Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Определяем признаки неустойчивости банка
01.01.2009

Определяем признаки неустойчивости банка

По каким признакам можно предугадать, что банк, в котором обслуживается компания, может неожиданно прекратить проводить или серьезно задерживать платежи между контрагентами? Вдруг запретит снимать деньги с депозитов компаний? В какой момент нужно принимать решение о выводе из банка средств? Клиенты банков запутались в догадках и сомнениях, зато эксперты «БО» предлагают свой алгоритм проверки банка.


Есть ли господдержка?

«Сейчас, в условиях кризиса, у всех вкладчиков и инвесторов, будь то крупная фирма или мелкий предприниматель, возникает огромное количество вопросов в отношении банков и их надежности, — озвучивает размышления общества Алекс Корогодски, партнер департамента консалтинга аудиторской компании «Делойт энд Туш». — Есть ли у меня основания беспокоиться о переводах денежных средств и поступлениях на мой счет? Какую информацию я вправе требовать у своего банка, чтобы убедиться в его надежности; как мне поступать в случае задержки платежа на один–три дня, более длительный срок? Продолжать список можно очень долго. Но в итоге мы получаем «сухой остаток» — что нам надо знать о своем банке? В первую очередь, перед тем, как анализировать финансовую информацию, я бы посоветовал оценить отношение к банку государства».

Эксперты в один голос утверждают: если ваш банк оказался в числе тех, по отношению к которым государство предпринимает меры в рамках планов по санации банковской системы, если организована сделка по слиянию или присоединению, то у клиента не должно быть сомнений в том, что с этим банком, скорее всего, все будет в порядке, и забирать из него деньги не стоит. Временные трудности могут быть, но практика показала, что по тем банкам, которые были куплены в последнее время, все неплатежи и задержки были ликвидированы в течение недели.

Сами виноваты?

Возникновение проблем с обслуживающим банком не всегда вина самого банка. По-хорошему, предприятие должно было быть заранее более готовым и информированным о положении своего «родного» банка. Но на практике большинство организаций анализируют ситуацию и принимают «взвешенное» решение пост-фактум. «В идеальном варианте на предприятии должна существовать служба риск-менеджмента, в компетенцию которой входила бы, в том числе, оценка рисков взаимодействия с банками. — Говорит Елена Розанова, руководитель практики риск-менеджмента группы компаний Energy Consulting. — К сожалению, оценка кредитоспособности банка — это работа, требующая большого объема информации, специальных знаний для ее анализа и времени на то, чтобы делать это постоянно, а риск-менеджеры присутствуют лишь на крупных предприятиях».

Порой несвоевременное проведение платежей или отказ банка от ранее согласованного предоставления средств в рамках открытой кредитной линии может свидетельствовать не о трудностях банка, а о проблемах самого клиента.

Эксперты советуют предприятию прежде всего определить, не является ли оно само виновником сложной ситуации. Причин справедливого отказа может быть множество. Например, перекредитованность или убытки, или несвоевременное предоставление финансовой отчетности, или наличие акционерного конфликта с неблагоприятными правовыми последствиями, которые могут отразиться на финансовом состоянии компании. Вторым важным моментом, который следует принимать во внимание при оценке риска сотрудничества с банком, при его отказе от кредитования, являются общеэкономические условия.

В Energy Consulting считают, что сокращение сумм и сроков кредитов, повышение процентных ставок, пересмотр оценок риска, связанного с кредитованием, — все это является нормальной реакцией любого банка на кризисные явления в финансовом секторе. И именно такая реакция помогает кредитной организации проводить в срок платежи и в конечном счете выживать.

В период, когда временные трудности испытывают даже стабильные банки, паниковать из-за задержки платежа на один-два дня неразумно.

Насколько опасны задержки платежей?

Если отменившиеся кредиты ставят крест на планах по развитию предприятий, то длительная задержка банком платежей между контрагентами может стать угрозой для репутации и дальнейшего существования компании.

