Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Аналитический центр НАФИ и Ассоциация участников Мастеркард опубликковали результаты исследования, посвященного особенностям использования дистанционного банкинга россиянами
В ходе исследования изучались практики дистанционной оплаты с помощью интернет-банка и мобильного банка, были проанализрованы факторы, являющиеся для потребителей барьерами либо драйверами для использования этих услуг. Участники исследования были подобраны с учетом их пользовательского опыта и разделены на две одинаковые по числу человек группы: «продвинутые» и «обыватели». Первые пользуются как минимум обоими дистанционными каналами и делают это не реже одного раза в неделю. Вторые, либо пользуются одним из исследуемых каналов, либо делают это реже одного раза в месяц.
Исследование показало, что и «продвинутые» пользователи, и «обыватели» подобрали для своих дистанционных платежных операций определенный канал оплаты, соответствющий требованиям жизненой ситуации (например, быстрый перевод знакомому через мобильный банк, оплата ЖКХ через интернет-банк, оплата услуг детских дошкольных учреждений и т.п). Смена способа может происходить под давлением внешних обстоятельств, например, неработоспособности техники, внезапного изменения срочности платежа, отклонения от ежедневного маршрута (если по дороге есть отделение банка). Однако продвинутые пользователи в качестве исключения могут поменять канал оплаты из любопытства и стремления протестировать новый сервис.
Исследование проведено Аналитическим центром НАФИ в мае 2016 года по заказу Ассоциации участников Мастеркард. Исследование проведено в 2 этапа:
1) 8 фокус-групп в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге
2) Онлайн-форум, 60 участников. Портрет участников обоих этапов исследования — потребители финансовых услуг, в возрасте 25–45 лет, с высшим образованием представители премиального сегмента (Mass Affluent), имеющие смартфон, активные пользователи и обыватели.
Участники фокус-групп отметили, что обязательные платежи являются рутинной практикой, которая достаточно стабильна, редко меняется, тем более, что смена реквизитов требуется не часто. Для большинства предпочтительным способом проведения таких платежей стал интернет-банк. Большой экран стационарного компьютера или ноутбука позволяет работать с «длинными» реквизитами, а смс-подтверждения повышают доверие к безопасности этого канала. Барьерами для использования Интернет-банка чаще всего становятся отсутствие квитанции с «синей печатью», чека или других форм документарного подтверждения (особенно для больших сумм).
Преимущества мобильного банка становятся более заметны при осуществлении небольших денежных переводов. Этот дистанционный канал используется для мелких взаиморасчетов с друзьями, знакомыми, для небольших займов, оплаты «покупок по поручению», совместных обедов и т.п. Мобильный банк воспринимается как приемлемый по безопасности при условиях небольшой суммы и знакомого контрагента. При этом особую важность приобретает скорость платежа (и на уровне самого действия в смартфоне, и по срокам доставки денег). Если же сумма становится значительной или адресат знаком недостаточно, то требования к безопасности, к документальному подтверждению растут, и пользователь меняет канал на интернет-банк. Отметим, что дополнительным фактором использования мобильного приложения является наличие у адресата карты того же банка, что и у отправителя, что позволяет использовать переводы по номеру телефона.
При необходимости проведения операции с большой суммой денег потребители отдают предпочтение визиту в банк, а преимущества комфорта и скорости, присущие дистанционным каналам, отступают на второй план. На первом плане – безопасность и контроль над ситуацией.
Таблица 1. Модель выбора канала для проведения обязательных платежей и переводов физическим лицам и организациям
Интернет | Платежный терминал /Банкомат | Банк/ЕРЦ) |
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
Интернет-банк |
|
|
||||
Основные обязательные платежи |
||||||
Жилищно-коммунальные услуги |
Х |
х |
х |
|||
Связь: Интернет, мобильный телефон |
Х |
Х |
||||
Оплата детских учреждений: детский сад, секции, школа |
Х |
х |
||||
Выплаты по кредитам (ипотека, кредитные карты и пр.) |
х |
х |
||||
Платежи в пользу государства: налоги, пошлины за госуслуги, штрафы |
Х |
х |
х |
|||
Переводы физическим лицам и организациям |
||||||
Финансовая помощь близким |
х |
|||||
Взаиморасчеты с друзьями, знакомыми в рамках совместных покупок или мелких займов |
х |
|||||
Переводы, связанные с трудовой деятельностью (часто для индивидуальных предпринимателей). |
х |
х |
||||
Зарубежные переводы |
х |
|||||
Переводы в пользу организаций, юридических лиц в основном для оплаты услуг (билеты, бронирование гостиниц, закупки товаров в рамках работы и пр.) |
х |
Источник: Аналитический центр НАФИ
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка