Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • POS-опрос 2018
10.04.2018 Аналитика

POS-опрос 2018

В связи с осторожным восстановлением банковского рынка «Б.О» попросил экспертов POS-кредитования рассказать о текущей ситуации и перспективах



По данным БКИ «Эквифакс», в 2017 году выросла доля отказов в выдаче кредитных карт на 3,4 п.п. и POS-кредитовании на 2 п.п. С чем, по вашему мнению, это связано и отражают ли эти данные происходящее в вашем банке?


Александр Воронин, Русфинанс Банк Александр Воронин, директор департамента потребительского кредитования в точках продаж Русфинанс Банка:

Я вижу три основных фактора увеличения доли отказов на рынке POS:

1) спрос на кредиты POS быстро растет на фоне сокращения платежеспособности населения. Рост рынка POS в 2016-2017 годах составлял +20% в год, при этом реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 5,8% в 2016 году и еще на 1,7% — в 2017 году. Как результат растет доля клиентов, которые желают оформить кредит на покупку, но, по оценке банков и по данным БКИ, не смогут расплатиться по кредиту;

2) рост рынка POS в 2017 году происходил преимущественно в сегментах с повышенным риском просрочки — кредитование покупок смартфонов, электроники и бытовой техники;

3) в 2017 году увеличилась доля кредитов без первоначального взноса, особенно популярны были рассрочки без первоначального взноса 0-0-24, 0-0-12. Кредиты на покупки без первоначального взноса чаще не возвращаются клиентами, поэтому и отказов по ним больше.

Андрей Павлов, Почта Банк Андрей Павлов, руководитель службы целевого кредитования Почта Банка:

Можно сказать, что Почта Банк подтверждает данный тренд. Мы видим ухудшение качества клиентского потока, что влечет за собой снижение одобрения кредитов. Мы это связываем с увеличением потребительской активности. Сегмент менее благонадежных заемщиков вырос чуть быстрее, чем сегмент качественных заемщиков, поэтому и произошло незначительное отклонение в норме одобрения.

Александр Васильев, ОТП Банк Александр Васильев, заместитель председателя правления ОТП Банка:

Если говорить о кредитных картах, то доля отказов в ОТП Банке не выросла, а сократилась. В 2015 году было введено ужесточение кредитной политики, но уже в начале 2016 года кредитная политика была ослаблена, и сегодня выдачи карт в нашем банке продолжают расти.

Что касается уровня одобрения POS-кредитов, то мы действительно отмечаем снижение, но касается это лишь тех сегментов товаров, где достаточно велики риски невозврата кредита. Притом, что верхняя планка ставок ограничена требованиями Банка Росси по показателю «полная стоимость кредита» (ПСК), одобрение таких продуктов может стать убыточными для Банка — мы не можем заложить в ставку достаточный уровень риска, чтобы в случае необходимости он покрыл возможные потери.

Поэтому по POS-кредитованию снижение на уровне одобрения произошло, а при столь же жестком подходе к формированию ПСК со стороны регулятора будет происходить и дальше.

Сергей Васильев, «Ренессанс Кредит» Сергей Васильев, старший вице-президент, директор департамента продаж целевых кредитов КБ «Ренессанс Кредит»:

В прошлом году мы не наблюдали какого-либо снижения уровня одобрения POS-кредитов в нашем банке.

Валентин Федчин, «Восточный» Валентин Федчин, директор департамента POS-кредитования банка «Восточный»:

В банке «Восточный» доля отказов в POS-кредитовании не выросла и остается примерно на уровне прошлого года.


Не видите ли вы угрозу POS-кредитованию в набирающем популярность рынке карт рассрочки?


Александр Воронин, Русфинанс БанкАлександр Воронин, директор департамента потребительского кредитования в точках продаж Русфинанс Банка:

Это не угроза, а скорее возможность дополнительных продаж карточных продуктов для банков, работающих на рынке POS. Рассрочки на рынке POS существуют более 10 лет и могут оформляться как с кредитной картой, так и без нее. А карта рассрочки является, по сути, одной из разновидностей кредитных карт.

