Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Ритейл заставит укрупниться
01.12.2006

Ритейл заставит укрупниться

Сейчас многие банки выделили ритейл в качестве приоритетного направления своего бизнеса. Насколько это оправданно и необходимо, каждый банк решает для себя сам. Свою точку зрения на расстановку сил на розничном рынке, на роль средних и малых банков в сфере потребительского кредитования изложил «БО» вице-президент Ассоциации региональных банков «Россия» Александр Хандруев.


— Александр Андреевич, сейчас звучат весьма благоприятные прогнозы развития розничного рынка в России. На ваш взгляд, какие тенденции скрываются за этими прогнозами? Каких качественных изменений стоит ожидать?

— В настоящее время повышенные расходы банков на ритейл с лихвой компенсируются высокими процентными ставками. По мере того как число участников розничного кредитования будет увеличиваться, объемы кредитов будут нарастать, процентные ставки неизбежно пойдут вниз. Снижение процентных ставок по потребительскому кредитованию очень серьезно поставит вопрос о затратах, которые связаны с розничным кредитованием. Понятно, что ритейловый бизнес — это наличие точек продаж, это эмиссия и эквайринг пластиковых карточек, это наличие банкоматов. Банки вынуждены формировать специальные резервы под выдачу розничных кредитов, вынимая деньги из текущих потоков. Кроме того, банкам необходимо ставить дорогостоящие скоринговые системы для качественной проверки заемщиков. Если использовать дешевые системы, то и результат можно получить соответствующий. Поэтому розничное кредитование (включая авто-, потреб-, ипотечное кредитование) связано с очень большими затратами, с необходимостью повышения устойчивости ресурсной базы.

В такой ситуации на рынок неизбежно будут выходить крупные специализированные институты, которые сосредоточены, например, только на автокредитовании, или компании, которые занимаются продажей товаров в кредит через сеть супермаркетов. Ведь неслучайно, во всем мире ритейловый бизнес — это территория для крупных финансовых супермаркетов. Это не означает, что малые и средние банки там вовсе не занимаются ритейлом. Однако они, образно говоря, работают по принципу воробушков, которым достаются крохи со стола. Ориентировать свой бизнес на розничное кредитование для малых и даже средних банков смерти подобно. Затраты большие, а доходность, прибыльность этих операций объективно будет снижаться.

Нельзя сравнивать крупные сетевые банки, имеющие возможности рефинансировать свои операции по кредитованию населения, располагающие большими технологическими возможностями и известным брэндом, и небольшие кредитные организации. Крупные банки, например Райффайзенбанк, «Сосьете Женераль», могут выдавать ипотечные кредиты в России уже под 9–10%. У них есть большие возможности привлекать средства на межбанковском рынке по приемлемым ставкам. Даже с учетом того, что сейчас долларовые ставки пошли вверх, эти банки имеют возможность брать деньги под шесть и менее процентов годовых. Для российских же мелких и средних кредитных организаций серьезная головная боль — где взять более или менее дешевые ресурсы.

Поэтому мой прогноз таков: тот ритейловый профиль банковской системы, который сейчас складывается, приводит к необходимости консолидации банковского бизнеса, он подталкивает этот процесс. Банки, которые хотят заниматься ритейлом, розничным кредитованием всерьез и надолго, будут стараться поглотить, приобрести банки с филиальной сетью. Поэтому еще больше, чем это было до сих пор, усилится тенденция к слияниям и присоединениям. Вспомним, когда Росбанк решил заняться ритейлом, он поглотил «1 О.В.К.». Правда, сейчас уже и сам Росбанк стал «куском пирога» для «Сосьете Женераль».

— Но ведь на рынке есть и феномен «Русского Стандарта», который не является банком- гигантом. Неужели дорога на розничный рынок закрыта и для средних банков?

— Сейчас на долю малых и средних банков приходится значительный объем операций по кредитованию населения. С большим отрывом, конечно, лидирует Сбербанк, вторую позицию занимает банк «Русский Стандарт». В рейтингах розничного кредитования средние банки занимают как раз довольно высокие позиции. Однако эта картина будет меняться. Вскоре игроки займут строго определенные места, при этом малые и средние банки сместятся на периферию кредитования населения. Это не означает, что они вообще уйдут с розничного рынка. Небольшие банки будут работать, но в силу ограниченных возможностей, в силу обострения конкурентной борьбы, увеличения затрат при уменьшении процентных ставок они будут вытеснены на периферию розничного бизнеса. Таким кредитным организациям надо искать другие рыночные ниши, другие виды бизнеса.

