Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • От «желтенькой» до «червонца»
05.05.2023 FinStyleАналитика

От «желтенькой» до «червонца»

Люди начали давать прозвища деньгам с тех пор, как первые монеты попали к ним в руки


Монету с фигурой всадника с саблей нарекли «сабельница», ее же называли «московкой» — чеканили в Москве. Интересные прозвища были и у бумажных денег. Помните, у Н.С. Лескова в «Очарованном страннике» герой встречает в трактире молодую красавицу-цыганку? В руках она «держит большой поднос, на котором по краям стоят много стаканов с шампанским вином, а посредине куча денег страшная. Только одного серебра нет, а то и золотом, и ассигнации, и синие синицы, и серые утицы, и красные косачи, — только одних белых лебедей нет». Вместе с металлическими «пятнашками», «полушками» и «двугривенниками» в карманах и кошельках появлялись бумажные «портянки», «лебеди», «синицы» и «петеньки».

Интересные факты о происхождении различных народных названий российских бумажных денег поведали в музее Банка России и в отделе музейной работы ГУ Банка России по ЦФО.

Многие знают, что в 1769 году Екатерина Великая ввела в обращение первые бумажные деньги. Тогда все ассигнации были похожи друг на друга. Купюры номиналами 25, 50, 75 и 100 рублей печатали на белой бумаге с водяными знаками, а оформление их было очень простым — текст и мелкий орнамент. Жадные до наживы умельцы ловко подделывали на них номинал, исправляя 25 на 75, поэтому вскоре хождение ассигнаций в 75 рублей было прекращено. А через несколько лет, в 1786 году, Екатерина II повелела выпускать ассигнации «в цвете», чтобы дополнительно защитить банкноты от подделок. Цвет денег помогал отличать номинал тем, кто не умел читать. Впоследствии разноцветные деньги прозвали «пестренькими».  

Государственная  ассигнация 25 рублей, 1769 год. Из собрания музея «Гознак»

Государственная ассигнация 25 рублей, 1769 год. Из собрания музея «Гознак»

Ассигнации достоинством 5 и 10 рублей печатали на бумаге синего и красного цветов. В XIX веке к белым, синим и красным деньгам добавились желтые и зеленые, сторублевые банкноты соединили в себе все цвета спектра. Народ мало того, что оценивал номинал по цвету, еще и давал бумажным деньгам всевозможные ласковые и забавные прозвища. Ими активно пользовались в обиходе. Кстати, многие из прозвищ денег можно встретить в заметках, очерках, статьях, рассказах, повестях и романах известных писателей.

«Желтенькая», «билетик», «канарейка»

Это все про первый бумажный рубль. В 1843 году министр финансов граф Е.Ф. Канкрин при активном вмешательстве императора Николая I в ходе денежной реформы способствовал появлению государственных кредитных билетов номиналом 1 рубль. Эти деньги народ сразу прозвал «билетиком».

У М.Е. Салтыкова-Щедрина в «Господах Головлевых» героиня расплачивается именно этими деньгами: «Аннинька вынула из портмоне три желтенькие бумажки, раздала старым слугам».

А писатель и переводчик А.В. Дружинин в «Заметках петербургского туриста» описывал негодование попутчика: «Две канарейки, два рубля на все путевые издержки, на весь день!»

«Желтенькой» и «канарейкой» рубль прозвали из-за желто-коричневого цвета.

Государственный кредитный билет номиналом 1 рубль(«желтенькая», «билетик», «канарейка»), 1865 год. Из собрания Музея Банка России

«Зелененькая»

За три года до выпуска «билетика» в обиход вошли «три рубли», которые первое время выпускал Государственный Коммерческий банк. Современное написание «три рубля» появилось только в 1860-х годах.

Из-за зеленого цвета бумаги, на которой печатались «трешки», их, конечно, сразу же начали называть «зеленой» или «зелененькой».

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» описывает сцену, в которой «чиновник дал Катерине Ивановне трехрублевую зелененькую кредитку».

Государственный кредитный билет номиналом 3 рубля («зелененькая»), 1872 год. Из собрания Музея Банка России

«Синенькая»

Еще были «синюха» и «синица» — первая пятирублевая ассигнация появилась 1787 году на синей бумаге.

В «Сорочинской ярмарке» Н.В. Гоголя цыган говорит Грицько: «Смотри же, не забывай: за пятнадцать! Вот тебе и синица в задаток!»

И, конечно, вполне конкретная сумма упоминается в известной всем старинной русской пословице: «Лучше “синица” в руках, чем журавль в небе».

Государственная ассигнация 5 рублей («синенькая»), 1794 год

«Красненькая»

«Красные» — ровесники «синеньких». Десятирублевые бумажки, как и пятирублевые купюры, сохранили полученный в 1786 году цвет до времен распада СССР.