Андрей Павлов, Почта БанкАндрей Павлов, руководитель службы целевого кредитования Почта Банка:

Нет, мы не видим такой угрозы. Несмотря на стремительный выход на рынок POS-кредитования конкурентов с подобными продуктами, рынок стабильно растет. Более того, ключевые ретейлеры говорят о том, что трансформация POS-продаж в продажи по картам рассрочки не превышает 3%. Карты рассрочки, в отличие от POS-кредитов, не могут обеспечить клиентам длительные сроки. В настоящее время в POS-сегменте можно взять рассрочку даже на 36 месяцев. Краткосрочные акции с увеличением продолжительности рассрочки максимум до 12 месяцев — это мероприятие, нацеленное на широкую аудиторию и высокозатратное для банков. Экономическая целесообразность такого действия не всегда очевидна.

Александр Васильев, ОТП БанкАлександр Васильев, заместитель председателя правления ОТП Банка:

На мой взгляд, угроза есть, но она не столь велика. Возможно, на какой-то период карты рассрочки перетянут на себя часть объема по выдачам POS-кредитов. При этом следует учитывать, что работа с картами рассрочки, как правило, не совсем выгодна торговым сетям. Так, подразумевается, что торговые сети платят за финансирование при помощи карт рассрочки, тогда как в POS-модели все работает наоборот. Конечно, рано или поздно сети проведут анализ того, какая модель сотрудничества с кредитными организациями приносит прибыли больше. По нашим расчетам — это работа по POS.

Однако ряд банков рассматривает работу по картам рассрочки не как направление бизнеса, приносящее прибыль, а скорее как канал привлечения новых клиентов. В этом случае банки воспринимают свои расходы по карте как платеж за привлечение клиента. Они готовы нести небольшой убыток по ней, но при этом получать информацию о платежах клиента, они оценивают его качество и в итоге предлагают более выгодные для банка продукты. Плюс у финансовой организации будет возможность выдать еще один POS-кредит такому клиенту, но уже без участия торговой сети. То есть банк может заместить часть выдач POS-кредитов на карты рассрочки, а затем обратно перейти к POS.

Сергей Васильев, «Ренессанс Кредит»Сергей Васильев, старший вице-президент, директор департамента продаж целевых кредитов КБ «Ренессанс Кредит»:

На наш взгляд, карты рассрочки скорее дополняют POS-кредитование, а не создают ему угрозу, потому что на текущий момент они затрагивают другие клиентские сегменты с точки зрения срока кредита и среднего чека.

Станислав Дужинский, «Хоум Кредит» Станислав Дужинский, аналитик банка «Хоум Кредит»:

Обычные кредиты на покупку товара покупателям уже малоинтересны. Их больше привлекают рассрочки — когда товар можно купить сразу, а деньги за него отдавать частями без переплаты. В портфеле кредитов на товары банка «Хоум Кредит» доля рассрочек составляет уже более 70%. Мы предполагаем, что этот показатель может увеличиться. В этих условиях мы решили создать нашу интернет-площадку по предоставлению товаров в рассрочку. Это первый такой сервис в России. Сейчас там представлено более 26 тыс. товаров из различных категорий потребительских товаров. Их перечень постоянно расширяется.

