Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Почему JP Morgan Chase закрывает необанк Finn
07.06.2019 Аналитика

Почему JP Morgan Chase закрывает необанк Finn

Пока российские банкиры обсуждают инновации на ПМЭФ, вчерашний день ознаменовался ужасной для апологетов финтеха новостью: крупнейший американский банк закрывает свой нашумевший необанк Finn. Многие уже поспешили предсказать в связи с этим близкий конец необанков. Мы в агентстве Spektr1 проанализировали происходящее


Chase заявил, что более не видит необходимости поддерживать два приложения и с 10 августа переводит всех пользователей Finn в свой основной сервис. Для них сохраняется бесплатное обслуживание (в Chase оно стоит 5 долларов в месяц). Банк перенесет в основное приложение и наиболее интересные фичи Finn — например, накопления по правилам. Сами правила, правда, клиентам придется задать заново.

То есть Chase пошел по модели fail fast — проект запустился всего год назад. Ну что же, он вкладывает в технологии 11,5 млрд долларов в год и может себе позволить тестировать подобные инновации. К тому же банк и так лидирует по количеству цифровых пользователей — их у него более 50 млн, а у ближайшего конкурента — Bank of America — 37 млн. Finn же, по оценкам Sensor Tower, набрал всего 232 тыс. загрузок, причем Chase не называет, сколько из них превратились в клиентов, но говорит, что половина пользователей необанка были клиентами и до него.

Подобные провалы и для России — не новость. ОТП Банк запустил цифровую дочку Touch Bank в 2015 году, а закрыл в 2018-м. Инвестиции в проект предполагались на уровне 40 млн долларов, но знакомые с ним люди говорят, что по факту за три года сумма была больше. Альфа-Банк тестировал приложение Sense с 2015 года и отказался от его поддержки в 2017-м. Бинбанк также создавал проект Elixir и свернул его.

Выясняется, что приложения и инновации, хоть и важны для миллениалов, но они — ничто без продукта

Так почему же проваливаются необанки? Плохая новость для банкиров — миллениалы умеют считать. Finn создавался как «эмоциональный» проект: красочный интерфейс, пользователи могли связать каждую трату с эмоцией — в этом была одна из основных фишек. Карта не предполагала ни повышенного процента на остаток, ни интересного кэшбэка. Sense от Альфа-Банка также был направлен на миллениалов, был ярким и пытался угадать, что нужно пользователю. Например, если тот оплатил картой ужин в ресторане, возможно, он захочет вызвать такси. Touch Bank, напротив, не блистал интерфейсом, оценка приложения была менее 4 баллов, процент на остаток был выше рынка, но кэшбэк — не столь интересен. Кроме того, проект делал ставки на инновации — например, можно было динамически управлять кредитным лимитом по карте.

Выясняется, что приложения и инновации, хоть и важны для миллениалов, но они — ничто без продукта: миллениалы любят отсутствие комиссий и высокий кэшбэк. Позитивный пример в этом смысле — цифровая дочка другого крупного американского банка — Marcus от Goldman Sachs (того самого, который выпускает карты для Apple). В тот же день, когда Finn объявил о закрытии, глава Goldman Sachs сказал, что если бы Marcus был стартапом из Долины и достиг хотя бы 25% успеха, который есть у него сейчас, то «люди кидали бы в него деньги». Стартовав в 2016 году, сейчас Marcus получает 1 млрд долларов депозитов в месяц, набрав за прошедшее время 48 млрд и выдав 5 млрд долларов кредитов. Причина такого успеха проста— высокие ставки по депозитам и низкие — по кредитам. Например, выйдя в Великобританию, Marcus предложил вклады под 1,6% годовых, что для этого рынка высочайшая ставка — мало кто предлагает выше 1%. Из других примеров относительно успешных необанков при гигантах — Simple и Holvi у BBVA.

Стартапы хорошо понимают, что для инвесторов главное — рост, и «пылесосят» рынок за счет лучших коммерческих предложений. Банки же умеют считать свои деньги и делают условия «не хуже, чем в среднем по рынку». Вывод можно сделать один: если вы изначально видите, что можете сделать лучшие на рынке условия, и экономика сходится — смело запускайте необанк. Если же нет — нужно четко понимать, зачем вы это делаете. Chase, например, первым в США протестировал в Finn полностью цифровое открытие счета и теперь применяет его в основном бизнесе. Альфа-Банк перенес из Sense в основное приложение переводы drag&drop и прогнозирование трат. ОТП также заявил, что добавит всвои сервисы лучшие наработки Touch Bank. Но успешные необанки, такие как Revolut и Тинькофф, учатся на ошибках других — они тестируют каналы дистрибуции с помощью финтех-стартапов и других партнеров и, если видят, что модель работает, воспроизводят их сервисы сами. Или закрывают проект, как это было с Тинькофф Ипотекой.


1. https://spektr.team/






Новости Релизы