Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Роботы вышли на борьбу с кредитными рисками
28.10.2020 Best-practice
Роботы вышли на борьбу с кредитными рисками

Если до недавнего времени большинство компаний, банков и просто обычных людей задавались вопросом «Как и где заработать больше?», то события 2020 года сместили фокус внимания на задачу сохранить и не потерять то, что имеем


С этой целью банки ввели комплекс антикризисных мер:

  • оптимизация и контроль уровня расходов;
  • диверсификация деятельности;
  • стандартизация и автоматизация внутренних бизнес-процессов;
  • концентрация внимания на финансовом анализе заемщиков.

В условиях неопределенности именно контроль уровня рисков в обслуживании клиентских сделок оказывает наибольшее влияние на деятельность банка, его устойчивость и успешность. Чтобы минимизировать кредитные риски, нужно вовремя среагировать на возникновение негативных тенденций в деятельности клиента.

Банки не располагают единой системой, предоставляющей информацию для контроля рисков и принятия решений по сделкам, часто анализ сделки и выявление негативных результатов проводятся с опозданием, и банку приходится работать с последствиями. К тому же такой анализ отнимает время у сотрудников банка, а при работе с объемным массивом информации часто возникают ошибки и дополнительные операционные риски. 

Появление внешних источников информации и возможности инструментов роботизации создают огромный потенциал для разработки инновационных решений.

Таким решением от Руснарбанка на базе мультипродуктовой Цифровой платформы НОРМА стал процесс по онлайн-мониторингу рисков, позволяющий выявлять негативные тенденции и далее контролировать принятие решений по клиенту.

Преимущества бизнес-сервиса:

  • роботы в фоновом режиме обращаются к источникам информации, собирают и структурируют необходимый для анализа массив данных;
  • пользователи сервиса моментально получают информацию обо всех негативных явлениях по сделке;
  • в мониторинг также попадают предмет залога, третьи лица, прямые и косвенные участники сделки;
  • сервис позволяет параметризировать наборы триггеров для оценки риска;
  • информация консолидируется и хранится в системе. Пользователи через встроенный BI-инструмент могут получить необходимый срез аналитики.

Для удобства система разбита на блоки, внутри которых — набор параметров оценки. Это дает возможность видеть информацию в комплексном и структурированном виде.

Сервис позволяет:

  • контролировать нарушение клиентом финансовых ковенант; 
  • отслеживать качество кредитной истории клиентов;
  • выявлять попытки рейдерского захвата через отслеживание изменений в структуре владения компанией;
  • выявлять возникновение картотеки и приостановки операций по счетам клиента в банках;
  • выявлять возникновение обременения долей в уставном капитале организаций;
  • выявлять наличие претензий со стороны третьих лиц (арбитражные дела, исполнительные производства);
  • отслеживать просрочку по кредитам в банке для своевременного изменения оценки качества ссуды;
  • отслеживать возникновение обременений, ограничений со стороны третьих лиц, смену собственника по объектам залога и активам клиента.

По триггерам автоматически формируется отчет оператору, а в соответствии с таймингом система контролирует отработку данной задачи. За счет автоматизации процессов происходит не только снижение риска, но и сокращение операционных издержек, а за счет определения уровня риск-рейтинга корректно определяется доходность по сделкам с клиентом.

 

 

На оценку 1000 юридических лиц работают колония роботов со стороны платформы «Норма» и один сотрудник банка. В итоге банк значительно снижает уровень риска, операционные издержки, повышает качество обслуживания и лояльность клиента.

Создатели функционала процесса мониторинга продолжают ее совершенствовать, обучать роботов, расширять набор источников информации, создавать новые способы работы с данными, подключая элементы машинного обучения, а также расширять функционал Open API, добавляя новые возможности работы с сервисом сторонним контрагентам. 






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