Уникальность заключается в полностью дистанционном процессе. Решение об одобрении принимается автоматически, клиент получает одобрение меньше чем за минуту. Кредитный договор и товар ему привезет курьер, т.е. благодаря нам не нужно идти ни в банк, ни в магазин. Также, говоря о новинках прошлого года, я отметил бы появление такого продукта, как карты рассрочки. Основное их отличие от классических кредитных карт заключается в возможности приобретения товара в рассрочку на несколько месяцев, т.е. они представляют собой гибридный продукт, сочетающий кредитную карту и POS-кредит. Говоря о наших продуктах можно отметить, что карта рассрочки банка «Хоум Кредит» дает возможность покупать абсолютно любые товары и услуги в беспроцентную рассрочку. Срок рассрочки у партнеров Банка составляет от 4 до 12 месяцев (в среднем 5,5), а рассрочка на три месяца доступна вне партнерской сети — везде, где принимают карту VISA. Сегодня карты рассрочки — в первую очередь канал привлечения новых покупателей. Но благодаря револьверному кредитному лимиту карты станут удобным для клиентов и эффективным для торговых сетей инструментом для повторных покупок. По мере накопления клиентской базы карты рассрочки будут занимать все большую долю в обороте продаж в кредит и, возможно, постепенно будут вытеснять традиционные рассрочки, выдаваемые в магазинах. Однако в настоящее время эти продукты дополняют друг друга, предоставляя клиентам более привлекательные возможности при выборе банковского кредита.

Валентин Федчин, «Восточный»Валентин Федчин, директор департамента POS-кредитования банка «Восточный»:

Карты рассрочки набирают определенную популярность, но на текущей момент серьезной угрозы POS-кредитованию со стороны карт рассрочки нет, так как POS-кредиты (традиционная банковская рассрочка) дают клиентам больше возможностей, например более длинные сроки и большие суммы кредита. Также охват торговых точек партнеров, где можно оформить традиционную банковскую рассрочку, значительно шире, чем число магазинов, которые принимают карту рассрочки.

Евгений Шитиков, «МТС-Банк» Евгений Шитиков, начальник управления розничных продуктов ПАО «МТС-Банк»:

В течение года-двух лет классическое POS-кредитование останется доминирующим форматом продаж товаров в кредит. Вполне возможно, что карты рассрочки станут не конкурентом, а следующим этапом развития POS-кредитования и, более того, даже поспособствуют его росту. Данный продукт активно развивают как новые игроки, так и существующие лидеры на рынке POS-кредитования.


Обязательное страхование или продажи дополнительных продуктов при выдаче POS-кредитов: пережиток прошлого или необходимость?


Александр Воронин, Русфинанс БанкАлександр Воронин, директор департамента потребительского кредитования в точках продаж Русфинанс Банка:

Высокая конкуренция и доступность кредитов POS привели к тому, что страхование и другие дополнительные сервисы клиенты уже давно оформляют или не оформляют по своему выбору.

Клиенты также могут отказаться от страховки или дополнительного сервиса, даже если подписали соответствующий договор в момент оформления кредита.

Андрей Павлов, Почта БанкАндрей Павлов, руководитель службы целевого кредитования Почта Банка:

При выдаче POS-кредитов ни страхование, ни дополнительные продукты не являются обязательными. Приобретение дополнительного продукта или услуги — это добровольное желание самого клиента, а задача Банка — обеспечить клиенту широкий выбор всевозможных продуктов и услуг. В настоящий момент мы отмечаем тренд на снижение спроса на традиционную услугу страхования жизни, однако при этом есть и обратный тренд — увеличение спроса на иные дополнительные услуги и продукты Банка. Это говорит лишь о том, что предпочтения клиентов меняются, но желание получить ту или иную услугу сохраняется.

Александр Васильев, ОТП БанкАлександр Васильев, заместитель председателя правления ОТП Банка:

При выдаче POS-кредита клиент имеет возможность приобрести различные страховые продукты. Но они ни в коем случае не являются обязательными — это лишь выбор клиента: хочет он приобретать страхование или нет.

Раньше большой популярностью пользовалась страховка «от несчастного случая». Но сегодня, когда на POS-точках у банков есть возможность предлагать широкий спектр страховых продуктов, в том числе благодаря высокой проходимости клиентов, мы предлагаем уже около 30 таких продуктов. Что интересно — на каждый из них есть свой покупатель. Страховки востребованы, и их продажи активно растут. Важно отметить, что страховые продукты доступны к приобретению на POS-точках и за собственные средства клиентов, а не только за счет кредитных предложений Банка.

