перевода на карты «Мир» создана вся необходимая инфраструктура. Участниками Национальной платежной системы являются 352 банка, 98 % банкоматов, и 78% платежных терминалов принимают карту «Мир».

В ходе эксплуатации по желанию владельцев карты «Мир» к ней могут подключаться разные социальные, жилищно-коммунальные программы, в недалеком будущем она сможет стать социальной картой россиянина. В законопроекте заложено распространение географии использования карты за пределами России, то есть в перспективе она станет международной.

Законопроект содержит нормы, стимулирующие дальнейшее расширение сети приема карт «Мир». Торгово-сервисные предприятия с оборотом от 40 до 120 млн рублей должны будут с 1 октября 2017 года иметь соответствующие технические средства для приема карт.

В законопроекте закреплено также, что минимальная доля Банка России в уставном капитале НСПК составляет 50% + 1 акция. Максимальная концентрация долей других участников не может превышать 5% — этим достигается невозможность влияния крупных собственников на НСПК.

- Госдума приняла в третьем чтении законопроект о внесении в законодательство изменений, предусматривающих создание дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций. Законопроект предусматривает создание фонда консолидации банковского сектора, формируемого за счет средств Банка России, и компании, которая будет управлять инвестициями в капиталы санируемых кредитных организаций с целью их оздоровления. 

Законопроект вводит новый механизм санирования, который предусматривает прямое участие регулятора в капитале санируемых банков через управляющую компанию. Это позволит сократить расходы на санацию кредитных организаций, повысит эффективность контроля за такими расходами, значительно сократит срок санации и создаст равные конкурентные условия для санируемых и обычных банков.

Новый механизм санирования позволит снизить риск, связанный с приобретением санируемых банков слабыми инвесторами, с намерениями перевести в них токсичные активы для улучшения собственного финансового положения, что часто влечет за собой дополнительные затраты на санацию из бюджета государства.

Законопроект также запрещает возможность выплаты золотых парашютов руководителям банков, попавших под санацию.

В фонд консолидации банковского сектора могут быть также переданы работающие банки «уставших собственников».  По завершению санации таких банков предполагается продажа их новому владельцу на открытом аукционе, проводимом Банком России.

Кредитные организации, которые уже находятся на оздоровлении при участии АСВ, будут продолжать планы финансового оздоровления до полного завершения принятых обязательств.

Госдумой принят в первом чтении проект Федерального закона 104260-7 «О внесении изменений в ФЗ «О бухгалтерском учете».
Законопроект дополняет перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета новым видом документа — нормативным актом Центрального Банка РФ и уточняет определение нормативного акта Центрального банка в этой части.

Нормативные акты ЦБ устанавливают планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, порядок их применения, а также порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета кредитными и некредитными финансовыми организациями.

- Банк России разработал проект Указания «О внесении изменений в приложение 1 к Указанию Банка России от 3 декабря 2012 года № 2919-У «Об оценке качества управления кредитной организации, осуществляющей функции центрального контрагента».

В отношении банков – резидентов и ценных бумаг, выпущенных юридическими лицами – резидентами, Проект устанавливает требование об использовании кредитного рейтинга, присвоенного одним из кредитных рейтинговых агентств на уровне не ниже установленного Советом директоров Банка России, информация о котором размещена на официальном сайте Банка России.

Что касается банков – нерезидентов и ценных бумаг, выпущенных юридическими лицами – нерезидентами, то для них сохраняется возможность использования кредитного рейтинга, присвоенного одним из международных рейтинговых агентств. Проект вводит ограничение на размещение клирингового обеспечения, временно свободных денежных средств и выделенного капитала центрального контрагента, в том числе в ценные бумаги, включенные в котировальный список первого (высшего) уровня хотя бы одной из российских бирж.

Документ отменяет использование кредитных рейтингов в отношении ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России.

Проект также устанавливает возможность открытия счетов в банках – резидентах, уполномоченных иностранными национальными банками или иностранными регуляторами финансовых рынков осуществлять деятельность в целях выполнения заключенных меморандумов о взаимопонимании и (или) иных соглашений между Банком России и иностранным национальным банком или иностранным регулятором финансовых рынков.

- Банк России подготовил проект указания Банка России «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями при использовании ими личного кабинета».

Проект указания определяет порядок прохождения в Банке России электронных документов и их направления кредитной организации посредством личного кабинета по аналогии с подходами по взаимодействию Банка России с некредитными финансовыми организациями, установленными Указанием Банка России от 21 декабря 2015 года № 3906-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета» за исключением норм не относящихся к деятельности кредитных организаций.

- Банк России разработал проекты нормативных актов Банков России: проект Указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 18 февраля 2014 года № 415-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации и юридических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации»; проект Указания Банка России «О внесении изменения в пункт 6.3 Положения Банка России от 18 февраля 2014 года № 416-П «О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц – учредителей (участников) кредитной организации и физических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации».

Проектом указания Банка России о внесении изменений в Положение Банка России № 415-П предусматривается, что при наличии у иностранного юридического лица кредитного рейтинга по международной рейтинговой шкале, присвоенного иностранным кредитным рейтинговым агентством, не ниже определенного уровня, или у российского юридического лица — кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, не ниже уровня, установленного решением Совета директоров Банка России, присвоенного хотя бы одним из кредитных рейтинговых агентств, определенных таким решением Совета директоров Банка России из числа внесенных Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств в соответствии с Федеральным законом № 222-ФЗ, такое юридическое лицо вправе представлять в Банк России сокращенный перечень документов для оценки финансового положения, определенный Положением Банка России № 415-П.

Проектом указания Банка России о внесении изменения в Положение Банка России № 416-П устанавливается требование к наличию у подтверждающего платежеспособность иностранного физического лица иностранного банка кредитного рейтинга по международной рейтинговой шкале, присвоенного иностранным кредитным рейтинговым агентством, не ниже определенного уровня, а в случае если платежеспособность такого лица подтверждается кредитной организацией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации, — кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, не ниже уровня, установленного решением Совета директоров Банка России, присвоенного хотя бы одним из кредитных рейтинговых агентств, определенных таким решением Совета директоров Банка России из числа внесенных Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств в соответствии с Федеральным законом № 222-ФЗ.

Планируемая дата вступления в силу проектов Указаний — 14 июля 2017 года.

- Банк России разработал проект указания «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 5 декабря 2013 года № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации.

Проект предусматривает: уточнение состава надзорной информации, связанной с выявлением признаков нарушений федеральных законов, при выявлении которых к кредитной организации могут быть применены меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; возможность взаимодействия Банка России с кредитными организациями в электронном виде в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России (согласованно с изменениями в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», направленными на организацию взаимодействия с объектами проверок в электронном виде через «личные кабинеты»); уточнение срока представления руководителем кредитной организации (ее филиалом) информационного сообщения об ознакомлении с актом проверки (не позднее одного рабочего дня с даты ознакомления с актом проверки).

- Банк России разработал проект указания «О внесении изменений в Указание Банка России от 30 ноября 2014 года № 3463-У «Об особенностях организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) аудиторскими организациями по поручению Совета директоров Банка России».

Проект предусматривает внедрение единого полугодового горизонта планирования проверок кредитных организаций (их филиалов).

- Вышел «Вестник Банка России» № 39 .



24.04.2017
Эта статья была разослана 1406 on-line подписчикам bosfera.ru
Материалы альянса финансовых медиа:
Разговоры финансистов

АДРЕСА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Перейти в Раздел
Вверх