Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Идея применения кредитных рейтингов в развивающихся странах привела к кризису, который мы сейчас разгребаем. В результате того, что Базель?II привел к категорическому провалу, родился Базель III
С Базелем III дело обстоит еще интереснее. Он предполагает включение банком в систему внутренней оценки заемщиков, внутренних кредитных рейтингов, подсчет вероятности дефолта, убытков в случае дефолта. А правда жизни состоит в том, что, например, наша статистика, носит настолько искаженный характер, что применять ее категорически нельзя.
Вот два примера. Один российский банк попытался внедрить у себя систему таких внутренних рейтингов. Статистика, которая была в банке, показала, что вероятность получения убытков практически всех категорий заемщиков находилась в пределах 1%. В итоге премия за риск выходила порядка 1%, а разброс ставок был около 12%, то есть система на самом деле не могла ограничивать риски.
В другом российском банке решили: наша статистика неадекватна, поэтому мы будем присваивать рейтинги нашим заемщикам по шкале Moody’s. Выяснилось, что если бы все рейтинги были присвоены по-нормальному, то вероятности дефолта у большинства заемщиков на пятилетнем горизонте должны были превысить 20%, а на годичном — 5%. То есть в среднем премия за риск должна быть 6% и выше, а с учетом обеспечения — порядка 4%. Но у банка маржа была 6%, а отношение операционных расходов к работающим активам — 3%. В рамках данной модели банк надо было немедленно закрыть.
В результате красивая математика международных методик приводит к полнейшему провалу в российских условиях. И если говорить про перспективы внедрения Базеля III, то я не верю, что они будут по-человечески реализованы даже на Западе. Там наблюдается серьезный дефицит капитала и неизбежное снижение левериджа (а не привлечение нового капитала). Главная критика состоит в том, что внедрение этих мер происходит посреди кризиса, то есть носит выраженный проциклический характер и может привести к углублению спада в экономике. Непонятно, как Базель III здесь может помочь, зато ясно, как он навредит. Например, активы будут уходить за баланс (особенно в рамках финансовых конгломератов).
Все новации «Базеля» бесполезны без решения главной задачи — банк должен быть важен для акционеров, а не использоваться для развития собственного нефинансового бизнеса
Стоит отметить, что Базель?III особенно больно бьет по депозитным банкам. В 2008 году в Америке самые главные проблемы были как раз у инвестбанков. В результате применения Базеля III у депозитных банков снизится рентабельность капитала — его станет еще труднее привлекать (по оценке самого Базельского комитета, требования к акционерному капиталу растут в 7(!) раз, значит, 25% ROE станет менее чем 3,5%). Ликвидность вырастет, но в условиях кризиса суверенных долгов не всегда очевидно качество ликвидных активов, зато ясно снижение рентабельности. Судя по объемам, которые банки занимают у ЕЦБ и ФРС, все дело не в недостатке ликвидности. Проблема в том, что в случае нормальной ситуации указанные уровни ликвидности однозначно избыточны, а в случае реального кризиса даже их не хватит.
Наиболее политически сложная проблема возникает с контрциклическим буфером. Не ясно, кто будет решать, что посткризисное восстановление закончилось и начался предкризисный период. Смогли бы в России в 2006 году ввести повышенные требования к капиталу, когда «восстановление едва началось»? В 2007-м было бы уже поздно. Нужно ли ограничивать операции крупнейшего банка в стране с долей кредитов к ВВП на уровне 40% и едва входящего в топ-50 банков мира? Не ясно, и как Базель III может помочь преодолеть возможные следующие системные кризисы, которые, вероятно, грядут: дезинтеграция зоны евро, дефолт крупной страны в Европе, двузначная инфляция в США.
В 2008 году в целях борьбы с проблемами банков создали госдолг, с проблемами которого сейчас и борются. Следующий раунд — проблема инфляции, либо проблема дезинтеграции зоны евро. Это все еще борьба с предыдущим кризисом.
Теперь о России. Главная проблема надзора в нашей стране, да и во всем мире — это стремление тщательно отрегулировать непринципиальные вещи, а не проблемы, реально ведущие к системным рискам. Почему я уверен, что Базеля III Россия не заметит? Дело в том, что мировые требования по достаточности капитала (исключая контрциклический буфер и требования к системно значимым банкам) всего лишь приблизились к требованиям ЦБ РФ. Коэффициенты ликвидности также не будут стрессом для российских банков, если, конечно, не считать все вклады физлиц обязательствами до востребования. Коэффициент левериджа в России не страшен ввиду отсутствия больших забалансовых позиций. Да и основные усложнения формул в расчете рискованных активов для нашей страны не особо актуальны. Более чувствительны изменения в рамках Pillar 2 (регулирование) и Pillar 3 (раскрытие), но и тут по большому счету без особых проблем. А вот Базель II может оказаться пострашнее.
Если попытаться внедрить что-либо из этого в России, то, скорее всего, мы получим абсолютно неадекватно работающую систему. Почему? Внутренние рейтинги большей частью малоэффективны и — самое главное — не верифицируемы. Российские власти абсолютно некомпетентны в вопросах рейтинговых агентств, как показала эпопея с уполномочиванием национальных рейтинговых агентств в России. Статистика PD/LGD ненадежна ввиду короткого горизонта и низкого проникновения банковских услуг в наиболее рискованные сегменты (МСБ, розница, ипотека…). Операционный риск — это модно, но с системной точки зрения бесполезно, особенно в формате упрощенного подхода — 15% операционного дохода за предыдущие три года. Внимание к рыночному риску очень важно, но этот риск наиболее актуален в контексте управления ликвидностью, а эту проблему «Базели» пока не затрагивают.
Все новации «Базеля» бесполезны без решения главной задачи — банк должен быть важен для акционеров, а не использоваться для развития собственного нефинансового бизнеса. Поэтому важнее всего решить базовые задачи. Первая: борьба со связанным кредитованием. Вторая: концентрация риска на один проект. Даже 25% капитала много, не говоря уже о случаях сокрытия реального масштаба риска при использовании подставных компаний. И третья: отраслевые концентрации. Особенно в рискованных отраслях: девелопмент, финансы. На первый план должна выйти способность регулятора выявлять реальное направление использования средств.
О трансформации страховых продуктов в «конструкторы», переходе к модели страхования «по подписке» и развитии высоких технологий в этой области рассказала «Б.О» Катрин Соомре, директор дивизиона «Защитные страховые продукты и сервисы» «Сбера»
Согласно данным с официального сайта СБП, уже более 200 финансовых организаций подключились к этому сервису. Популярность СБП постоянно растет: например, ЦБ обнародовал цель о переводе четверти межбанковских переводов на данный сервис к 2023 году. Естественно, что система, через которую проходит значительный объем транзакций (в конце прошлого года через СБП было выполнено 87 млн переводов общим объемом 643 млрд рублей), интересна злоумышленникам
Коронавирусный 2020-й лишил банки каждого десятого заработанного на процентной ставке юрлицам рубля. В 2021 году совокупный портфель корпоративных кредитов вряд ли стремительно вырастет, банки продолжат зарабатывать на дополнительных услугах и будут пристально следить за уровнем «плохих» кредитов
2020 год был богат на утечки данных граждан и попытки их продажи в даркнете. Мы решили опросить представителей банков, сталкивались ли они с этой проблемой в прошлом году, и как в целом банки решают задачу защиты от утечек.
Просим принять участие в мини-опросе только сотрудников финансовых организаций – это займет не более 2-х минут! Опрос исключительно анонимный.