Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Аузан в интервью генеральному директору «БизнесДром» Павлу Самиеву рассказал о современном поколении студентов, предпринимательском мышлении и искусственном интеллекте в образовании
ПАВЕЛ САМИЕВ: Александр Александрович, как можно оценить степень подготовки абитуриентов? С точки зрения не только знаний, но и эмоционального интеллекта, в широком смысле — восприятия обучения?
АЛЕКСАНДР АУЗАН: Этому поколению тяжело пришлось — во-первых, они зумеры, то есть их память вынесена в гаджеты. Во-вторых, по ним ударило ковидом. Они учились перед экранами, человеческого общения не хватало, и в итоге социализацию они прошли недостаточную. В-третьих, стресс 2022 года — это так или иначе изменение планов, траектории развития. Все эти факторы повлияли на мировоззрение, жизненную позицию и мотивацию. Я бы сказал, что это «раненое» поколение. Наш факультет даже организовал посвящение студентов для одного из потоков в середине обучения, а не в начале, как обычно. Мы решили отдать им здание факультета на ночь для различных квестов и дискотек, и ректор эту идею сразу одобрил, ведь социализации действительно не хватает.
Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова
Если оценивать их с точки зрения интеллекта, то математики всегда утверждают, что каждое следующее поколение в этом смысле слабее предыдущего. Возможно, системное мышление у зумеров действительно развито слабее, но у них есть свой источник конкурентоспособности — многозадачность. Один студент сказал мне, что нынешнее поколение — как утка: и плавает, и летает, и ходит, но все это делает плохо. Поэтому над качеством многозадачности нынешней молодежи еще нужно поработать.
ПАВЕЛ САМИЕВ: Здесь же еще присутствует проблема восприятия коротких форм, текстов — «клиповое мышление». Грубо говоря, нужно «объяснять на карточках».
АЛЕКСАНДР АУЗАН: Да, есть такая история. Я бы сказал, что она относится не только к тому, как мы объясняем, но и к тому, как они это делают. У меня в практике были студенты даже второго года магистратуры, которые при демонстрации презентации не помнили, что у них на первом слайде. Им надо помогать. Эта история похожа на то, что было во время первой промышленной революции. Люди становились физически слабее, из-за того что их работу начали выполнять машины. Тогда Англия была спасена спортом — боксом, футболом. Для нынешнего поколения требуется интеллектуальный футбол, чтобы они могли расширять свою органическую память и помнить собственные утверждения.
ПАВЕЛ САМИЕВ: А как обстоят дела с предпочтениями студентов — преобладает желание специализироваться и углубляться в одну какую-то тему или же есть тяга к фундаментальности и междисциплинарности?
АЛЕКСАНДР АУЗАН: В прошлом году мы набрали на факультет 650 человек, и, разумеется, среди них есть и те, и другие. Одни пришли за фундаментальностью, а другие хотят быстрее начать работать. Есть спрос сейчас на прикладные знания? Да, причем самые разные — есть запрос на программирование, китайский язык и много других дисциплин. Многие студенты рано рвутся на работу, приходится их немножко притормаживать и объяснять — рано выйдя на работу, они получат денег больше, чем студенческая стипендия, но в течение жизни вряд ли их доход сильно увеличится. А с ростом уровня образования шансы на высокие доходы растут.
ПАВЕЛ САМИЕВ: Изменилась ли ситуация с признанием российского экономического образования в мире с учетом последних событий и если да, то в какую сторону?
АЛЕКСАНДР АУЗАН: Странно было бы сказать, что ситуация не изменилась. Скорее надо удивляться и радоваться тому, что некоторые глобальные связи сохранились. Мы продолжаем отправлять наших студентов на стажировки и обменные программы в Италию, Германию, Францию, Китай... Объемы сотрудничества меньше, чем раньше, но даже с летними школами в США мы продолжаем работать. Что касается признания диплома — мне кажется, это сейчас вопрос разумных границ российской реформы образования.
С моей точки зрения, не надо забывать, что Россия конкурентоспособна не только в атомной энергетике, цифровых экосистемах и поставках аграрной продукции, но и в высшем образовании.