Сергей Васильев, «Ренессанс Кредит»Сергей Васильев, старший вице-президент, директор департамента продаж целевых кредитов КБ «Ренессанс Кредит»:

Обязательного страхования у нас нет. Страховка является дополнительной опцией. Заемщик определяет необходимость подключения данной услуги исходя из собственных потребностей. Мы предлагаем клиентам и различные страховые программы, и дополнительные финансовые услуги. Если они представляют для заемщика интерес, он может их приобрести.

Станислав Дужинский, «Хоум Кредит»Станислав Дужинский, аналитик банка «Хоум Кредит»:

В настоящее время приобретение дополнительных финансовых продуктов совершенно добровольно. Кроме того, от любого продукта клиент может отказаться в так называемый период охлаждения. Это установлено нормами действующего законодательства России.

Валентин Федчин, «Восточный»Валентин Федчин, директор департамента POS-кредитования банка «Восточный»:

Дополнительные продукты по-прежнему актуальны как для банка, так и для клиента. Это, например, страховка, которая позволяет клиенту не беспокоиться о погашении кредита в случае возникновения непредвиденных ситуаций, или, например, sms-информирование, которое напоминает клиенту об очередном платеже.

Евгений Шитиков, «МТС-Банк»Евгений Шитиков, начальник управления розничных продуктов ПАО «МТС-Банк»:

Обязательного страхования или продаж других продуктов в POS-кредитовании нет. Согласно законодательству РФ, данные услуги являются добровольными, и банки в этой части строго придерживаются буквы закона. При этом не секрет, что в некоторых банках доля таких продаж существенна, но именно за клиентом остается последнее слово в выборе той или иной услуги, включая так называемый период охлаждения (период времени, в течение которого страхователь вправе отказаться от договора страхования и получить возврат уплаченной страховой премии в полном объеме, при условии, что на дату отказа от договора страхования не наступало событий, имеющих признаки страхового случая), который предусмотрен уже после оформления кредита. Стоит отметить, что некоторые услуги к кредитам не требуют активных продаж, клиенты сами в них заинтересованы, достаточно рассказать обо всех преимуществах при оформлении. Например, услуга «СМС-инфо», благодаря которой клиент получает всю необходимую информацию по обслуживанию и погашению своего кредита, включая напоминания о предстоящих платежах и уведомления о поступлении денежных средств на кредитный счет. Мы отмечаем большой интерес среди клиентов МТС Банка к оформлению данной услуги.


Есть ли динамика в ту или иную сторону по просрочке относительно прошлых лет?


Александр Воронин, Русфинанс БанкАлександр Воронин, директор департамента потребительского кредитования в точках продаж Русфинанс Банка:

Просрочка в последние годы снижалась.

Андрей Павлов, Почта БанкАндрей Павлов, руководитель службы целевого кредитования Почта Банка:

Есть положительная динамика — мы отмечаем улучшение ситуации с просрочкой. Введение новых риск-инструментов и более конструктивная работа с основными партнерами позволили добиться снижения просроченной задолженности по новым поколениям выдач.

Александр Васильев, ОТП БанкАлександр Васильев, заместитель председателя правления ОТП Банка:

В ОТП Банке отмечается положительная динамика по сокращению просроченной задолженности начиная с 2015 года. На текущий момент мы также отмечаем положительную динамику сокращения просрочки, но она имеет скорее уже стабилизировавшийся характер, причем на исторически минимальном уровне.

