Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Почтовики отправят банки малым посылом
01.12.2003
Почтовики отправят банки малым посылом

До середины 90-х годов услуги, альтернативной почтовому денежному переводу, практически не было. Частному лицу, не желавшему открывать счет в банке, поневоле приходилось идти на почту и стойко переносить все тяготы постсоветского сервиса. Получателю денег приходилось еще хуже: после вручения извещения он мог наведываться в родное почтовое отделение и неделю, и две, поскольку денег на почте просто не было.



Отделения почты выглядят непрезентабельно, но люди привыкли. Сила привычки может принести почте прибыльВсе чудесным образом изменилось, когда в России появились первые операторы международных систем денежных переводов — сначала Western Union, а потом MoneyGram. Работа пришельцев поражала воображение. Везде, где были их пункты, перевод денег занимал не более 10—15 минут. Иностранцы очень быстро захватили значительную часть рынка.

Но сегодня они вынуждены занимать уже не наступательную, а скорее оборонительную позицию. Последние 2—3 года бурно развиваются «местные» системы денежных переводов, организованные небольшими банками России и ближнего зарубежья. А теперь о своих планах по возврату позиций на рынке денежных переводов заявляет и почта. Если почтовикам удастся грамотно соединить свои традиционные возможности с новыми технологиями, всем остальным операторам придется сильно потесниться.

Бизнес на туристах и гастарбайтерах

Эксперты с удивлением констатируют, что в России международные системы перевода денег даже более популярны, чем на Западе. Такая потребность в «суррогатном» банковском продукте, наверное, объясняется активной трудовой миграцией и низкой финансовой культурой. Страна экспортирует квалифицированную рабочую силу (то, что в обиходе называется «утечкой мозгов») и импортирует целые армии разнорабочих из стран СНГ. С традиционными банковскими переводами — с открытием счетов, подтверждением доходов — эти люди связываться не будут, но им надо отправлять заработки семьям. В результате сложился рынок, емкость которого разные специалисты оценивают в 5—10 млрд долларов, и не исключено, что названные объемы — лишь часть того, что люди перевозят наличными в карманах.

Несмотря на то что рынку денежных переводов есть куда расти, он уже достаточно сегментирован. Каждый оператор сориентировался на свой круг потребителей. Если в начале 90-х годов Western Union и MoneyGram были фактическими монополистами, то теперь их сильно потеснили местные системы: «Анелик» одноименного банка, «Контакт» Русславбанка, «Юнистрим» Юниаструмбанка, «Мигом» банка «Евротраст».

Некоторые из этих систем, например «Анелик» и «Контакт», начинали как партнеры Western Union, но быстро сориентировались и поняли, что эту услугу можно продвигать иначе. В данном случае иначе означает дешевле. Если тарифы Western Union варьируются от 30 до 5% в зависимости от пересылаемой суммы, а в среднем около 10%, то их многочисленные конкуренты местного розлива берут за свои услуги 1—3%. Разница получается даже не в разы, а на порядок. Оправдывает ли себя такой демпинг?

Очевидно оправдывает, поскольку упомянутые системы переводов «приручают» целые диаспоры. «Анелик», Русславбанк, Юниаструмбанк имеют сильные позиции на кавказском направлении и уже существенно потеснили здесь этих иностранцев. Москомприватбанк явно тяготеет к Украине: в России у него всего три пункта приема и выдачи переводов, а по ту сторону украинской границы — более тысячи пунктов обслуживания, во всех крупных населенных пунктах (там он сотрудничает с днепропетровским Приватбанком). В сетях денежных переводов участвуют уже сотни банков, связанных корреспондентскими или партнерскими отношениями. «Контакт», «Мигом» или любое другое название — это брэнд, имя. Брэндированную услугу легче продвигать на рынке.

Европейский трастовый банк, например, не имеет собственных филиалов, но раскручивает брэнд «Мигом», используя филиальную сеть своих партнеров. Причем старается максимально их заинтересовать. Комиссия за перевод распределяется следующим образом: банку-отправителю перевода и банку-получателю полагается по 40% комиссии, а самому «Евротрасту» только 20%. Программное обеспечение ЕТБ предоставляет банку-агенту бесплатно, никакой «абонентской платы» за участие в программе не существует.

Руководство КБ «Евротраст» свой интерес к рынку денежных переводов и организацию системы «Мигом» объясняет тем, что сегодня источники доходов коммерческих банков достаточно ограничены.

Комиссионные доходы, получаемые за расчетно-кассовое обслуживание и оказание стандартных услуг корпоративным клиентам, снижаются, доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках нестабильны. Поэтому неизбежно возрастает интерес к банковским доходам от нестандартных услуг. К тому же банки таким образом заполучают клиентов — физических лиц, зарабатывают у них хорошую репутацию, получают возможность знакомить их с другими банковскими продуктами.

Почта возвращает позиции

Если денежные переводы на почте станут дешевле и оперативнее, клиентов прибавитсяРынок денежных переводов развивается очень бурно, и эксперты затрудняются четко определить, кому какая доля этого рынка сегодня принадлежит. К примеру, учитывать ли при подсчетах Сбербанк, который сегодня предоставляет услугу перевода без открытия лицевого счета, когда сберкнижку или карточку Сбербанка должен иметь только получатель, а отправитель может совершить перевод из любого отделения? Учитывать ли государственную почту? Сегодня ее услуги по переводу денег иначе как «архаичной» не называют. Однако почта России существенно модернизирует собственную систему переводов. Для остальных операторов она может стать самым грозным противником.

В наметившейся конкурентной борьбе у почтовиков есть как преимущества, так и слабости. Безусловно, практически никто не может поспорить с широтой географического охвата почты: по всей стране у нее 43 тыс. отделений. Но с масштабами государственной почты связаны и ее сложности. Это массивная сложная система, ее содержание стоит дорого, что влияет на стоимость услуг. «Мы понимаем, что в крупных городах появилась конкурентная среда, поэтому наша задача — за счет внедрения новых технологий, сокращения издержек — снизить тарифы до среднерыночных и повысить качество услуги», — говорит руководитель департамента развития услуг почтовой связи Оксана Кучерявая.

Действительно, до недавних пор предложение почтовиков было совершенно неконкурентоспособно ни по срокам (от нескольких дней до недели и более), ни по расценкам (8% от суммы перевода). Поэтому и иностранным компаниям, и их местным конкурентам, активно продвигающим свои брэнды и свои услуги, удалось «снять сливки», освоить самую стабильную и платежеспособную часть клиентов, которые переводят в среднем по 300—500 долларов. Почте остались клиенты либо из совсем уж глухих углов, где кроме ее отделений нет никакой цивилизации, либо вынужденные пользоваться ее услугами в силу иных обстоятельств.

О предстоящем качественном изменении услуги почтовых переводов стало известно в прошлом году, когда было объявлено о реформе почтовой связи и создании единого предприятия ГУП «Почта России». В марте этого года стартовал проект «Кибер-Деньги», предполагающий создание Единой системы почтовых переводов (ЕСПП). Суть новаторской идеи почтовиков состоит в том, чтобы заменить везде, где это возможно, пересылку бумажных переводных документов на пересылку электронных документов.

На сегодняшний день необходимое оборудование и програм-мное обеспечение установлено в 4 тыс. пунктах почтовой связи, клиенты этих пунктов уже имеют возможность оценить скорость перевода денег. Максимальное время по нормативам ЕСПП не может быть больше 72 часов, хотя на деле в большинстве случаев получается гораздо быстрее.

Для начала готовится удар по корпоративным клиентам

Сегодня клиентами ЕСПП в основном являются юридические лица, предприятия, которым необходимо часто получать и отправлять денежные переводы. Департамент развития услуг почтовой связи выделяет несколько групп копоративных клиентов. Среди них — компании, оказывающие телекоммуникационные услуги (интернет-провайдеры, операторы мобильной связи, кабельное ТВ), банки, имеющие сеть федерального значения и предлагающие программы кредитования населения, сети магазинов, выдающие потребительские кредиты, компании, занимающиеся торговлей через почту, в том числе периодическими изданиями и директ-маркетингом. Все они заинтересованы в том, чтобы быть максимально широко представленными на российском рынке, и географический статус почты это позволяет. Их покупатель или потребитель оказывается везде, где есть почтовое отделение.

Почта предлагает не просто перевод, а комплекс услуг, в который входят, например, совместная рекламная акция по привлечению конечного потребителя, оповещение о возможности оплаты услуг через почту или зачисление всех поступивших платежей на расчетный счет корпоративного клиента.

Другая целевая категория клиентов почты — компании, не собирающие деньги с физлиц, а, наоборот, — рассылающие. Речь идет об акционерных обществах, выплачивающих дивиденды акционерам, о выплате государственных пенсий и платежах инвестиционных фондов, в том числе негосударственных пенсионных фондов, о страховых компаниях, работающих с физическими лицами. Им, кроме скорости и защищенности перевода, почта предлагает доставку денег лично в руки получателю. Ну и, конечно, корпоративные тарифы. В среднем услуги ЕСПП сегодня стоят 1—5% от переводимой суммы, и тариф тем меньше, чем большее количество денег отправляется по почте. Это вполне сопоставимо с тарифами банковских систем быстрых переводов и в несколько раз меньше ставок того же Western Union.

Реформа почты уже демонстрирует первые результаты. В почтовых отделениях продолжается установка «второй очереди» оборудования для электронных переводов.

Но самое главное, в ноябре по всей стране были унифицированы тарифы на почтовые переводы денег. В любом почтовом отделении, независимо от того подсоединено оно к ЕСПП или нет, перевод будет стоить от 1 до 5%. До сих пор, придя в свое почтовое отделение, гражданин узнал бы, что стоимость услуги — 8% отправляемой суммы. Создавалось впечатление, что в России действуют 2 параллельных системы, одна электронная — подешевле, а другая традиционная, «бумажная» — подороже. На самом деле система, конечно, одна. Но разные средства «передвижения» денег. Как говорит Оксана Кучерявая, можно ехать на трамвае, а можно на такси или на самолете. В перспективе все почтовые переводы станут быстрыми, электронными, но до тех пор пока система не будет отстроена, действуют технологии переходного периода. Например, приняв перевод в почтовом отделении по традиционной схеме, почтальон отвозит бумажный документ в другой пункт почтовой связи, где уже действует ЕСПП. Документ переводится в электронный вид и отправляется по месту назначения. В общем почта ищет и находит способы решения проблемы «последней мили».

Технологии, обкатанные на корпоративных клиентах, в скором времени будут доступны любому жителю России. Унификация тарифов — только начало. Настоящая реформа почты и ее системы денежных переводов состоится тогда, когда деньги из каждого из 40 тыс. отделений будут идти в другое из этих же 40 тыс. считанные минуты или хотя бы часы.

Обучаемся ипотеке

Развитие ипотечного рынка в стране требует подготовки грамотных специалистов, способных не только оформлять договоры сделок, но и консультировать клиентов по правовым и экономическим вопросам. Миссию подготовки таких специалистов взял на себя Инвестиционный Промэнергобанк (www.preb.ru), который одним из первых в России начал кредитовать население по стандартам федерального Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Об опыте проведения таких учебных курсов, особенностях ипотечной программы по стандартам АИЖК рассказал в своем выступлении перед участниками выставки «ДОМЭКСПО» вице-президент Промэнергобанка Владимир Талавер. Систему рублевого кредитования АИЖК осваивают сегодня в 45 регионах страны, о резервах ее развития говорилось на заседании Правительства РФ. О росте интереса профессиональных участников рынка недвижимости к этой федеральной программе свидетельствует то, что методики АИЖК в Промэнергобанке изучают не только сотрудники других кредитных организаций, но и представители ведущих риэлтерских агентств, консалтинговых и страховых компаний.



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм

Присоединяйся к нам в телеграмм