Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • От классического POS до карт рассрочки
10.04.2018 Аналитика

От классического POS до карт рассрочки

Какой банковский продукт нравится торговым организациям и клиентам по всему миру и очень скоро сможет составить серьезную конкуренцию классическим продуктам кредитования в ретейле? Правильно, карты рассрочки!


Динамика рынка потребительского кредитования в России растет активными темпами. Эльвира Набиуллина даже недавно заявила, что ЦБ может принять меры на рынке потребительского кредитования, чтобы избежать перегрева и стимулировать выдачу кредитов реальному сектору экономики. Она же подтвердила на заседании Президиума Госсовета, что потребительское кредитование должно расти темпами, сопоставимыми с темпом роста доходов населения, и должно быть сопоставимо с кредитами реальному сектору экономики.

По данным ЦБ за 2017 год, банки увеличили портфель кредитов населению на 13,2%, до 12,2 трлн рублей. Общая сумма выданных за прошлый год кредитов выросла на 37%, тогда как их количество — только на 12%, с 31,2 млн до 34,8 млн штук. Рост кредитования наблюдался по всем видам продуктов, причем количество новых кредитов увеличивалось медленнее, чем суммы кредитования, которые росли за счет увеличения кредитных лимитов по кредитным картам. За счет этого кредитки стали лидером по темпам роста. Количество выданных за год новых карт (без учета карт, выпущенных взамен карт с истекшим сроком) выросло лишь на 8%, до 8,65 млн штук, а их совокупные лимиты увеличились за прошлый год почти вдвое — на 48%, до 544,5 млрд рублей. Традиционными лидерами в категориях потребительского кредитовании являются бытовая электроника и мобильные устройства.

По данным Frank Research Group, основанных на управленческой отчетности банков и учитывающих утилизацию кредитных лимитов и просроченную задолженность, портфель кредитных карт и овердрафтов Сбербанка на 1 декабря 2017 года составил 42,5% общего портфеля банков. За год он вырос на 16,4%, до 559,6 млрд рублей. Тинькофф Банк за 2017 год выдал 2,41 млн новых кредитных карт — на 43% больше, чем в прошлом году. Банк «Восточный» увеличил выдачи на 140%, ОТП Банк — на 135%, ВТБ — на 13% (440 000 карт). А Совкомбанк за тот же период выдал более 1 млн карт рассрочки «Халва». Представляют ли они угрозу для экономики или являются инструментом ее развития? Давайте разберемся.

Высокий уровень конкуренции на рынке POS-кредитования привел к массовому переходу ретейлеров к брокерам

Вопрос удержания клиентов и повышения их активности всегда волновал банки, заставляя постоянно модифицировать и придумывать новые продукты и сервисы. Цену и качество клиенты уже давно воспринимают как должное, и именно скорость и эмоциональное удовлетворение от сервиса вышли на первое место. Чем реже клиенты посещают банковские отделения, тем ближе к клиентам пытаются стать банки, решая их повседневные вопросы на месте их возникновения. Потребительское кредитование всегда было одним из самых эффективных каналов удаленных продаж в России, но оно претерпело ряд изменений за последние годы: от классического потребительского кредитования до карты рассрочки моментального выпуска.

Рассрочка — это погашение задолженности равными небольшими транзакциями по карте или кредиту. Платежи фиксируются на определенный период. При этом клиентам не предлагается погашать данную задолженность по револьверной схеме досрочно. Если сравнить качественные характеристики продуктов для кредитования клиентов в ретейле, то получается такая картина, представленная в табл. 1.

Таблица 1. Сравнение качественных характеристиких продуктов для кредитования клиентов в ретейле


Карта рассчроки

Кредитная карта

Pos

Бесплатная карта для клиента

Платная карта для клиента

Часто, нет карты

Бесплатное обслуживание

Платное обслуживание

Нет обслуживания

Нет % за пользование лимитом

Высокий % за пользование лимитом

Нет % за пользование лимитом

До 12 месяцев рассрочки без %

До 4 месяцев рассрочки без %

До 24 месяцев рассрочки без %

Отсутствует первоначальный взнос

Отсутствует первоначальный взнос

Бывает первоначальный взнос

Низкий штраф за просрочку

Высокий штраф за просрочку

Высокий штраф за просрочку

Не нужен договор на каждую покупку

Не нужен договор на каждую покупку

Договор на каждую покупку

Доступна во всех категориях

Доступна во всех категориях

Доступен не во всех категориях

Нет платных дополнительных услуг

Навязывание платных дополнительных услуг

Навязывание платных дополнительных услуг

Простой и прозрачный для клиентов

Сложный для понимания клиентов

Сложный для понимания клиентов

Оформление за 8–10 минут

Офрмление от 40 минут до 2 дней

Оформление за 15–40 минут

Оформление в магазине, банке и курьером

Оформление в банке или курьером

Оформление в магазине

Проценты платит ретейлер

Проценты платит клиент

Проценты платит ретейлер

Высокий уровень конкуренции на рынке POS-кредитования привел к массовому переходу ретейлеров к брокерам — как в офлайн-канале, так и в онлайн-каналах. При этом банки потеряли прямой контакт с клиентом, и отток с продуктов POS-кредитования увеличился во многих банках до 80%. Введение карт моментального выпуска к POS-кредиту не помогло решить эту проблему, так как клиенты не видели в карте дополнительной ценности.