Я прогнозирую, что феномен «Русского Стандарта» (относительно небольшого банка, которому удалось достичь лидирующих позиций на рынке) в ближайшем будущем будет невозможен. Новые лидеры будут появляться только в результате прихода или очень крупных игроков, или в результате слияний и поглощений.

— Проблема просроченной задолженности пока, возможно, некритична, но вскоре может стать таковой. Какова, на ваш взгляд, ситуация с проблемными клиентами в малых и средних банках?

— Здесь два важных момента. Первый состоит в том, что у крупных банков стоят современные скоринговые модели, а малые банки выдают кредиты в основном «на глазок». Второй связан с процентной ставкой. Для малых и средних банков единственный способ выжить — это держать эффективную процентную ставку более высокой. А чем выше процентная ставка, тем выше так называемая асимметричность информации. Чем выше по кредитам процентные ставки, тем больше удельный вес ненадежных заемщиков придет в банк. Ведь надежный, добросовестный заемщик прежде чем взять кредит, оценит процентную ставку на предмет того, сможет ли он вернуть банку деньги. Поэтому чем меньше процентная ставка, тем больше удельный вес надежных заемщиков. Рано или поздно все плохие заемщики сосредоточатся в малых и средних банках. Последние, в свою очередь, будут вынуждены принимать на себя более высокие риски и иметь в своем кредитном портфеле много «плохих» кредитов. Финансовые результаты таких банков будут неудовлетворительны. Собственник задумается, стоит ли ему держать такие активы.

Сегодня многие малые и средние банки испытывают объективную потребность в продаже своего бизнеса, они активно ищут стратегических инвесторов.

— И кто в основном является или потенциально может выступить в роли таких инвесторов?

— Стратегические инвесторы, как правило, приходят либо из-за границы, либо из Москвы и Санкт-Петербурга. Мой прогноз следующий: в ближайшее время региональные банки за очень небольшим исключением будут иметь в качестве стратегических инвесторов иностранцев или москвичей и петербуржцев.

Для иностранцев российский рынок ритейла привлекателен. Розничные операции сейчас высокодоходны. Кроме того, западные кредитные организации имеют налаженные и отработанные технологии. Неудивительно, что в некоторых регионах они практически полностью захватывают рынок. Приведу пример. Через свою дочернюю структуру «Русфинанс» «Сосьете Женераль» купил Промэкбанк — самарский банк, который являлся лидером автокредитования в регионе. Кроме того, французская финансовая группа имеет в Самаре свой филиал банка — «Сосьете Женераль Восток». Получается, что на самарском рынке банк играет в «четыре руки». Я разговаривал с местными банкирами, они считают, что еще несколько лет конкуренция на рынке розничного кредитования будет очень острой.

Причем все это я говорю не в пессимистических тонах. Наоборот, потребитель будет только рад, если он сможет прийти в банк и взять ипотечный кредит под 10%, а не под 20%, или автомобиль под 7% годовых и при этом условия договора будут благоприятные.

Получается интересная ситуация. Банки стремились приучить население жить в долг, люди постепенно начали привыкать к кредитам и стали активно ими пользоваться. В результате традиционная банковская система, к которой мы привыкли, подвергнется сильной трансформации, перестанет существовать в традиционном для нее формате.

— Возникает традиционный вопрос о целесообразности существования малых банков.

— В нашей стране исторически сложилось так, что существует только один по-настоящему многофилиальный банк — Сбербанк. Других многофилиальных банков нет. Идет только процесс их формирования. Уровень обеспеченности филиальными услугами в России один из самых низких в Европе, мы занимаем чуть ли не последнее место. У нас на 100 тыс. жителей в среднем приходится 3,5–4 банковских учреждения (в Москве примерно 8–9, в регионах — 1,5–2). Для сравнения: в Европе и США на такое же количество населения приходится 60–70 банковских учреждений. Кроме того, остро чувствуется нехватка банкоматов, особенно в регионах. В Москве их, конечно, больше, хотя в основном это банкоматы Сбербанка.

Сберегательный банк под предлогом оптимизации затрат в течение последних лет сокращал свою филиальную сеть. Это не компенсировалось наращиванием филиальной сети другими банками. Поэтому региональные банки берут на себя функцию компенсации дефицита финансовых посредников. Кроме того, в регионе, как правило, присутствует филиал Сбербанка. Если нет никакого другого банка, то он выступает в роли монополиста. При наличии регионального банка возникает хоть какое-то подобие конкуренции.

