Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Оптовая клиентура
01.07.2004

Оптовая клиентура

Зарплатные сервисы банков вступают в новую стадию развития. Времена, когда жалованье, перечисленное на карточку сотрудника, моментально обналичивалось в ближайшем банкомате, уходят в прошлое. Люди, которым когда-то поневоле пришлось завязать отношения с банком, теперь хотят стать полноценными клиентами: размещать свои средства на хороших условиях, пользоваться интернет-банкингом и другими достижениями банковской розницы. И банки начинают идти им навстречу. Преимущества и недостатки карточных зарплатных схем «Банковскому обозрению» комментирует вице-президент, партнер компании «ФБК» Сергей Ломизе.


— Когда ваша компания решила перейти на выплату зарплаты по карточкам и почему вы решили это сделать?

— Мы перешли на систему выплаты зарплаты по пластиковым картам около двух лет назад. Основной причиной перехода на выплату зарплаты сотрудникам по карточкам для нашей компании стали проблемы, возникающие при перевозке крупных сумм денег. Во-первых, всегда существует риск кражи, и мы вынуждены были тратить деньги на усиленную охрану при перевозке наличности и ее хранении в офисе. Притом актуален вопрос возможной утери, скажем так, зарплаты не только при перевозке денег к нам в офис, но и потом, когда сотрудники, получившие деньги, шли в пункты обмена валюты и выходили оттуда с пустыми карманами.

Во-вторых, всегда существует риск ошибок при пересчете наличности. Сами понимаете, разбирательства в таких случаях бывают крайне неприятны. В-третьих, резко снижается пиковая нагрузка на кассиров. В нашем штате числится около 450 человек. Представьте себе, чего стоит одному человеку в течение двух дней выдать зарплату четырем с половиной сотням сотрудников, и сами сотрудники избавляются от необходимости стоять в очередях за зарплатой. Все это, конечно, удобно для нашей бухгалтерии, у которой снимается проблема больших наличных переводов.

— Какие еще преимущества получают компания и ее сотрудники при переходе на карточную систему оплаты?

— Главное преимущество этой системы состоит в том, что она, как это ни странно, дешевле, чем вариант получения наличности в банке. Выгода может достигать 0,5% от фонда оплаты труда, что для большого предприятия составляет существенную сумму. Такую выгоду компания получает за счет того, что значительно уменьшаются расходы на обналичивание зарплаты для сотрудников. Сейчас это обходится в среднем как раз в 0,5% от суммы. Банковское обслуживание карточек может стоить для компаний и 0,2%. Более того, часть банков сейчас предлагает этот вид услуги бесплатно. Такой либерализм банков связан с тем, что им выгодно получить «карточных» клиентов — ведь тогда часть средств (и довольно значительная) остается на счетах банка, поскольку сейчас, как правило, никто после получения зарплаты на карточку не бежит сразу в банкомат, чтобы ее обналичить. Неснимаемый остаток, который банк, по сути, получает в собственное распоряжение, только при обслуживании одной компании может составлять от нескольких десятков до сотен тысяч долларов.

Среди преимуществ, конечно, следует отметить и саму возможность получения бесплатной банковской карты для сотрудника. А еще банки предлагают сделать карточки для сотрудников с овердрафтом, что дает возможность «занять» денег у банка до зарплаты.

— Тогда каковы недостатки «пластиковой» схемы?

— Они, в частности, связаны с тем, что без карточки сотрудник деньги не получит. Карточки имеют свойство теряться, их крадут, они размагничиваются. В конце концов, у них заканчивается срок действия.

Во всех этих случаях необходимо инициировать блокировку карты, выпуск новой и тому подобные действия. Конечно, можно все эти проблемы возложить на самого сотрудника, но зачастую компания берет на себя решение этих вопросов, с тем чтобы повысить лояльность своих сотрудников. Фактически это означает, что кто-то в компании должен всем этим заниматься. А если штат у компании тысяча человек и больше, то можно себе представить объем его работы. С другой стороны, этим может заниматься освободившийся от большой нагрузки кассир.

Есть еще один момент, но он уже связан с тем, что сотрудники в такой схеме сами становятся клиентами банка со всеми вытекающими последствиями. Их, как индивидуальных клиентов, может не устраивать сервис данного банка. Они хотят получить дополнительные преимущества от использования карточек. И если таких преимуществ в данном банке нет, то появляется недовольство тем, что банк им фактически «навязали». При этом люди совершенно забывают о том, что если раньше они просто получали деньги в кассе, то теперь это можно сделать в банкомате, и в этом плане для них ничего не изменилось. Любые другие услуги банка — это бесплатная «опция». Хочешь — пользуйся, хочешь — нет.