В это время свою пиковую популярность приобрели различные кредитные кобрендовые программы, дающие клиентам возможность зарабатывать баллы от каждой покупки как у ретейлера, так и вне его сети. Но высокая стоимость возмещения баллов сделала большинство таких программ убыточными для банков, несмотря на все их плюсы, такие как увеличение транзакционной активности и денежного оборота. При этом у клиентов в кошельке таких карт скопилось достаточно большое количество, что в итоге привело к снижению интереса к данному виду продуктов. Клиенты выбирают для себя одну или две кобрендовых карты, а новые брать уже не так хотят.

Карты рассрочки стали универсальной альтернативой, объединяя в себе функции кредитной и POS-карты. Согласно исследованию 2016 года от Ovum, около 70% организаций по всему миру (розничные банки, платежные организации, розница и транзакционные банки) либо предлагают рассрочку, либо разрабатывают такой продукт.

Карты рассрочки стали универсальной альтернативой, объединяя в себе функции кредитной и POS-карты

Если посмотреть на зарубежный рынок, то рассрочка была впервые предложена клиентам в Турции, а сейчас популярна во всем мире. Yapi Kredi Bank запустил первую кредитную карту с рассрочкой в 1998 году, а сегодня уже 30% покупок и 2,7 транзакции на карту в год оформляются в рассрочку. Более 90% платежей в Турции, совершенных через PayU, сделаны по кредитным картам с опцией рассрочки. Шесть основных категорий составляют 75% объема оборота по картам рассрочки: одежда, электроника, супермаркеты, мебель, страховка, строительные материалы. Средняя сумма рассрочки в Турции — около 220 долларов США при сроке пять месяцев. В 2013 году компания Apple столкнулась со снижением продаж iPhone в Индии. Чтобы противостоять этому компания предложила рассрочку на телефоны от 6 до 12 месяцев. В результате увеличение продаж телефонов составило около 400%, с 70 000–80 000 до 400 000 штук за месяц. В Бразилии 80% онлайн-платежей производится в рассрочку, и 62% онлайн-покупателей говорят, что беспроцентная рассрочка — это основной мотиватор покупок в онлайне. А в Великобритании предпочтение оплаты в рассрочку увеличилось с 38% в 2015-м до 45% в 2016 году. В Китае 48% потребителей платят в рассрочку по онлайн-транзакциям.

В России карты рассрочки появились только год назад, с выходом на рынок игроков «Совесть» (QIWI) и «Халва» (Совкомбанк). Затем на рынок вышли похожие по функционалу на карты рассрочки продукты от Хоум Кредит энд Финанс Банка и «Вместо денег» от Альфа-Банка. Рассмотрим предложения банков в деталях (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная характеристика карт рассрочки


Характеристика

«Халва»

«Хоум-Кредит»

«Совесть»

«Вместо Денег»

Где можно использовать

Везде

Везде

Партнерская сеть

Везде

Количество клиентов в 2017 году*

Более 1 000 000

Более 250 000

Н/д

Н/д

Максимальный лимит, рублей

350 000

300 000

300 000

200 000

Штраф за несвоевременный платеж, рублей

590

290

10% годовых

Продление рассрочки

Есть

Есть

Срок рассрочки

До 24 мес.

До 12 мес.

До 12 мес.

До 24 мес.

Оформление карты

На сайте, в офисе банка, в магазине, курьером

В магазине, на сайте

На сайте, в магазине, курьером

В магазине, на сайте

Кэшбэк на собственные средства

1,5%

Нет

Нет

Нет

% на остаток собственных средств

От 7 до 7,5%

Нет

Нет

Нет

Снятие наличных

Нет

Нет

Нет

Нет

% за просрочку

≈30% годовых (0,1% за каждый день просрочки)

29,9% годовых

10% годовых

10% годовых

Льготные дни при просрочке

5 дней

Нет

Нет

Нет

* Требует уточнения.

Безусловным лидером сегодня в России является карта рассрочки «Халва», обогнавшая своих ближайших конкурентов в несколько раз как по количеству выданных карт, так и по торговому обороту. В отличие от карты «Совесть», «Халва» начала свою экспансию с регионов и располагает партнерской сетью магазинов в более 90 тыс. торговых точек крупных федеральных и региональных ретейлеров. Планы у ПАО «Совкомбанк» до конца 2020 года достаточно амбициозные — выдать 9 млн карт рассрочки «Халва». С учетом текущей позитивной динамики они достижимы.






Новости Новости Релизы