Экономическая жизнь страны не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом. Не следует забывать, что на периферии предприятия, в том числе и малый бизнес, остро нуждаются в кредитах. Очень часто предпринимателям нужны кредиты на небольшие суммы. Такие заявки, например, Сберегательный банк может рассматривать долго, в течение нескольких месяцев. Другим коммерческим банкам открывать филиалы и допофисы только для того, чтобы выдавать кредиты малому бизнесу, нецелесообразно, поскольку затраты на это будут больше, чем доходы. А малые региональные банки могут эту функцию выполнять. Кстати, во всем мире малые банки играют незаменимую роль в оказании микрофинансовых услуг.

Говоря о небольших банках, также важно понимать, какой банк считать малым. Сейчас под малым банком подразумевается кредитная организация с капиталом 5 млн евро и ниже, средний банк должен иметь капитал от 20 до 30 млн евро. По мере консолидации банковского бизнеса эти критерии отнесения банков к той или иной «весовой категории» будут меняться. Думаю, что лет через десять малым будет считаться банк с капиталом в 20–30 млн евро.

Я уверен, что всегда будут существовать относительно небольшие банки, которые, работая на определенных сегментах рынка, сохранят свою конкурентоспособность. Об этом свидетельствует опыт всех развитых стран — Италии, Швейцарии и др. Например, интересна ситуация в Швейцарии, где очень много относительно небольших банков. Есть там, конечно, гиганты, наподобие Credit Suisse. Но в этой стране очень много и маленьких респектабельных банков с историей, которая ведет свой отсчет со времен наполеоновских войн. Безусловно, они имеют узнаваемый брэнд, у них отработаны все операции, высокий уровень квалификации специалистов. В США тоже много малых банков. Это сложилось исторически: поскольку было запрещено открывать филиалы в других штатах, каждый штат был вынужден иметь свои банки. В США даже вопрос так не стоит: зачем нужны малые банки? Американцы просто не понимают такой постановки вопроса. Если банк конкурентоспособен, приносит прибыль, значит, он нужен и владельцу, и клиентам.

И еще хочу сказать по поводу часто звучащего обвинения малых банков в отмывании «грязных» денег. Через крупные банки отмываются суммы гораздо крупнее, чем через малые банки. Более того, фирмы-однодневки, отмывающие деньги, нередко предпочитали работать через крупные банки, где в общем огромном потоке клиентов их не так видно. В регионах же клиентов рассматривают почти как под микроскопом.

— Ваши прогнозы по сделкам слияний и поглощений?

— Сложно прогнозировать сделки слияний и поглощений, поскольку тут возможны самые разнообразные альянсы. Я не исключаю даже такой фантастический вариант, как объединение через какое-то время Сбербанка и Внешторгбанка и создание российского супербанка. Конечно, сейчас это выглядит, как некая фантазия. Но как знать, насколько немыслимо такое слияние, будущее покажет. Например, кто мог подумать, что BNP и Paribas объединятся? Поэтому я не отвергаю возможности самых неожиданных альянсов.

— Когда придут крупные иностранные стратегические инвесторы, о которых вы говорили: в ближайшие год-два или пять?

— Этот приход уже активно начался. В России работает около 50 иностранных «дочек», причем крупнейших банков. Вспомним только некоторые из сделок: покупка Райффайзенбанком Импэксбанка, приобретение венгерским банком ОТР Инвестсбербанка, сделка «Сосьете Женераль» по покупке пакета акций Росбанка. И это только начало.

Насколько активно пойдут в Россию иностранцы в ближайшие год-два, зависит от оценки политических рисков: Запад ждет президентских выборов 2008 года.

Кроме того, следует понимать, что отечественные банки еще не вполне привлекательны для поглощения иностранцами в силу ряда причин: другой системы бухгалтерского учета, непрозрачности и т.д. Я не могу сказать, что российские банки непрозрачны. Просто критерии прозрачности у нас и у иностранцев немножко разные. Здесь важно, чтобы наши кредитные организации не стали механическими компиляторами западной практики. Мы не должны автоматически копировать их подходы, например, к корпоративному управлению. Ведь одно дело, когда рассматривается крупный иностранный банк, где должны быть независимые директора, специальные комитеты и другие структуры. Другое — когда речь идет о среднем российском банке. Среднему российскому банку все эти комитеты не нужны, они становятся лишним, никому не нужным буфером. Поэтому воспринимать западную практику и использовать иностранный опыт тоже нужно с умом.






Новости Новости Релизы