«Тревожным сигналом должны стать задержки даже в один-два дня, особенно если ранее средства списывались и перечислялись на счет день в день, — предостерегает Тамара Касьянова, генеральный директор компании «2К Аудит — Деловые консультации». — Должны насторожить задержки с зачислением выручки на счета. А неперечисление платежей контрагентам и даже на счета налоговых органов в федеральный бюджет уже является серьезным основанием для приостановки обслуживания в данном банке».

Другие эксперты предлагают не делать скорых выводов. Вопрос прогнозирования устойчивости банка в нынешнее непростое время, когда трудности есть практически у всех и даже у довольно крупных серьезных банков, очень сложен. «В период, когда временные трудности испытывают и относительно стабильные в финансовом отношении банки, паниковать из-за задержки платежа на один-два дня не совсем разумно, — говорит Лидия Горшкова, адвокат, руководитель банковской практики юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». — Хотя, справедливости ради, отмечу, что такая ситуация вызывает чувство глубокой настороженности».

Полезно поинтересоваться, не применялись ли к банку такие меры, как ограничение операций или ввод внешнего управления.

Оформляя перевод или платеж в том или ином банке, эксперты советуют смотреть, насколько обширна сеть его банков-корреспондентов, кто они, какая у них репутация. Системы межбанковских расчетов в разных странах различны. Нужно понимать, что системы переводов в рублях и иностранной валюте кардинально отличаются друг от друга. В России для расчетов в рублях, как правило, используется единая система расчетов Банка России или же система корреспондентских отношений самого банка, и как правило, перевод денежных средств осуществляется в течение одного-двух дней со дня регистрации платежного поручения в обслуживающем банке.

Если ваш перевод списан с вашего счета, а получателю не поступил — нет необходимости незамедлительно поднимать панику, следует запросить у банка объяснение причин, в крайнем случае — выписку его корреспондентского счета с указанием списанной суммы. Если же перевод осуществляется в иной валюте, то проверьте, насколько плохо или хорошо чувствует себя иностранный банк, в адрес которого был направлен клиентский перевод средств, и через какие промежуточные корреспондентские банки он мог пройти.

Если же организация видит, что наряду с задержками в перечислении платежей банк увеличивает проценты по кредитам, существенно сокращает объемы кредитования, закрывает офисы, сокращает персонал и предлагает досрочно погасить кредит, — пришла пора задуматься о том, чтобы расторгнуть договор банковского счета, снять остаток и оформить взаимоотношения с другим банком.

Чем поможет Центробанк?

Самвел Караханян, президент коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и партнеры» советует искать информацию о кредитных организациях в официальных источниках. Официальный источник — Банк России, на сайте www.cbr.ru существует раздел «кредитные организации», где можно почерпнуть много полезного: регистрационный номер, адрес, телефон, размер уставного капитала, число филиалов, представительств и дополнительных офисов; используемые системы расчетов, список кредитных организаций, у которых отозвана лицензия. Помимо этого здесь содержится информация, отражающая финансовые показатели. Это данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета и отчет по прибылям и убыткам.

Руководству банков бывает просто нечего сказать своим клиентам, порядочность не позволяет ему уверять клиентов, что все хорошо.

Безусловно, информация, содержащаяся в бухгалтерских формах, будет понятна, скорее, специалистам. Однако формы содержат и такие сведения, которые понятны не специалистам. Речь идет о показателях доходов и расходов, которые, в свою очередь, складываются из нескольких составляющих. Так, доходы могут быть от вложений в долговые обязательства, от векселей, от открытия и ведения банковских счетов, от операций с ценными бумагами. Расходы могут быть по полученным кредитам, по депозитам, по долговым обязательствам.