Если сервис устраивает большинство сотрудников, то удовлетворенность сотрудников становится дополнительным преимуществом для компании, причем совершенно бесплатным. Поэтому при выборе банка для реализации схемы «карточной зарплаты» необходимо учитывать не только сервисные удобства, предлагаемые банком для компании, но и качество обслуживания физических лиц, возможность получения дополнительных выгод для сотрудников.

Для самой компании порой возникают сложности, когда происходят накладки в самом банке, например банк «теряет» информацию о том, что держатель карточки — сотрудник корпоративного клиента. В этом случае банк начинает брать деньги с карты на те услуги, которые должны быть бесплатны или оплачиваться фирмой-клиентом. Конечно, потом все восстанавливается, но от этого не легче — потрачены нервы и время.

— Меняли ли вы банк, который занимается обслуживанием карточек по этой системе?

— Все это время пользовались услугами одного банка. Что касается обслуживания компании, то тут нас почти все устраивает, в том числе и реализация карточной схемы. Но если говорить об обслуживании наших сотрудников как частных лиц, то здесь наряду с плюсами есть и недостатки. Если говорить о балансе корпоративных и частных интересов, то, наверно, идеального банка не существует.

Довольно часто банк, предлагая замечательные условия для фирмы, забывает, что у него сразу появляется еще несколько сотен клиентов — работников этой фирмы. И если о них не заботиться должным образом, то можно лишиться корпоративного клиента. Поэтому проблема может быть в отсутствии стандартных сервисов для частных клиентов, таких, как интернет-банкинг, возможности удобно открывать счета и делать переводы, привлекательные условия размещения средств и т.п.

— Это общая проблема российских банков или есть банки, которые предлагают более продвинутый в этом смысле сервис?

— Сейчас появляется все больше банков, которые в своей деятельности уделяют большое внимание операциям по вкладам физических лиц. Поэтому убогий сервис уже не является общей проблемой российских банков. Можно также отметить, что из-за возросшей конкуренции все меняется в лучшую сторону — банки просто обязаны думать об обслуживании частных лиц, если не хотят потерять крупного корпоративного клиента. Надеюсь, что большинство банков скоро будут предлагать полноценный сервис для частных клиентов.

— На что еще следует обращать внимание при выборе банка для работы по «пластиковой» схеме?

— В качестве дополнительной услуги можно потребовать установку банкомата в офисе. На самом деле сейчас в некоторых компаниях есть такие банкоматы «для внутреннего пользования». Как правило, это не особенно афишируют, хотя отдельные банки настаивают, чтобы такие банкоматы устанавливались «с внешней стороны», то есть в таком месте, где доступ к нему будут иметь не только сотрудники фирмы. Банкомат, естественно, является собственностью банка, а фирма, где он устанавливается, несет определенные обязательства по сохранности этого имущества. Все расходы по обслуживанию банкомата лежат на самом банке. Фирма-клиент обеспечивает техническую возможность подключения этого банкомата к внутренней сети банка. Банк также сам следит за тем, чтобы в банкомате всегда были требуемые средства, занимается доставкой денег и соответственно несет все риски, связанные с этим.

Если все-таки компания в силу каких-либо причин не устанавливает банкомат у себя в офисе, то выбор банка, у которого она будет обслуживаться, обусловливается прежде всего тем, чтобы банкомат «родного» банка находился поблизости. Нужно обратить внимание, насколько вообще развита сеть банкоматов у этого банка. В частности, из-за зарплатных карточных проектов банки в последние годы не только активно наращивают собственную сеть банкоматов, но и заключают между собой соглашения о сотрудничестве в этой области. Для клиентов это означает отсутствие комиссионных при снятии наличных в банкомате «дружественного» банка.

В качестве ключевых моментов при выборе банке также стоит обращать внимание на качество интернет-банкинга, возможность управлять своими сбережениями, депозитные ставки, возможность для сотрудника получить кредит в банке, возможность круглосуточных консультаций, количество и расположение отделений банка.

— Насколько популярна сейчас выплата зарплаты по пластиковым картам среди российских компаний?

— Если говорить о крупных городах, прежде всего о наших двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге, в которых достаточно развита банковская сеть и сеть торговых точек, принимающих карточки, то здесь на эту услугу есть большой спрос. Для компании, штат которой перерастает порог, допустим, в сотню сотрудников, существуют все основания для перехода на выплату зарплаты по карточкам. Стоит также упомянуть, что бизнес постепенно становится более цивилизованным, и количество фирм с «серыми» зарплатными схемами уменьшается, что создает дополнительные предпосылки для перехода на этот вариант выплаты заработной платы.

— Насколько активно сами банки развивают эту услугу?

— Банкам «пластиковое» обслуживание компаний, в силу вышеозначенных причин, очень выгодно. Поэтому сейчас банковский «пластиковый» бизнес переживает бум. Мне, например, очень часто поступают различные предложения от банков по перечислению зарплат на карточки.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