Н.В. Гоголь упоминает эти банкноты в своих «Мертвых душах», в разговоре о взятках: «Прежде было знаешь, по крайней мере, что делать: принес правителю дел красную, да и дело в шляпе, а теперь по беленькой, да еще неделю провозишься, пока догадаешься…»

И во втором (сожженном) томе «Мертвых душ» Вишнепокромов просит пять рублей в долг: «Послушай, Иван Иванович, я тут в одно место наведаться собрался, а кошелек, вот незадача, дома забыл, ты не мог бы мне до завтра ссудить красненькую?»

Точно так же бумажка, которую получил повар от барина в «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова, действительно была красного цвета: «Вот его сиятельство так каждый день изволит жаловать... такой добрый барин. Я намедни ходил к нему с какой-то тетрадкой от барышни — красненькую пожаловал».

Из русской литературы до нас дошли и другие прозвища десятирублевок: «краснуха», «карась», «снегирь», «красуля», «рай» и «малиновка».

Кстати, даже когда в 1830 году десятирублевка изменила цвет, люди все равно продолжали называть ее «красненькой».

Государственная ассигнация номиналом 10 рублей («красненькая»), 1812 год

«Беленькая»

Бумажные 25 рублей ведут происхождение от первых екатерининских ассигнаций, которые печатали на белой бумаге. Кроме номинала и орнамента на них были надписи «Государственная казна» и «Любовь к Отечеству действует к пользе оного». А с 1818 года на белой бумаге печатали «беленькие» ассигнации «двадцать пять рублей ходячею монетой». Кроме того, 25 рублей называли «лебедем», «четвертною» и даже «углом». Кстати, император Александр I в письмах полководцу Кутузову тоже упоминал «белые» ассигнации. 

В повести Николая Гоголя «Портрет» торговец картинами именно 25 рублей просит, говоря: «За ландшафтик возьму беленькую».

А в «Мертвых душах» 25 рублей можно встретить в описании сцены обращения к Чичикову просителя: «Проситель берется за ум: да полно, нет ли чего? Выведывает; говорят, нужно дать писарям. “Почему ж не дать? Я готов четвертак, другой”. — “Нет, не четвертак, а по беленькой”. — “По беленькой писарям!” — вскрикивает проситель. “Да чего вы так горячитесь? — отвечают ему, — оно так и выйдет, писарям и достанется по четвертаку, а остальное пойдет к начальству”. Бьет себя по лбу недогадливый проситель и бранит на чем свет стоит новый порядок вещей, преследование взяток и вежливые, облагороженные обращения чиновников. Прежде было знаешь, по крайней мере, что делать: принес правителю дел красную, да и дело в шляпе, а теперь по беленькой, да еще неделю провозишься, пока догадаешься; черт бы побрал бескорыстие и чиновное благородство!»

25 рублей — «беленькие» и «лебеди» — оставались белыми до середины XIX века. После денежной реформы 1839–1843 годов «лебеди» изменили цвет на светло-фиолетовый, а название — на «столбянки», потому что до 1865 года на этих купюрах изображали колонны с виньетками.

Государственная ассигнация номиналом 25 рублей («беленькая»), 1807 год

Государственный кредитный билет номиналом 25 рублей («столбянка»), 1843 год

«Серенькие»

А вот пятидесятирублевая ассигнация, которая также сперва печаталась на белой бумаге, в начале XIX века поменяла цвет и стала «серенькой». А после перехода от ассигнаций к кредитным билетам 50 рублей получили по наследству и привычный цвет. В 1866 году на банкноте появился портрет Петра I, а через 33 года его сменил Николай I.

Но еще до появления серых пятидесятирублевых государственных кредитных билетов ходившая в 1819–1843 годах государственная ассигнация достоинством 200 рублей получила прозвище «серенькая». В «Былом и думах» А.И. Герцен рассказывает о крестьянине, которому судья намекает на стоимость благополучного решения его дела — «меньше двух сереньких и предлагать нечего». Потрясенный крестьянин недоумевает: «То есть, как перед Богом, ума не приложу, где это достать такую палестину денег — четыреста рублев...». А вот оборотная сторона двухсоток была пестренькая, за что народ прозвал эти деньги «пеструшками».

Государственный кредитный билет номиналом 50 рублей («серенькая»), 1899 год, из собрания Музея Банка России

«Радужная»

Самой цветной купюрой по праву считается сторублевый государственный кредитный билет. Лицевая сторона ее была белой, а оборотная имела разноцветные вертикальные полосы.

Защитник в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского рассказывал: «…воротившийся после убийства в лавку приказчик сообщил полиции не только об украденной сумме, но и из каких именно денег она состояла, то есть сколько было кредиток радужных, сколько синих, сколько красных, сколько золотых монет и каких именно».

