Банковское обозрение

Финансовая сфера

07.06.2019 Аналитика
Почему JP Morgan Chase закрывает необанк Finn

Пока российские банкиры обсуждают инновации на ПМЭФ, вчерашний день ознаменовался ужасной для апологетов финтеха новостью: крупнейший американский банк закрывает свой нашумевший необанк Finn. Многие уже поспешили предсказать в связи с этим близкий конец необанков. Мы в агентстве Spektr1 проанализировали происходящее



Chase заявил, что более не видит необходимости поддерживать два приложения и с 10 августа переводит всех пользователей Finn в свой основной сервис. Для них сохраняется бесплатное обслуживание (в Chase оно стоит 5 долларов в месяц). Банк перенесет в основное приложение и наиболее интересные фичи Finn — например, накопления по правилам. Сами правила, правда, клиентам придется задать заново.

То есть Chase пошел по модели fail fast — проект запустился всего год назад. Ну что же, он вкладывает в технологии 11,5 млрд долларов в год и может себе позволить тестировать подобные инновации. К тому же банк и так лидирует по количеству цифровых пользователей — их у него более 50 млн, а у ближайшего конкурента — Bank of America — 37 млн. Finn же, по оценкам Sensor Tower, набрал всего 232 тыс. загрузок, причем Chase не называет, сколько из них превратились в клиентов, но говорит, что половина пользователей необанка были клиентами и до него.

Подобные провалы и для России — не новость. ОТП Банк запустил цифровую дочку Touch Bank в 2015 году, а закрыл в 2018-м. Инвестиции в проект предполагались на уровне 40 млн долларов, но знакомые с ним люди говорят, что по факту за три года сумма была больше. Альфа-Банк тестировал приложение Sense с 2015 года и отказался от его поддержки в 2017-м. Бинбанк также создавал проект Elixir и свернул его.

Выясняется, что приложения и инновации, хоть и важны для миллениалов, но они — ничто без продукта

Так почему же проваливаются необанки? Плохая новость для банкиров — миллениалы умеют считать. Finn создавался как «эмоциональный» проект: красочный интерфейс, пользователи могли связать каждую трату с эмоцией — в этом была одна из основных фишек. Карта не предполагала ни повышенного процента на остаток, ни интересного кэшбэка. Sense от Альфа-Банка также был направлен на миллениалов, был ярким и пытался угадать, что нужно пользователю. Например, если тот оплатил картой ужин в ресторане, возможно, он захочет вызвать такси. Touch Bank, напротив, не блистал интерфейсом, оценка приложения была менее 4 баллов, процент на остаток был выше рынка, но кэшбэк — не столь интересен. Кроме того, проект делал ставки на инновации — например, можно было динамически управлять кредитным лимитом по карте.

Выясняется, что приложения и инновации, хоть и важны для миллениалов, но они — ничто без продукта: миллениалы любят отсутствие комиссий и высокий кэшбэк. Позитивный пример в этом смысле — цифровая дочка другого крупного американского банка — Marcus от Goldman Sachs (того самого, который выпускает карты для Apple). В тот же день, когда Finn объявил о закрытии, глава Goldman Sachs сказал, что если бы Marcus был стартапом из Долины и достиг хотя бы 25% успеха, который есть у него сейчас, то «люди кидали бы в него деньги». Стартовав в 2016 году, сейчас Marcus получает 1 млрд долларов депозитов в месяц, набрав за прошедшее время 48 млрд и выдав 5 млрд долларов кредитов. Причина такого успеха проста— высокие ставки по депозитам и низкие — по кредитам. Например, выйдя в Великобританию, Marcus предложил вклады под 1,6% годовых, что для этого рынка высочайшая ставка — мало кто предлагает выше 1%. Из других примеров относительно успешных необанков при гигантах — Simple и Holvi у BBVA.

Стартапы хорошо понимают, что для инвесторов главное — рост, и «пылесосят» рынок за счет лучших коммерческих предложений. Банки же умеют считать свои деньги и делают условия «не хуже, чем в среднем по рынку». Вывод можно сделать один: если вы изначально видите, что можете сделать лучшие на рынке условия, и экономика сходится — смело запускайте необанк. Если же нет — нужно четко понимать, зачем вы это делаете. Chase, например, первым в США протестировал в Finn полностью цифровое открытие счета и теперь применяет его в основном бизнесе. Альфа-Банк перенес из Sense в основное приложение переводы drag&drop и прогнозирование трат. ОТП также заявил, что добавит всвои сервисы лучшие наработки Touch Bank. Но успешные необанки, такие как Revolut и Тинькофф, учатся на ошибках других — они тестируют каналы дистрибуции с помощью финтех-стартапов и других партнеров и, если видят, что модель работает, воспроизводят их сервисы сами. Или закрывают проект, как это было с Тинькофф Ипотекой.


1. https://spektr.team/



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм

Сейчас на главной