Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Регтех и саптех: второй подход к снаряду
17.03.2021 FinRegulationFinRetailFinTechАналитика

Регтех и саптех: второй подход к снаряду

Финансовый регулятор пообещал резкое снижение регуляторной и надзорной нагрузки за счет передовых IT. Почему банки этого пока не ощутили?


На момент объявления программа развития направления RegTech и SupTech в Банке России представляла собой некоторые очертания новой модели отраслевого надзора, предлагаемой к публичному обсуждению в профессиональной среде. К настоящему моменту далеко не все ее элементы приняли практические очертания, обращает внимание Алексей Войлуков, вице-президент АБР.

Управление киберрисками как самый успешный элемемент RegTech/SupTech

Наибольшие практические достижения есть в области управления рисками. Так, мониторинг и отслеживание киберугроз реализованы — как Банком России через собственную структуру ФинЦЕРТ, так и независимыми поставщиками решений, например компанией BI.ZONE, напомнил Алексей Войлуков: «Эти платформы позволяют обмениваться информацией в режиме реального времени». 

Виталий Трепыхалин, директор департамента IT-развития Московского кредитного банка (МКБ), рассказал, что в банке реализован проект AML (Anti-Money Laundering, противодействие отмыванию преступных доходов). Второе направление — KYC. В этой части в МКБ активно реализуются проекты из сферы управления данными: речевая аналитика, клиентские пути, RPA, риск-менеджмент. «Под влиянием новых требований в части RegTech/SupTech банку постоянно приходится решать новые задачи», — отметил Виталий Трепыхалин. Но возможности выбора на рынке есть. 

«Сегодня на рынке существует множество решений в части RegTech/SupTech, — рассказала Ольга Смирнова, руководитель проекта «Контур. Призма» компании «СКБ Контур». — В их числе: идентификация клиентов, автоматизация процессов комплаенса, мониторинг транзакций и контроль валютных операций. На мой взгляд, наибольшие успехи достигнуты в области KYC». Действительно, на рынке представлены даже удобные облачные сервисы, способные «парсить» данные в открытых и закрытых источниках, специальных перечнях, санкционных списках и агрегируют данные о клиенте в одной системе. «Используя такие облачные сервисы, специалисты финансовых организаций и банков могут за несколько минут решить, принимать ли клиента на обслуживание», — уверена Ольга Смирнова.

Активно развивается рынок автоматизированных решений по проверке транзакций (AML-решения). Такие сервисы сегодня проходят стадию наращивания функциональности. Например, сегодня с их помощью можно настроить автоматическую проверку тысяч платежных поручений. «Это особенно актуально, потому что количество клиентских операций, о которых банки должны отчитываться регулятору, неуклонно растет», — прокомментировала Ольга Смирнова.

Помимо достижения высокой производительности AML-проверок постоянно совершенствуются сами механизмы проверок. Большинство существующих на рынке решений работает за счет установки в системах специальных фильтров сомнительных операций, через которые проходят транзакции. Ольга Смирнова ожидает нового рывка в развитии AML-системы в связи с развитием методов машинного обучения (ML): «Такие методы позволяют точнее выявлять сомнительные операции в деятельности клиента, поскольку умеют анализировать текст назначения платежа».

Да, выбор решений данного класса выглядит обширным. Однако самые большие сложности связаны с реализацией амбициозной задачи: переходу к электронным взаимодействиям ЦБ с банком в реальном масштабе времени.

Общение с регулятором: полный онлайн

По оценке Виталия Трепыхалина, сейчас это самый сложный для практической реализации подход к обязательной отчетности и онлайн-мониторингу транзакций. «После длительных раздумий мы остановили свой выбор на AML-решении “Консалтика”, — рассказал специалист. — Основная сложность связана с большим количеством операций, которые заходят на контроль: категории разные, и списки полей соответственно тоже разнятся, сложный алгоритм передачи и обработки этих полей».

«Мы продолжаем развивать онлайн-мониторинг транзакций, обработку данных KYC, а также ряд других направлений», — рассказал Сергей Пегасов, старший вице-президент, директор дирекции информационных технологий ПСБ. С этой целью банку приходится развивать и совершенствовать свою IT-инфраструктуру. «В фокусе нашего внимания находятся вопросы перехода к микросервисной архитектуре и внедрения технологий работы с большими данными, — поделился задачами ПСБ эксперт. — Отдельно стоит вопрос аналитики больших данных в реальном времени».

Алексей Войлуков признался, что пока не удалось полностью перевести в онлайн решение KYC. О проекте такой платформы речь зашла еще несколько лет назад, тогда были прописаны требования к платформе и ее структура. А в прошлом году, рассказал Алексей Войлуков, в целях внедрения платформы KYC был даже внесен в Госдуму законопроект об изменениях в Федеральном законе № 115-ФЗ. Однако на встрече с Банком России, состоявшейся 18 февраля, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что в законопроекте была предложена не совсем удачная реализация, поэтому документ будет возвращен для доработки и повторного внесения. «Технической платформы на сегодняшний день нет, есть только декларация об удобном для банков и их клиентов представлении результатов обработки данных в виде “светофора”. Когда проект будет реализован с технической точки зрения, сказать сложно», — прокомментировал ситуацию Алексей Войлуков. 