Государственный кредитный билет 100 рублей («радужная»), 1896 год

«Катеньки» и «петеньки»

На бумажных деньгах с 1866 года начали размещать портреты монархов, что, кстати, значительно усложнило технологию производства денег и снизило вероятность подделки. Отразилось это новшество и на прозвищах банкнот — они стали «человеческими».

Например, в 1898 году с радужной сторублевки пропали разноцветные полосы, а портрет императрицы остался. Народ называл ее «катенькой», «катькой», «катеринкой» и… «бабкой». «Бабками», кстати, некоторые называют деньги и до сих пор. На государственном кредитном билете 1898 года номиналом 500 рублей появился портрет Петра I по образцу бронзовой статуи работы М.М. Антокольского. Конечно, сразу же «петровский билет» начали звать «петенька» и «петруша».

Государственный кредитный билет номиналом 500 рублей («петенька»), 1898 год. Из собрания Музея Банка России

Через 14 лет на той же пятисотрублевой банкноте «бронзовый» портрет императора сменил другой его портрет — работы К. де Моора, где великий реформатор был изображен в латах рядом с аллегорическим изображением России. Названный «Петром в латах» государственный кредитный билет стал последней купюрой Российской империи.

Государственный кредитный билет номиналом 500 рублей («Петр в латах»), 1912 год

После революций и Гражданской войны в стране появилось огромное количество разных денег, а с ними увеличилось и количество прозвищ.

«Керенки», «грушовки», «воробьи»...

С 1917 по 1920 год в обращении находились «керенки» — казначейские знаки номиналом 20 и 40 рублей, которые выпускало Временное правительство. В их названии увековечено имя его министра-председателя А.Ф. Керенского. Печатали их листами по 40 штук без номеров, года выпуска и подписей должностных лиц. Перед покупкой нужно было самостоятельно нарезать нужное количество.

«Керенки» обесценились очень быстро. Со временем их перестали разрезать и расплачивались целыми листами. Дошло до того, что ими обклеивали стены вместо обоев. В «Записках дикаря» А.Т. Аверченко утверждал о «керенках», что «для костюма нужно таких штук пятьсот, шестьсот». У Бориса Пастернака есть такие строки, отражающие катастрофическое обесценивание денег Временного правительства: «Где рельсы слепли и чесались, / Едва с пургой соприкасались, / Где слышалось: вчерась, ночесь, / B в керенку ценилась честь…»

Кроме Временного правительства в 1918–1922 годах? в период распада единой финансовой системы Российской империи? свои деньги печатали все, кто только мог: правительства, банки, предприятия, организации и даже просто люди, добравшиеся до печатного станка. Всевозможных разновидностей денег и денежных суррогатов насчитывают более 20 тысяч! Представьте, сколько разных прозвищ они получали...

Например, чеки Архангельского отделения Госбанка с изображением животных Арктики звали «моржовками», а деньги Мурманской железной дороги — «шпалами». Из-за серого цвета чеки Читинского отделения Госбанка стали «воробьями», а Армавирское отделение украшало свои «грушовки» орнаментом из груш. На тысячерублевых чеках, которые выпустили Вооруженные силы Юга России, был изображен Царь-колокол, прозвище у этих денег было «колокольчики». «Кузнецами» звали 50-рублевые купюры правительства Центросибири, на которых рядом с двуглавым орлом разместили мастера кузнечных дел. Кстати, тогда же и миллион начали называть «лимоном», а миллиард — «лимардом» и «лимонардом».

Билет Архангельского отделения Государственного банка номиналом 25 рублей («моржовка»), 1918 год. Из собрания Музея Банка России

Денежный знак правительства Центросибири 50 рублей («кузнец»), 1918 год. Из собрания Музея Банка России

Денежный знак 1000 рублей Вооруженных сил Юга России («колокольчик»), 1919 год. Из собрания музея Банка России

А конец всему этому хаосу положила денежная реформа 1922–1924 годов. Произошла деноминация — кратное снижение номинала банкнот, прежние советские денежные знаки обменяли на новые бумажные деньги. Тогда же ввели в обращение червонец, обеспеченный золотом. В народе сразу же их прозвали «червяками». Особое название было у трех червонцев — их называли «сеялки», потому что на них было размещено изображение «Сеятеля» работы скульптора И.Д. Шадра. Во время денежной реформы 1947 года червонцы вывели из обращения, но люди до сих пор по старой памяти называют червонцем десятирублевую банкноту.

Банковый билет РСФСР номиналом 1 червонец («червяк»), 1922 год. Из собрания Музея Банка России

Билет Государственного банка СССР номиналом 3 червонца («сеялка»), 1924 год. Из собрания Музея Банка России






Новости Новости Релизы