Сергей Васильев, «Ренессанс Кредит»Сергей Васильев, старший вице-президент, директор департамента продаж целевых кредитов КБ «Ренессанс Кредит»:

У нас уровень просрочки по POS-кредитам находится на стабильно низком уровне. Это было достигнуто благодаря эффективным решениям в области управления рисками. Кроме того, еще одним фактором является то, что рынок POS-кредитования в последнее время сдвигается в сторону рассрочек. Все чаще клиенты оформляют товарные кредиты без переплаты, соответственно ежемесячная кредитная нагрузка становится легче. Поэтому заемщики аккуратно исполняют взятые на себя обязательства, не допуская выходов на просрочку.

Станислав Дужинский, «Хоум Кредит»Станислав Дужинский, аналитик банка «Хоум Кредит»:

По мере улучшения экономической ситуации во всем банковском секторе доля просроченной задолженности по всем видам потребительского кредитования снижается. Кроме того, влияние на этот процесс оказывают те меры, которые были приняты российскими банками в сфере риск-менеджмента за последние несколько лет. Это касается и портфеля POS-кредитования. По данным нашей отчетности МСФО, по итогам 2017 года доля просрочки в портфеле POS нашего банка составила 3,3% против 4,4% годом ранее.

Валентин Федчин, «Восточный»Валентин Федчин, директор департамента POS-кредитования банка «Восточный»:

В банке «Восточный» доля просроченной задолженности по POS-кредитам не изменилась по сравнению с прошлым годом и находится на стабильно низком уровне благодаря качественной работе скоринговых моделей.


Онлайн-площадка товаров в рассрочку под банковским брендом: плюсы и минусы.


Александр Воронин, Русфинанс БанкАлександр Воронин, директор департамента потребительского кредитования в точках продаж Русфинанс Банка:

Плюсы: когда онлайн-площадка раскручена и находится в руках банка, а не онлайн-магазинов товаров, у банка будет сохраняться контроль над процессом продажи и контакты с клиентами (а значит, и основной доход); получение информации о поведении клиентов для последующей работы с ними в онлайне по другим каналам продаж.

Минусы: непрофильный бизнес банков; высокая конкуренция с профильными онлайн-игроками и другими маркетплейсами; финансовые вложения для раскрутки площадки и привлечения клиентов.

Андрей Павлов, Почта БанкАндрей Павлов, руководитель службы целевого кредитования Почта Банка:

Онлайн-площадка банка для продажи товаров в рассрочку — решение в духе времени, успех которого напрямую зависит от качества ресурса, его удобства для контрагентов и клиентов, способности банка создавать целевой трафик для данного канала продаж. Очевидно, что, чем больше структура, чем заметнее она на рынке как бренд, тем более резонным становится создание онлайн-площадки. Для банка плюсы очевидны: трафик, собираемый собственным сайтом, — это клиенты, для которых банк устанавливает свои правила игры с контрагентами и поставщиками товаров и услуг. Клиентам это открывает возможность получить кредит на лучших условиях среди большого количества ретейлеров. При этом важно, что в рамках одного кредита можно приобрести набор товаров сразу от нескольких поставщиков, что невозможно, к примеру, в офлайне. Преимущество для ретейлеров — это дополнительный трафик: клиенты, которые у них появятся только благодаря маркетинговой активности банка.

Валентин Федчин, «Восточный»Валентин Федчин, директор департамента POS-кредитования банка «Восточный»:

Онлайн-площадки товаров в рассрочку позволяют банку самостоятельно выбирать, какие банковские продукты продавать на этой площадке, какой товарный сегмент развивать и т.п.

Евгений Шитиков, «МТС-Банк»Евгений Шитиков, начальник управления розничных продуктов ПАО «МТС-Банк»:

У онлайн-площадок в рассрочку под банковским брендом есть как плюсы, так и минусы. Среди плюсов могу отметить повышение узнаваемости банка у клиентов. Ведь зачастую, оформляя POS-кредит в той или иной торговой точке, клиент может даже не обратить внимание на то, с каким банком подписывает договор. Помимо этого наличие своей онлайн-площадки позволяет банку устанавливать свои правила игры и привлекать партнеров, которые готовы этим требованиям соответствовать. Конкуренция в данном случае для банка отсутствует или имеет место, но все же управляется банком —владельцем онлайн-площадки. Минусы у такого формата тоже есть. Клиенты все же привыкли покупать товар там, где он продается, а не идти в банк за POS-кредитом. Востребованность и актуальность онлайн-площадки, которой управляет банк, еще не доказана.


