Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Попали в переделку
16.10.2023 FinRegulationFinRetailАналитика

Попали в переделку

Премии в банкостраховании и выплаченные кредитным организациям комиссии снова растут, а ФАС и ЦБ хотят усилить и сделать более открытой конкуренцию в сегменте и повысить ценность страховых продуктов для клиентов. Это стало главной темой круглого стола «Банкострахование: баланс между потребительской ценностью и комиссионным доходом» в рамках XX Международного банковского форума


В сегменте банкострахования во втором полугодии 2023 года произошли существенные изменения — с 1 сентября вступило в силу Постановление Правительства № 39 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями, а также иностранными страховыми организациями и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации», предложенное Федеральной антимонопольной службой в начале года.

В соответствии с требованиями Постановления уточнены критерии, которые банки должны применять к страховым компаниям при приеме полиса от заемщика, в том числе по рейтингам как единственному критерию финансовой устойчивости. А размеры уставного капитала и объем собранных страховых премий, наоборот, учитывать больше не будут. Теперь банки обязаны принимать полис любого страховщика, соответствующего критериям, не навязывая партнерские компании и ненужные клиенту продукты. Более того, заемщик получает право менять страховую компанию во время выплаты кредита без изменения ставки.

Постановление обязывает кредитные организации раскрывать на сайте информацию: требования банка к страховщику, перечень документов для проведения проверки. Эти нововведения позволяют надеяться, что на рынке установится более здоровая конкуренция, снизится концентрация.

Результаты первого полугодия говорят о положительных тенденциях в сфере банкострахования. Объем сборов вырос на внушительные 41,7% по сравнению с прошлым годом, а комиссионное вознаграждение банков почти удвоилось. В структуре распределения вознаграждений посредникам банки заняли 59,5%.

На кредитные организации, согласно данным Банка России, приходится 30% общего объема собранных за первое полугодие страховых премий, что на 10 пунктов больше доли страховщиков, работающих без посредников. Общая сумма взносов за шесть месяцев составила 1,1 трлн рублей, и из них банки собрали 318,6 млрд рублей. Несмотря на динамичный рост взносов, доля банкострахования вернулась на уровень 2016 года. 

На этом фоне очень важно, что при успешном внедрении Постановления и мониторинге ФАС за исполнением требований рынок станет более конкурентным и здоровым. Пока рано делать позитивные выводы, ведь на данный момент правила функционируют в тестовом режиме. Когда против нарушителей начнут принимать меры за неисполнение информирования клиентов и страховщиков, оценки страховых компаний и приема полисов, тогда и размеры комиссий, возможно, начнут снижаться. И вслед за этим повысится потребительская ценность страховых продуктов, потому что снизится доля комиссий в тарифах.

В рамках Комитета по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями АБР будут обсуждаться развитие и оптимизация этих процессов. Комитет призывает к конструктивной работе всех участников рынка — страховых компаний, банков.

«Два года назад на Международном банковском форуме мы говорили о том, что нужно переходить к универсальной модели оценки полисов банками, которая будет понятна и потребителям, и страховщикам. Как нам кажется, мы эту модель реализовали — сейчас банки дают позитивную обратную связь по использованию кредитного рейтинга в качестве универсального и публичного критерия оценки страховой компании, если полис соответствует всем требованиям кредитной организации. Мы ожидаем от внедрения этой концепции позитивных изменений, надеемся, что Постановление № 39 действительно будет работать. Со своей стороны мы сделаем все, для того чтобы банки перешли к выполнению требований. Пока не приходится говорить, что они выполняются в полной мере. Мы начали мониторинг топ-30 банков по объему кредитования физических лиц, чтобы отслеживать размещение необходимой информации на сайте. На данный момент показатели низкие: лишь 20% разместили информацию о принятии полисов всех страховщиков с рейтингом А- и выше. Информацию о требованиях к страховой услуге разместили 40% кредитных организаций», — прокомментировала ситуацию Ольга Сергеева, начальник управления контроля финансовых рынков ФАС России.

Ольга Сергеева (ФАС). Фото: АБР

Ольга Сергеева (ФАС). Фото: АБР

Управляющий директор компании «СберСтрахование жизни» Евгений Щекланов поделился своей точкой зрения на траекторию развития рынка: «Доверие, на наш взгляд, — это основа развития рынка. Доверие регулятора и клиента к страховщикам, и наоборот, — именно на этом будет строиться развитие в будущем. Мы переживаем сейчас трансформацию и видим, что весь рынок с большой долей вероятности встанет на этот путь. Доверие абсолютно точно будет достигнуто, в первую очередь благодаря введению понятных и прозрачных продуктов — отказа от ИСЖ в пользу продуктов на базе решений Unit Linked. У нас в компании заключено уже более 8 тыс. договоров на сумму 50 млрд рублей. Другие игроки рынка также уже заключают такие договоры, с учетом наших сборов их объем на данный момент — около 60 млрд рублей. Как мы видим, текущая средневзвешенная доходность составляет 17% годовых. То есть прозрачный хороший продукт страховщики жизни могут создавать».

Евгений Щекланов («СберБанк страхование жизни»). Фото:  АБР

Евгений Щекланов («СберСтрахование жизни»). Фото: АБР

«Говоря о страховании жизни, его клиентской ценности и банковском канале продаж, нужно сказать о характеристике рынка в целом и о том, как мы — страховщики — его видим. Страхование жизни сегодня — это 37 млн россиян под защитой, что для домохозяйств — очень значительная цифра. 355 млрд составили страховые премии в сегменте за шесть месяцев этого года. Сборы растут прежде всего в кредитном страховании жизни, где компании следуют за банками. Тот бум, что сейчас переживает кредитование, стимулирует и рост страхования жизни. Что отличает страховщиков жизни от других страховщиков — это доля банковского канала в сборах. 77% страховых премий в этом сегменте проходит через банковский канал, и для страховщиков это основной канал. Будущее рынка — в том числе в создании новых каналов продаж», — отметил генеральный директор «КАПИТАЛ LIFE» Евгений Гуревич.

Евгений Гуревич («КАПИТАЛ LIFE»). Фото: АБР

Евгений Гуревич («КАПИТАЛ LIFE»). Фото: АБР

График 1. Динамика страховых премий, полученных через кредитные организации

Источник: «БизнесДром» и «СОЮЗ Страховые брокеры», по данным Банка России

Жизнь и здоровье — в приоритете
Владимир  Черников, генеральный директор «Ингосстрах-Жизнь»

Владимир Черников, генеральный директор «Ингосстрах-Жизнь»

В первом полугодии 2023 года 80% рынка страхования жизни распределилось среди топ-5 страховщиков. На топ-10 пришлось более 90%. Цифры свидетельствуют: рынок узко сконцентрирован и моноканален.

Продолжающаяся концентрация рынка достигла отметки в 90% общего объема сборов страховщиков жизни. Очевидно, что кэптивные страховщики в первую очередь сконцентрированы на банкостраховании. Можно также предположить, что существенная часть всех продуктов реализуется через банковский канал продаж. Таким образом, становится сложнооспоримым факт значимости этого канала как с точки зрения продаж, так и с точки зрения доступа к клиенту, который уже доверил свои материальные ценности банку и открыт для дальнейшего сотрудничества с ним.

Но в этой конструкции есть и спорные моменты. Какие продукты заинтересован продавать тот или иной канал продаж в первую очередь? Очевидно, те, которые приносят наибольшую материальную выгоду, сверхприбыль в размере комиссионного вознаграждения, в том числе продукты, механика продаж которых наименее затратна. В результате не всегда реализуемая услуга соответствует ожиданиям потребителя, а ее механика может быть не слишком для него очевидной.

При обсуждении продуктов страхования жизни с подтвержденной клиентской ценностью, обеспечивающих поддержку и подушку безопасности в случае непредвиденных обстоятельств, фокус рассуждений не может быть сконцентрирован только на финансовых показателях.

Я хочу обратить ваше внимание на людей и на те тренды, которым они подвержены.  

«Ингосстрах-Жизнь» накопила существенный опыт в рисковом страховании от несчастных случаев и болезней. Количество застрахованных по рискам исчисляется в миллионах — таким образом, выборка по возникающим событиям достаточно репрезентативна.

По статистике портфеля, количество смертей сократилось на 40%. Эти данные, казалось бы, внушают оптимизм. Но, если обратить внимание на причины их возникновения, то картина видоизменяется: 75% смертей произошло в результате болезни и только 25% — вследствие несчастного случая. Стоит отметить: все зафиксированные болезни относятся к критическим. Более 55% всех смертей в результате болезни происходят из-за сердечно сосудистых заболеваний, четверть — в результате заболеваний дыхательных путей, каждый пятый случай — онкозаболевания.

Дальнейшее изучение данных оставляет все меньше поводов для оптимизма. События по риску госпитализации в первом полугодии 2023 года продемонстрировали рост на 146% в сравнении с аналогичным периодом 2022-го. События по риску диагностирования критических заболеваний выросли на 80%, при этом 70% заболеваний связаны с онкологией. Кейсы инвалидности также демонстрируют рост на 80%, при этом 70% инвалидностей получено в результате болезни, в том числе более 50% случаев — онкозаболевания.

Данные с очевидностью свидетельствуют: люди стали сильнее подвержены заболеваниям, приводящим к инвалидности или смерти, а темпы роста критических заболеваний вызывают все большую тревожность.

По статистике медучреждений, в результате прохождения check-up у пациентов в возрасте 40 лет и старше в 98% случаев выявляются патологии со здоровьем. Они могут быть как незначительными, так и серьезными. 

Согласно мировой статистике, регулярные медосмотры снижают риск критических заболеваний на 30%. Более 80% вовремя диагностированных критических заболеваний вылечивается.

Вывод очевиден: включение регулярных обследований в программы страхования жизни, их продвижение, становятся необходимостью не только для усиления клиентской ценности, но и для спасения жизней.

Настало время, когда конфликт интересов между сверхприбылью и готовностью помочь должен быть смещен в сторону помощи. Цифры статистики не оставляют выбора.

Вопросы здоровья, образования для детей и обеспечения им достойного будущего, поддержка человеческих ценностей — это самое дорогое. Клиентоцентричные продукты страхования жизни с подтвержденной ценностью, включающие параметры, обозначенные выше, не могут содержать повышенного комиссионного вознаграждения, так как вся ценность продукта направлена в сторону клиента, а не канала продаж. В противном случае они будут недоступны по стоимости и лишены ключевого смысла — протягивать руку помощи в непредвиденных обстоятельствах.

Здоровые взрослые равно счастливые и образованные дети. Иными словами, сохраняя здоровье взрослым, мы получим подрастающее поколение профессионалов, ставящих перед собой новые цели, обеспечивающих результат и стабильный рост ключевых отраслей нашей страны. А продукты накопительного страхования жизни — один из самых эффективных инструментов, гарантирующий 100%-ное достижение поставленных целей вне зависимости от непредвиденных обстоятельств.

Фокус на реализацию продуктов с подтвержденной клиентской ценностью, сохраняющих здоровье и жизнь, ориентированных первостепенно на людей, а не на канал продаж, — это фундамент долгосрочного тренда на устойчивое развитие и гарант его закрепления.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