На нашем факультете каждый шестой студент — иностранец. В основном учатся студенты из Китая, Казахстана, но в целом — из 24 стран. Поэтому то, как будет устроена система обучения и дипломов, насколько она будет понятна миру, влияет на наши экспортные возможности.
Этот момент не нужно упускать, причем не из-за денег, а из-за обеспечения серьезного влияния в мире. Поэтому вузы должны сами для себя выбирать одно из принятых в мире «одеяний»: бакалавриат или магистратуру, интегрированную магистратуру с выдачей двух дипломов или пяти-шестилетний специалитет. На этой позиции стоят и МГУ, и Федеральное учебно-методическое объединение «Экономика и управление», председателем которого я являюсь.
Например, коллеги с направления государственного и муниципального управления считают, что им нужен пятилетний специалитет, а экономические вузы нуждаются в сохранении текущего формата — бакалавриат и магистратура. Тем более что в магистратуру приходит много студентов с неэкономическим образованием. Надо держать открытой эту дверь, ведь это довольно естественное даже для биолога или физика желание — получить дополнительное экономическое образование с нормальным магистерским дипломом, чтобы решать задачи бизнеса.
ПАВЕЛ САМИЕВ: Какова роль программ, которые формируются совместно с участниками рынка, компаниями?
АЛЕКСАНДР АУЗАН: На наших магистерских программах большинство преподавателей — это люди из индустрии: из банков, финтеха, цифровых и прочих компаний. Соответственно это в основном не институциональные связи, а личные, профессиональные. Входной барьер — качества самого человека, компетенции, которые он несет. Формально на факультете 268 преподавателей, а реально преподающих — более тысячи. Это и есть связь с индустрией.
ПАВЕЛ САМИЕВ: А если посмотреть с точки зрения студентов — какие у них критерии работодателя мечты? Как он выглядит сейчас и как это менялось за последние годы?
АЛЕКСАНДР АУЗАН: Лет 10 назад лидировали регуляторы и госорганы. Банк России до сих пор остается желанным местом работы, но это особый государственный орган по ряду критериев, тем более что им управляют выпускники нашего экономического факультета. И управляют, на мой взгляд, достаточно успешно. Потом были популярны сырьевые компании, а сейчас — цифровые: Сбер, «Яндекс», «Лаборатория Касперского», VK. Поэтому мы начинаем выстраивать институциональные планы именно с цифровыми экосистемами.
ПАВЕЛ САМИЕВ: Можете дать прогноз — как это будет выглядеть дальше? Надолго ли предпочтительной останется именно эта категория работодателей?
АЛЕКСАНДР АУЗАН: Думаю, да. В тяжелое время пандемии мы просмотрели радостные события — цифровизация в России успешно выросла. Это касается и банкинга, и цифровых экосистем, и каршеринга и многих других областей. Россия оказалась на передовой развития цифровых технологий. Понятно, что сейчас будут возникать трудности с материальными элементами, такими как микропроцессоры, но я не думаю, что эти компании в ближайшие годы утратят свое лидерство.
ПАВЕЛ САМИЕВ: Возможно, здесь существует еще одно ограничение — рынки, на которых они могут оперировать. Такие компании пытались выйти на международную арену, а сейчас с этим есть трудности.
АЛЕКСАНДР АУЗАН: Сейчас компании, о которых мы говорим, продолжают это делать. Я неплохо знаком с деятельностью Сбера и «Яндекса», и они активно выходят в Индию, Латинскую Америку, Африку. Да, конечно, Лондон, Париж и Вену им отрезали, но мир велик.
Александр Аузан (МГУ им. Ломоносова), Павел Самиев («БизнесДром»)
ПАВЕЛ САМИЕВ: Можно ли в рамках финансового образования формировать предпринимательское мышление?
