Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • POSледние новости
09.06.2017 Аналитика

POSледние новости

Несмотря на то что POS-кредитование по-прежнему остается для банков затратным и хлопотным направлением, сейчас риски здесь находятся на минимальном для последних лет уровне, а качество портфеля значительно повысилось. Об этом на встрече с журналистами рассказал заместитель председателя правления ОТП Банка Александр Васильев


Александр Васильев, ОТП Банк

 

В целом рынок POS-кредитования, по словам топ-менеджера Банка, пребывает в фазе восстановления после двухлетнего спада. Выдачи POS-кредитов с четвертого квартала 2015 года по четвертый квартал 2016-го выросли на 16,3%. Портфель POS-кредитов за год (с января 2016 года по январь 2017-го) увеличился на 9,4% (с 193,12 млрд до 211,23 млрд рублей). Основными игроками на этом рынке, по данным Frank Research Group, помимо ОТП Банка являются Хоум Кредит Банк, «Ренессанс Кредит», Альфа-Банк, Почта Банк, Русфинанс Банк, «Сетелем», МТС Банк, «Русский стандарт» и Тинкофф банк.

Однако работать в данном сегменте становится все сложнее. Одна из основных причин — усиление регуляторного воздействия со стороны Банка России, который, в частности, снизил предельно допустимый верхний порог ставок по POS-кредитам. «Регулятор ввел ограничения по максимальной ставке POS-кредитования — 27–37%. И, вероятно, это еще не предел. Поэтому возможностей зарабатывать на таких кредитах у банков становится все меньше. Уже в 2017 году ситуация в POS-бизнесе стала более сложная, чем годом ранее. Маржа снижается, и мы предполагаем, что эта тенденция будет продолжаться», — отметил Александр Васильев.

«POS-бизнес очень специфичен. Нужно иметь много персонала, разветвленную сеть, большое количество договоров с партнерами, ретейлерами, выстроенную логистику, иметь сильную команду риск-менеджеров. Это не выдача ипотечного кредита на несколько миллионов рублей на 10–20 лет. В случае POS-кредитования нужно выдать, например, по 20 тыс. рублей множество кредитов, которые гасятся в течение года-двух. Это очень трудоемкая и специфичная зона деятельности», — рассказывает Александр Васильев. Этим, собственно, можно объяснить почему крупным банкам (тем, кто выдает миллиарды рублей кредитов юрлицам) с точки зрения объемов бизнеса портфель POS-кредитов не столь интересен. Хотя они, конечно, в какой-то мере все равно представлены на POS-рынке и Сбербанком, и ВТБ в лице родственных банков.

На снижение профильных доходов банков также влияют падение спроса на традиционные для POS-кредитования группы товаров: ноутбуки, компьютеры, крупную бытовую технику и пр. и одновременный рост платежей торговым организациям за привлечение клиентов.

Выход из данной ситуации в ОТП Банке нашли в оптимизации всей системы POS-кредитования. «Нам пришлось искать различные варианты — куда нам двигаться для того, чтобы сохранить уровень дохода, который мы получаем от POS-бизнеса. Этот бизнес у нас уже был выделен в отдельное направление со своей инфраструктурой в семи региональных центрах и 96 кредитно-кассовых офисах, которые распределены по всей стране: от центральной части до регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока, — рассказал Александр Васильев. — Но нужно было найти новые форматы и технологии для повышения эффективности их работы».

По его словам, в первую очередь в Банке проанализировали ситуацию в тех сегментах ретейла и рынка услуг, которые не являются традиционными для данного вида кредитования (обувь и одежда, туризм, медицина, образование, спорттовары, страхование и пр.), и затем выбрали перспективные для развития сегменты. «Мы потратили примерно полгода, чтобы понять их конъюнктуру. Важный вывод, который удалось сделать: заявка на кредит должна быть максимально короткой, особенно если речь идет о покупке на сумму 2–5 тыс. рублей — например, пары обуви. Никто не будет заполнять большую анкету в течение 40 минут, чтобы получить кредит на небольшую сумму», — отметил Александр Васильев.

Еще одной антикризисной мерой Банка стал выход с POS-кредитами на рынок интернет-торговли. На сегодняшний день, по словам зампреда ОТП Банка, в этой сфере почти нет конкуренции, поскольку далеко не все банки обладают техникой скоринга клиентов онлайн магазинов. Между тем POS-кредиты здесь оказались довольно востребованы. «Интернет-торговля — это очень большая часть рынка, которая пока не охвачена конкуренцией в части кредитования покупателей. Как оказалось, очень многие люди в силу тех или иных причин не всегда готовы полностью оплачивать дистанционную покупку по банковской карточке и нуждаются в дополнительных средствах. В этом мы видим серьезный потенциал для своего развития», — сказал Александр Васильев. По его словам, на сегодняшний день ОТП Банк сотрудничает с первой сотней онлайн-магазинов, которые в совокупности, по данным рейтинга Ruward, занимают около 60% соответствующего рынка. Взаимодействие с ними осуществляется через брокерские компании, которые обеспечивают техническую интеграцию участников совместного проекта.

Проект e-commerce в Банке выделен в отдельный блок, для которого созданы отдельная команда, платформа взаимодействия с интернет-магазином для автоматического получения заявок, выездная служба подписания кредитных договоров и написана специальная — «укороченная» — анкета.

Сокращать количество бумаги при оформлении POS-кредитов Банк планирует и в традиционном формате работы — на точках в магазинах. «Если раньше у нас на оформление одного кредита уходило в среднем 40 минут, и даже теоретически при всевозможных «ускорениях» мы не укладывались меньше, чем в 25 минут, то благодаря новой системе обслуживания клиентов, которая сейчас внедряется, Банк планирует выйти на следующие показатели: 50% клиентов мы будем обслуживать в течение 4,5 минут, 30% — в пределах 7 минут и 20% — в пределах 15 минут», — рассказал зампред правления ОТП Банка. Это станет возможно благодаря ряду технологических нововведений, в частности «динамической анкете», когда скоринг будет самостоятельно определять набор данных по заемщику, а также диапазон параметров по кредиту (ставка, сроки и т.д.). В будущем Банк планирует сделать доступным процесс продаж с выдачей кредита без стационарного места кредитного менеджера. «Наш специалист будет осуществлять все операции с планшета, а потом распечатывать минимальное количество бумажных документов (планируем сократить до двух-трех листов) для подписи клиентом», — нарисовал перспективы Александр Васильев.

«Все перечисленное позволит нам ускорять и увеличивать объемы кредитования, не теряя при этом в качестве кредитного портфеля. По оценкам наших экспертов уже после первого квартала текущего года мы готовы скорректировать прогноз по POS-бизнесу. И, если раньше мы давали оценку в 7% роста по году, то теперь наш прогноз не менее 15%», — убежден заместитель председателя правления ОТП Банка.

СПРАВКА Б.О

ОТП Банк — универсальная кредитная организация, предоставляющая широкий спектр банковских услуг и продуктов для частных лиц и корпоративных клиентов, уверенно входящая в рейтинг топ-50 крупнейших банков России

(ИД «Коммерсантъ» на 1 апреля 2017 года). ОТП Банк является частью международной финансовой Группы ОТП (OTP Group) — одного из лидеров рынка финансовых услуг Центральной и Восточной Европы. ОТП Банк занимает 2-е место на рынке POS-кредитования (Frank Research Group на 1 апреля 2017 года) и 8-е место на рынке кредитных карт (Frank Research Group на 1 апреля 2017 года). ОТП Банк является участником системы обязательного страхования вкладов.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