Как может отразиться на рынке POS-кредитования применение удаленной идентификации клиентов банка?


Александр Воронин, Русфинанс БанкАлександр Воронин, директор департамента потребительского кредитования в точках продаж Русфинанс Банка:

Это увеличит доступность POS-кредитов, улучшит удобство оформления, а значит, вырастут продажи POS-кредитов, в первую очередь продажи дистанционно оформленных кредитов.

Андрей Павлов, Почта БанкАндрей Павлов, руководитель службы целевого кредитования Почта Банка:

Удаленная идентификация — это, возможно, одна из самых ожидаемых технологий на рынке онлайн-кредитования. Сегодня в России большая часть населения является активными пользователями Интернета, и по мере развития технологии удаленной идентификации люди стали все чаще пользоваться преимуществами данного решения. Приобретение товара в кредит, не выходя из дома, с подтверждением электронной подписью — это актуальный запрос современного общества, в котором все процессы стремятся к оптимизации с точки зрения экономии времени и удобства. В перспективе четырех-пяти лет это может привести к полному переориентированию рынка POS-кредитования в сторону онлайн-оформления. Однако важно, чтобы данный процесс был поддержан основными ретейлерами рынка — их модели продаж также должны быть готовы к смене парадигмы потребления от магазина к интернет-площадке.

Александр Васильев, ОТП БанкАлександр Васильев, заместитель председателя правления ОТП Банка:

Я считаю, что работа над удаленной идентификацией клиентов может привести к очень положительным изменениям в банковском секторе. Если будет утвержден способ идентифицировать клиента удаленно (и это будет подтверждено законодательно), то у банков появится возможность оформлять кредиты без подписания большого количества документов, существенно ускорив процедуру выдачи. Это позволит банкам работать с маленькими чеками, что в перспективе даст существенный толчок к развитию POS-бизнеса и частично может изменить рынок МФО.

Сергей Васильев, «Ренессанс Кредит»Сергей Васильев, старший вице-президент, директор департамента продаж целевых кредитов КБ «Ренессанс Кредит»:

На наш взгляд, возможность удаленной идентификации будет способствовать развитию POS-кредитования в Интернете. Предоставив биометрические данные, клиент получит доступ к услугам разных банков. Соответственно процесс получения кредита на товар в Интернете станет проще. Кроме того, удаленная идентификация поможет снизить уровень мошенничества в сфере интернет-кредитования — вряд ли при наличии такой системы злоумышленникам будет интересен этот канал. А значит, можно предположить, что уровень одобрения заявок на кредиты в интернет-магазинах вырастет.

Валентин Федчин, «Восточный»Валентин Федчин, директор департамента POS-кредитования банка «Восточный»:

Удаленная идентификация позитивно влияет на развитие POS-кредитования и открывает новые возможности как для банка, так и для клиента.

Евгений Шитиков, «МТС-Банк»Евгений Шитиков, начальник управления розничных продуктов ПАО «МТС-Банк»:

У удаленной идентификации клиентов, на мой взгляд, много плюсов для всех видов кредитования, в том числе и для POS-кредитования. Банки смогут намного быстрее обслуживать клиентов при оформлении кредита в рамках действующих партнерств. Помимо этого удаленная идентификация позволит подключиться и новым партнерам. Сейчас в силу действующих требований необходима обязательная офлайн-идентификация сотрудником банка. Это является серьезным ограничением для сотрудничества между банками и компаниями.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