От группировки показателей, содержащихся в бухгалтерских формах, можно определить финансовый результат. Например, данные о том, убыточной оказалась деятельность банка или прибыльной и насколько, также можно определить по разделу 3 Отчета о прибылях и убытках (форма № 102), не производя никаких расчетов. Кроме того, на сайте ЦБР размещена отчетность кредитных организаций за предыдущие годы, что дает возможность проследить динамику роста или, наоборот, снижения активов. Помимо прочего, ЦБР размещает ежеквартальные отчеты кредитных организаций по ценным бумагам, в которых содержится подробная информация о банке, например: динамика объема предоставленных кредитов; размер просроченной задолженности, в том числе по платежам в бюджет; данные о динамике рентабельности и др.

«К сожалению, указанная информация содержится в отношении не всех банков, — продолжает Самвел Караханян («Барщевский и партнеры»). — На сайте ЦБР указан общий список кредитных организаций, давших согласие на раскрытие информации финансового характера. Отсутствие банка в этом списке — потенциальная возможность усомниться в надежности его финансовых показателей».

Важно прояснить, не слишком ли часто банк меняет стратегию своего развития. Как правило, она должна приниматься на период три–пять лет.

Полезно будет поинтересоваться и такими фактами: не применялись ли к банку со стороны ЦБ РФ такие меры воздействия, как ограничение операций или ввод внешнего управления. Эту информацию можно попытаться узнать и в самом банке, скрывать ее для банка нет никакого смысла. «Стоит упомянуть, что выводы о действиях внешнего управляющего могут быть неоднозначными, — говорит Лидия Горшкова («Пепеляев, Гольцблат и партнеры»). — С одной стороны, внешнее управление далеко не всегда заканчивается хорошо, и в данном случае считать его спасением или оздоровлением не всегда разумно. Но с другой стороны, многие банки, куда вводили внешнее управление или ограничивали какие-то операции, в дальнейшем успешно восстанавливали свою деятельность.

Альтернативные источники: нет уверенности, но есть картина

ЭКСПЕРТИЗА.БО

Шесть показателей «выживаемости» банка

Свой вариант анализа «выживаемости» банка, который может произвести любой руководитель или бухгалтер компании, предложили эксперты «Делойт энд Туш».

Опыт прошлых кризисов. Эксперты советуют смотреть архивы прошлых кризисов, чтобы понять, какие банки существовали до кризисов и существуют до сих пор.

Структура клиентов. Информацию о том, насколько сильно диверсифицирована структура клиентов банка, можно почерпнуть на сайте самого банка.

Структура банковского портфеля. Используя публикуемые каждым банком ежеквартальные отчеты, можно определить, как соотносятся по срокам активы и пассивы банка, какую долю составляют размеры забалансовых обязательств, таких как опционы, форварды, фьючерсы, насколько велика графа «прочее» в активах.

Стратегия. Важно прояснить, насколько четко и последовательно банк следует выбранной и анонсированной стратегии развития, не слишком ли часто она меняется. Как правило, стратегия развития разрабатывается на период от трех до пяти лет.

Филиальная сеть. Одним из важных показателей является наличие филиальной сети. Узнайте, насколько велика у банка сеть его филиалов и отделений и где они находятся? Наличие сети структурных подразделений означает диверсификацию банковского бизнеса и, как следствие, обычно способствует повышению устойчивости финансового института. Немаловажную роль играет также и география регионального присутствия банка: наличие у банка подразделений в различных регионах, в том числе и в крупных промышленных центрах, также увеличивает шансы банка выстоять перед лицом неблагоприятных обстоятельств.

Информацию о банке можно получить из разных источников, однако могут возникнуть сомнения в их достоверности. Например, по мнению специалистов коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры», неофициальный рейтинг банков зачастую не отражает реального положения дел в сфере кредитной политики. Как оказывается на практике, рейтинговые агентства основываются на публикуемой отчетности или аналитических данных, но никак не на оперативной, ежедневно меняющейся информации. Сама по себе публикуемая отчетность банка также не является оперативной, к тому же известны случаи, когда при отзыве лицензии банка всплывает формулировка «за предоставление недостоверной отчетности». Получается, что даже Банк России не всегда владеет полноценной и достоверной информацией о положении дел в банках.