АЛЕКСАНДР АУЗАН: Это уже делается. На нашем факультете в бакалавриате два направления — экономика и менеджмент, а в магистратуре появилось третье направление — финансы. Например, очень популярна магистерская программа «Финансовая аналитика»; наши студенты девять раз за 10 лет побеждали в конкурсе CFA. В экономике лидеры роста — магистерская программа «Анализ данных в экономике» и наша новая программа «Национальные модели устойчивого развития». А в менеджменте растет спрос, в том числе и зарубежный, на англоязычную программу International Business Management. И она не испытала трудностей из-за событий, которые потрясли мир.
Возвращаясь к предпринимательству, замечу, что у нас есть кафедра экономики и инноваций, которая является ключевым игроком в области технологического предпринимательства. Они создали акселераторы, инкубаторы и прочие структуры, причем не только на факультете. Для нас это давнее серьезное направление. Сейчас мы проектируем «проращивание» не просто предпринимательства, а сразу проектов внутри цифровых экосистем. Соответственно мы будем пытаться это развивать с цифровыми гигантами — со Сбером и «Яндексом», потому что это совершенно другие форматы, возможности и иная культура предпринимательства.
ПАВЕЛ САМИЕВ: Нельзя не поговорить об искусственном интеллекте (ИИ) в образовательном процессе. Очевидно, что через некоторое время мы увидим значительные изменения, которые с этим связаны. Как можно оценить их?
АЛЕКСАНДР АУЗАН: Эти изменения уже начались. На защитах бакалаврских, магистерских работ мы уже без труда вычисляем сгенерированные GPT запросы. И это примерно каждая двадцатая магистерская работа. Если учесть, что антиплагиат совершенствует свою программу и работы проходят первую фильтрацию через него, то это достаточно большой объем использования GPT в диссертациях. Надо сказать, что вычислять это достаточно легко — ИИ делает более или менее правдоподобные тексты, но ссылки на источники всегда вымышленные, включая название журналов. Возрастает роль устной защиты — чтобы студент показал, что он действительно разбирается в теме, даже если воспользовался ИИ.
Мы не можем запрещать ИИ — это бессмысленно и неэффективно. Но мы должны найти форматы нормальной кооперации с ним, в том числе в процессе написания работы.
В сентябре Ученый совет факультета будет обсуждать доклад о предполагаемых правилах работы с ИИ. В нем содержится информация о том, какие задачи можно делегировать ИИ и оставить на него ссылку как на источник, а какие задачи студенты должны выполнить самостоятельно.
Я вижу гораздо более глубокую проблему в развитии ИИ. С моей точки зрения, он будет быстро «пожирать» профессии среднего класса, то есть те профессии, которые основаны на обучении алгоритмам.
А мы всю жизнь всех так и учили. Я думаю, что нужен серьезный образовательный разворот, и мы уже начали это делать. ИИ все равно обыграет нас в способностях по вычислению, обработке источников. Но у человека есть правое полушарие. Он способен выдвигать гипотезы, которые будет проверять ИИ. В конце концов, человек обладает интуицией, а про ИИ нам такого пока неизвестно.
Поэтому, по существу, нам нужно все образование развернуть в сторону развития правополушарного мышления. Есть очень хорошее китайское исследование, представленное в 2017 году. По его итогам выяснилось, что китайское экономическое чудо обеспечили далеко не все регионы, а те, которые давно ввели гражданский экзамен «по Конфуцию» — стихосложение, каллиграфия и т.д. Поэтому мы резко расширяем гуманитарный цикл — всемирная литература, деловые коммуникации, академическое письмо, мировая история и география. Также мы поощряем студентов, которые занимаются разными видами искусства. То, что наши студенты имеют театральный кружок, «Музыкальный час», ораторский клуб, арт-сообщество и т.д. — это очень хорошо. Нам всем предстоит серьезный переворот в образовании, и я надеюсь, что мы его уже начали.
На фоне запуска первых полисов долевого страхования жизни, которое по текущим оценкам остается довольно консервативным для клиентов, интересно рассмотреть использование международного долевого страхования жизни (МДСЖ) и оценить возможности этого продукта для резидентов РФ. В текущих экономических условиях этот инструмент может стать одним из наиболее эффективных в задаче накопления и приумножения капитала
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты