Финансовая сфера

Банковское обозрение


13.10.2021 Best-practiceFinSecurityFinTech
Популяризация идеи автоматизации процессов в Альфа-Банке

Как в результате заявки рядового сотрудника роботизировали административный процесс


Уже более трех с половиной лет Центр компетенций Альфа-Банка автоматизирует множество бизнес-процессов, а также проводит большую работу по популяризации идеи роботизации процессов в административной сфере.

Перед командой Центра компетенций (ЦК) Альфа-Банка стояли задачи сделать поиск процессов для автоматизации внутри организации более простым и эффективным, а также популяризировать идею роботизации внутри банка. В целях решения этих задач специалисты ЦК внедрили технологию автоматического поиска процессов для роботизации Process Discovery и реализовали ряд программ, нацеленных на вовлечение департаментов банка к выявлению процессов, которые можно было бы автоматизировать:

  • внедрили в IТ-систему интуитивно понятный способ «заказа» робота — каждый сотрудник банка через виртуальную поддержку имеет возможность оставить заявку на роботизацию того или иного процесса;
  • изменили оценку и алгоритм отбора процессов для роботизации;
  • создали систему сегментации и фильтра процессов, требующих роботизации, для определения их «приоритетности» (постановка в очередь после оставления заявки на роботизацию процесса);
  • составили анкету, призванную помочь сотрудникам определить, имеет ли смысл роботизировать тот или иной процесс;
  • интегрировали систему оценки эффективности цифровой рабочей силы с помощью показателей «стоимость рабочего часа робота» и «безошибочность совершения операций»; 
  • начали регулярно рассказывать правлению банка о новостях и успехах Центра компетенций. В перспективе планируется выпуск брошюры «Вестник роботизации».

«В сфере ИИ есть два философских лагеря. Один лагерь считает, что интеллектуальная автоматизация должна повысить производительность человека, а второй лагерь считает, что роботы должны заменить человека. Мы себя относим к первому лагерю и считаем, что в будущем мы станем управленцами роботов. Роботы — наши помощники, а не конкуренты. Мы общаемся с роботами-сотрудниками и следим за работой цифровых сотрудников точно так же, как в случае с человеком. Если робот делает ошибки, его надо переучить, а не ставить на нем крест. В рамках этого процесса у нас появилось такое понятие, как “смерть робота”. Мы определяем, когда надо расстаться с роботом и когда робот должен родиться, появиться на свет», — отметил Дмитрий Фролов, руководитель операционного департамента.

Благодаря внедрению проекта «Process Discovery» удалось обнаружить ряд процессов, выполнение которых можно передать роботам, и успешно запустить их роботизацию. 

Первый кейс был инициирован сотрудником IT-службы банка. Он подал заявку на роботизацию процесса сопровождения автоматизированных депозитных машин (АДМ) для самоинкассации, и его заявка успешно прошла все этапы Process Discovery. АДМ — это устройство, куда магазины и другие организации сдают выручку. Обязанности сотрудников дежурной службы IT включали в себя мониторинг и техническое обслуживание АДМ. IT-специалисту необходимо было на постоянной основе следить за тем, чтобы устройства для самоинкассации клиентов не ломались, не простаивали, и в нужный момент назначать инкассацию. По мере возрастания числа устройств у специалиста IT-службы банка возникла необходимость упростить и автоматизировать операции, которые он выполнял ежедневно. Заявка специалиста была проанализирована, одобрена, и процесс роботизировали. 

Взаимодействуя с тремя разными системами, робот производит мониторинг устройств, выявляет неисправности и генерирует заявку на инкассацию. Кроме того, в зависимости от категории ошибки он способен принять решение о том, куда именно направить заявку — в инкассацию или в сервисную компанию. 

Внедрение робота позволило обеспечить бесперебойную работу более 1100 устройств самоинкассации для клиентов Альфа-Банка, а также сократить простои благодаря своевременному реагированию.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