Существуют неофициальные источники, из которых можно почерпнуть необходимую информацию. Помимо периодических массовых изданий есть сайты, ориентированные на банковское сообщество, например, на сайте http://www.banks-rate.ru/, по утверждению его создателей, можно получить аналитические отчеты о деятельности кредитных организаций.

Еще один источник, на который можно попытаться положиться, — это инсайдерская информация самого банка. Но этот источник также не гарантирован: дать информацию должен либо руководитель самого высшего уровня, который вряд ли будет распространять такую информацию, особенно негативную, а менеджер среднего звена не владеет полными данными.

Бывают ситуации, когда внутренняя информация банка оказывается недостоверной или ошибочной. Лидия Горшкова («Пепеляев, Гольцблат и партнеры») приводит в качестве примера случай, когда клиент, состоявший в теплых дружеских отношениях с руководством одного из банков, регулярно консультировался с ним, и был уверен, что в банке все в порядке. Но как показала практика, ошибаться насчет своего положения может и само руководство банка. В этой ситуации руководители банка до последнего верили, что смогут справиться с временными трудностями, но средства, на которые они рассчитывали, так и не пришли. Они просто переоценили свои возможности, и системный кризис не позволил им выполнить все свои обязательства. Приходится констатировать, что с подтверждением реального положения дел в банке все очень и очень сложно. Можно порекомендовать одно — оценивать информацию комплексно и всесторонне.

Информационная открытость

В кризисной ситуации очень важным становится понятие «лояльность клиента». Зависит оно очень часто от того, насколько банк открыт и честен перед своими клиентами и контрагентами и насколько клиенты верят банку. Отзывы клиентов можно легко найти на специализированных тематических банковских сайтах.

Организации очень важно оценить, в каком объеме, с какой степенью детализации банк готов предоставить ей информацию о текущей ситуации. Честность и открытость в предоставлении любых, даже негативных сведений говорит о том, что банк адекватно оценивает ситуацию и готов приложить все усилия к предотвращению потенциально возможных проблем. «В любой ситуации банк должен своевременно информировать клиента о любых проблемах, в том числе и проблемах с проведением платежей, — в этом уверена Тамара Касьянова («2К Аудит»). — Это не приводит к панике, к оттоку средств с депозитов, и может более или менее нормализовать ситуацию с платежами».

При грамотно выстроенной коммуникации с клиентами банк всегда объясняет причину отказа в кредитовании или изменении его параметров, при этом не допуская нарушений с юридической точки зрения. Между тем недомолвки, с которыми очень часто сталкиваются клиенты банков в сложные моменты, вполне объяснимы. «Сказать клиентам во многих случаях бывает просто нечего, а порядочность не позволяет руководству банка уверять клиентов, что все хорошо, — справедливо отмечает Лидия Горшкова («Пепеляев, Гольцблат и партнеры»). — С моей точки зрения, было бы разумно наладить частичное информирование клиентов, например, объявить, что «хотя банк и не обязан делиться оперативной информацией, но с целью поддержания отношений с клиентами банк принимает решение о раскрытии информации о положении дел в банке».

Как это возможно сделать? Для примера, можно назначить несколько ответственных лиц в центральном офисе банка, которые бы по предварительной договоренности в определенные дни предоставляли желающим какие-то документы. Не нужно 24 часа в сутки информировать всех и каждого о том, какие у банка проблемы, но открытие хотя бы частичного доступа к информации — это нормальная клиентская работа, которая может снизить панические настроения и сохранить наиболее важных клиентов.

Помимо обычного знакомства с информацией многим крупным организациям хотелось бы иметь возможность приехать в банк с нанятыми аудиторами, чтобы ознакомиться с оперативной отчетностью. Если банк заинтересован в этом клиенте и может обосновать свои проблемы или показать, что у него все порядке, — это отличный цивилизованный метод поведения в сложный период, уверены эксперты «БО».






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