Банковское обозрение

Финансовая сфера

09.06.2017 Аналитика
POSледние новости

Несмотря на то что POS-кредитование по-прежнему остается для банков затратным и хлопотным направлением, сейчас риски здесь находятся на минимальном для последних лет уровне, а качество портфеля значительно повысилось. Об этом на встрече с журналистами рассказал заместитель председателя правления ОТП Банка Александр Васильев



Александр Васильев, ОТП Банк

 

В целом рынок POS-кредитования, по словам топ-менеджера Банка, пребывает в фазе восстановления после двухлетнего спада. Выдачи POS-кредитов с четвертого квартала 2015 года по четвертый квартал 2016-го выросли на 16,3%. Портфель POS-кредитов за год (с января 2016 года по январь 2017-го) увеличился на 9,4% (с 193,12 млрд до 211,23 млрд рублей). Основными игроками на этом рынке, по данным Frank Research Group, помимо ОТП Банка являются Хоум Кредит Банк, «Ренессанс Кредит», Альфа-Банк, Почта Банк, Русфинанс Банк, «Сетелем», МТС Банк, «Русский стандарт» и Тинкофф банк.

Однако работать в данном сегменте становится все сложнее. Одна из основных причин — усиление регуляторного воздействия со стороны Банка России, который, в частности, снизил предельно допустимый верхний порог ставок по POS-кредитам. «Регулятор ввел ограничения по максимальной ставке POS-кредитования — 27–37%. И, вероятно, это еще не предел. Поэтому возможностей зарабатывать на таких кредитах у банков становится все меньше. Уже в 2017 году ситуация в POS-бизнесе стала более сложная, чем годом ранее. Маржа снижается, и мы предполагаем, что эта тенденция будет продолжаться», — отметил Александр Васильев.

«POS-бизнес очень специфичен. Нужно иметь много персонала, разветвленную сеть, большое количество договоров с партнерами, ретейлерами, выстроенную логистику, иметь сильную команду риск-менеджеров. Это не выдача ипотечного кредита на несколько миллионов рублей на 10–20 лет. В случае POS-кредитования нужно выдать, например, по 20 тыс. рублей множество кредитов, которые гасятся в течение года-двух. Это очень трудоемкая и специфичная зона деятельности», — рассказывает Александр Васильев. Этим, собственно, можно объяснить почему крупным банкам (тем, кто выдает миллиарды рублей кредитов юрлицам) с точки зрения объемов бизнеса портфель POS-кредитов не столь интересен. Хотя они, конечно, в какой-то мере все равно представлены на POS-рынке и Сбербанком, и ВТБ в лице родственных банков.

На снижение профильных доходов банков также влияют падение спроса на традиционные для POS-кредитования группы товаров: ноутбуки, компьютеры, крупную бытовую технику и пр. и одновременный рост платежей торговым организациям за привлечение клиентов.

Выход из данной ситуации в ОТП Банке нашли в оптимизации всей системы POS-кредитования. «Нам пришлось искать различные варианты — куда нам двигаться для того, чтобы сохранить уровень дохода, который мы получаем от POS-бизнеса. Этот бизнес у нас уже был выделен в отдельное направление со своей инфраструктурой в семи региональных центрах и 96 кредитно-кассовых офисах, которые распределены по всей стране: от центральной части до регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока, — рассказал Александр Васильев. — Но нужно было найти новые форматы и технологии для повышения эффективности их работы».

По его словам, в первую очередь в Банке проанализировали ситуацию в тех сегментах ретейла и рынка услуг, которые не являются традиционными для данного вида кредитования (обувь и одежда, туризм, медицина, образование, спорттовары, страхование и пр.), и затем выбрали перспективные для развития сегменты. «Мы потратили примерно полгода, чтобы понять их конъюнктуру. Важный вывод, который удалось сделать: заявка на кредит должна быть максимально короткой, особенно если речь идет о покупке на сумму 2–5 тыс. рублей — например, пары обуви. Никто не будет заполнять большую анкету в течение 40 минут, чтобы получить кредит на небольшую сумму», — отметил Александр Васильев.

Еще одной антикризисной мерой Банка стал выход с POS-кредитами на рынок интернет-торговли. На сегодняшний день, по словам зампреда ОТП Банка, в этой сфере почти нет конкуренции, поскольку далеко не все банки обладают техникой скоринга клиентов онлайн магазинов. Между тем POS-кредиты здесь оказались довольно востребованы. «Интернет-торговля — это очень большая часть рынка, которая пока не охвачена конкуренцией в части кредитования покупателей. Как оказалось, очень многие люди в силу тех или иных причин не всегда готовы полностью оплачивать дистанционную покупку по банковской карточке и нуждаются в дополнительных средствах. В этом мы видим серьезный потенциал для своего развития», — сказал Александр Васильев. По его словам, на сегодняшний день ОТП Банк сотрудничает с первой сотней онлайн-магазинов, которые в совокупности, по данным рейтинга Ruward, занимают около 60% соответствующего рынка. Взаимодействие с ними осуществляется через брокерские компании, которые обеспечивают техническую интеграцию участников совместного проекта.

Проект e-commerce в Банке выделен в отдельный блок, для которого созданы отдельная команда, платформа взаимодействия с интернет-магазином для автоматического получения заявок, выездная служба подписания кредитных договоров и написана специальная — «укороченная» — анкета.

Сокращать количество бумаги при оформлении POS-кредитов Банк планирует и в традиционном формате работы — на точках в магазинах. «Если раньше у нас на оформление одного кредита уходило в среднем 40 минут, и даже теоретически при всевозможных «ускорениях» мы не укладывались меньше, чем в 25 минут, то благодаря новой системе обслуживания клиентов, которая сейчас внедряется, Банк планирует выйти на следующие показатели: 50% клиентов мы будем обслуживать в течение 4,5 минут, 30% — в пределах 7 минут и 20% — в пределах 15 минут», — рассказал зампред правления ОТП Банка. Это станет возможно благодаря ряду технологических нововведений, в частности «динамической анкете», когда скоринг будет самостоятельно определять набор данных по заемщику, а также диапазон параметров по кредиту (ставка, сроки и т.д.). В будущем Банк планирует сделать доступным процесс продаж с выдачей кредита без стационарного места кредитного менеджера. «Наш специалист будет осуществлять все операции с планшета, а потом распечатывать минимальное количество бумажных документов (планируем сократить до двух-трех листов) для подписи клиентом», — нарисовал перспективы Александр Васильев.

«Все перечисленное позволит нам ускорять и увеличивать объемы кредитования, не теряя при этом в качестве кредитного портфеля. По оценкам наших экспертов уже после первого квартала текущего года мы готовы скорректировать прогноз по POS-бизнесу. И, если раньше мы давали оценку в 7% роста по году, то теперь наш прогноз не менее 15%», — убежден заместитель председателя правления ОТП Банка.

СПРАВКА Б.О

ОТП Банк — универсальная кредитная организация, предоставляющая широкий спектр банковских услуг и продуктов для частных лиц и корпоративных клиентов, уверенно входящая в рейтинг топ-50 крупнейших банков России

(ИД «Коммерсантъ» на 1 апреля 2017 года). ОТП Банк является частью международной финансовой Группы ОТП (OTP Group) — одного из лидеров рынка финансовых услуг Центральной и Восточной Европы. ОТП Банк занимает 2-е место на рынке POS-кредитования (Frank Research Group на 1 апреля 2017 года) и 8-е место на рынке кредитных карт (Frank Research Group на 1 апреля 2017 года). ОТП Банк является участником системы обязательного страхования вкладов.




Присоединяйся к нам в телеграмм