 

 

Сергей Пегасов отметил, что финансовая сфера впервые столкнулась с необходимостью внедрения новых инструментов для решения бизнес-задач и регуляторных задач в режиме реального времени. Это новый вызов, требующий новых ответов. Эти ответы, по мнению эксперта, частично можно найти за рубежом — IT-решения такого класса ранее были разработаны глобальными IT-компаниями и с некоторых пор распространяются на свободной основе в формате ПО с открытым исходным кодом. В частности, Twitter, Facebook, LinkedIn, «ВКонтакте», «Одноклассники» для анализа больших данных в режиме реального времени используют такие решения, как Apache Druid и Apache Pinot.

Сложность IT-решений для онлайновых взаимодействий с ЦБ следует считать издержками начального этапа развития технологий RegTech/SupTech. Ведь задача, поставленная Банком России, заключается в снижении регуляторной нагрузки на поднадзорные организации.

Автоматизация сбора отчетности

Алексей Войлуков отметил, что к числу уже реализованных технологий RegTech/SupTech относится сбор отчетности в XBRL-формате. «Правда, это было сделано только для небанковских участников финансового сектора, — уточнил эксперт. — И очевидно, что у них такой автоматизации отчетности, как у банков, не было, поэтому внедрять было проще. Что же касается XBRL-формата для банков, здесь пока заметных сдвигов не произошло».

Виталий Трепыхалин отметил, что Банк России активно проводит работы по наполнению своих внутренних хранилищ и формированию отчетности на своих витринах. МКБ принимал участие в таких пилотных проектах. В числе проблем подобных проектов эксперт назвал создание защищенных каналов связи, по которым необходимо передавать большой объем транзакций и клиентских данных, и обеспечение безопасности передачи этих данных. «Выбор IT-решения будет связан, во-первых, с выбором внутреннего комплекса хранения данных, поддерживающего быстрое формирование данных, а во-вторых, с реализацией внутренних процессов организации закрытия операционных дней».

Речь идет о внедрении датацентричного подхода к регулированию отрасли. В рамках его реализации в конце прошлого года по инициативе АБР была создана совместно с Банком России рабочая группа. Перед ней поставлена задача определить пути практического воплощения такого датацентричного подхода. «Регулятор этой темой занимается более 20 лет, но преимущественно в теоретической плоскости», — заметил Алексей Войлуков.

Машиночитаемые инструкции регулятора

Большим подспорьем для упрощения взаимодействий банков с ЦБ должна стать еще одна обещанная технология цифровизации регулирования, предполагающая, что Банк России выпускает свои инструкции в машиночитаемом виде. Это значит, что они могут автоматически загружаться в IT-системы банков и использоваться для подсчета показателей или определения пограничных значений. Но пока подвижек по этой интересной банкам технологии не наблюдается, заметил Алексей Войлуков. Он напомнил, что ЦБ запускал в пилотном режиме отдельный амбициозный проект операционного дня, который позволял бы Банку России в режиме реального времени мониторить всю основную деятельность банков и их клиентов — как с точки зрения финансовой устойчивости, так и с точки зрения ПОД/ФТ. 

«Проект продлился год, но так и остался “пилотом”, — посетовал Алексей Войлуков. — Вероятно, задача оказалась намного серьезнее и масштабнее, чем изначально предполагал регулятор, поэтому она отложена до лучших времен или будет реализована в каком-то другом формате».

Сегодня речь идет о второй попытке «подхода отрасли к снаряду» RegTech/SupTech: должны появиться реально работающие регуляторные и надзорные IT-решения. Алексей Войлуков перечислил short list: датацентричный сбор отчетности, машиночитаемая модель регуляторных и надзорных требований с автоматизированным внедрением и платформа ЗСК («Знай своего клиента»), объединяющая максимальный круг участников, способных оперативно оценить существующие риски, требования со стороны ЦБ и увидеть, чем они обоснованы. При этом банки могут самостоятельно внедрить датацентричную модель хранения данных, полагает Алексей Войлуков. «Но это достаточно большой и затратный проект, отдача от которого неочевидна, пока Банк России сам не начнет собирать первичные или агрегированные данные», — пояснил эксперт. Один из путей сокращения стоимости такого проекта, полагает Виталий Трепыхалин, — внедрение систем на популярном стеке разработки и обязательный анализ совокупной стоимости владения.

Так что приоритеты расставлены, отрасль готова поддержать ЦБ в поисках наилучших технических решений. А Банк России, по информации из его пресс-службы, сейчас разрабатывает концепцию развития RegTech/SupTech на российском рынке. Обещают, концепция будет открыта для публичного обсуждения.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